Видеопроектор JVC DLA-X5900

13.12.2017 Возврат к списку Просмотрено: 18 раз

Троицу кинотеатральных Full HD-проекторов JVC семейства DLA уже вполне можно было бы помещать в зал славы видеотехники – если бы, конечно, такой существовал. С момента её запуска сменилось уже восемь поколений, и на протяжении всей своей истории аппараты эти как правило лидируют в тестах, а и их картинка частенько служит точкой отсчёта даже в оценке качества профессиональной проекционной техники.

На этот раз мы познакомимся со свежей версией самой доступной модели и посмотрим, на что она способна.

БАЛАНС ЦЕННОСТЕЙ

Казалось бы, с появлением лазерных источников света и форматов сверхвысокой четкости, легендарная линейка должна начать отходить на второй план, однако ничего подобного пока не наблюдается.

3.jpg

Секрет в том, что людей, которые могут себе позволить вложить в домашний кинотеатр практически неограниченный бюджет, гораздо меньше, чем серьезных киноманов, способных оценить высококлассную картинку, но не готовых платить за нее теперешнюю цену продвинутого 4К-проектора, тем более лазерно-фосфорного. К тому же инженеры JVC делают всё возможное, чтобы каждое следующее поколение поддерживало самые актуальные на момент своего появления форматы и технологии.

Герой сегодняшнего теста – прямой потомок аппарата DLA-X5500, о котором мы подробно рассказывали весной. Внешне он от предшественника не отличается практически ничем: тот же безошибочно узнаваемый дизайн с двумя фронтальными воздухозаборниками, серебристой накладкой вокруг объектива и зрачком ИК-сенсора рядом с ним. Датчиков управления, кстати, два – второй смонтирован на тыловой панели рядом с триггерным портом и разъемом для внешнего 3D-синхронизатора. Да-да, объемную картинку все новые проекторы JVC по-прежнему поддерживают, что не может не радовать даже на фоне отказа от неё в релизах сверхвысокого разрешения. Ведь диски 3D Blu-ray не просто сохраняются в коллекциях, они до сих пор печатаются и продаются, причём в таких объемах, до которых новомодным носителям Ultra-HD Blu-ray ещё расти и расти.

5.jpg

Что касается перспективных форматов, то пара разъемов HDMI версии 2.0b принимает не только сигналы Ultra HD (3840 х 2160), но видеопотоки в настоящем кинотеатральном 4K разрешением 4096 х 2160, причём с глубиной цвета вплоть до 12 бит.

7.jpg

Главная фишка DLA-X5900 – в корне обновленная система оптического повышения чёткости изображения e-shift, которая теперь именуется 4K e-Shift5. В пятом поколении основной принцип её действия остался неизменным, и мы не раз его подробно разбирали. Если в двух словах, механический сдвиг отражающих матриц HD ILA по вертикали и горизонтали на расстояние, равное половине пикселя, приводит к значительному улучшению резкости картинки. Но если механика e-shift в новой модели осталась неизменной, то алгоритмы управления ею изменились радикально. Главная цель данного апгрейда – увеличение точности отображения тонких диагональных линий, экстремально мелкого текста и повышение корректности отработки сцен с быстрым движением. Важный момент заключается в том, что, два последних поколения e-shift (версии 4 и 5) способны полностью обрабатывать информацию, содержащуюся даже в видеопотоках экстремально высокого качества – 4К на скорости 60 кадров в секунду при полном цветовом разрешении 4:4:4.

Пара разъемов HDMI версии 2.0b принимает не только сигналы Ultra HD (3840 х 2160), но видеопотоки в настоящем кинотеатральном 4K разрешением 4096 х 2160, причём с глубиной цвета вплоть до 12 бит.

Ещё одно важное новшество – улучшенная система обработки сигналов HDR, обеспечивающая увеличенную пиковую яркость и более точную передачу градаций в режиме расширенного динамического диапазона. Что касается форматов HDR, то, как и в прошлогодней линейке, поддерживается самый ходовой HDR10, а также максимально приспособленный для передачи по существующим вещательным сетям HLG. Появление на входе сигналов HDR10 теперь определяется автоматически, с установкой соответствующих пресетов гамма-функции (ST.2084) и рабочего цветового пространства (BT.2020). Ради справедливости напомню, что ни сам проектор, ни выходящие сейчас кинорелизы на дисках Ultra HD Blu-ray полностью использовать преимущества данного мегапродвинутого формата не могут – для домашней, да и для большей части профессиональной техники он пока продолжает оставаться одёжкой на вырост. Забегая немного вперед скажу, что в плане цветового охвата DLA-X5900 с запасом соответствует формату BT.709, а при тщательной калибровке практически полностью выходит на параметры кинопрокатного DCI-P3. Так что на реальном видеоконтенте никаких цветовых огрехов он себе не позволяет.

9.jpg

Третья инновация в первую очередь порадует… хотел написать геймеров, но нет, пожалуй, все-таки киноманов. Дело в том, что в проекторе улучшен режим малой задержки, который впервые появился в прошлом поколении аппаратов JVC DLA и отвечал за очень быстрое (менее 0,04 сек) время обработки кадров перед их появлением на экране. Так вот, преимущество новой реализации Low Latency заключается в отсутствии цветовой и яркостной компрессии при отображении сигналов сверхвысокого разрешения с 10- или 12-битным квантованием. Честно говоря, не думаю, что найдется много геймеров, у которых игровые станции могли бы выдавать реальный геймплей в подобных режимах, а вот при просмотре кино с высококлассных дисковых источников такая функция максимального сокращения видеотракта может оказаться очень кстати.

11.jpg

Разумеется, вышеописанные улучшения относятся и к двум старшим моделям нового поколения, получившим названия DLA-X9900 и DLA-X7900. Кстати, имейте в виду, что второй по старшинству аппарат, как и наш испытуемый, доступен в черном или белом цветах корпуса, а самый продвинутый Х9900 – исключительно в чёрном.

В плане цветового охвата DLA-X5900 с запасом соответствует формату BT.709, а при тщательной калибровке практически полностью выходит на параметры кинопрокатного DCI-P3.

По всем остальным позициям, включая функционал, заводские пресеты, возможности настройки и систему управления, наш герой абсолютно ничем не отличается от прошлогоднего предшественника. И, честно говоря, меня такое постоянство очень порадовало: не надо привыкать к новой топологии меню, а кнопки на пульте ДУ можно, кажется, нажимать уже с закрытыми глазами. Впрочем, именно пульт уже вполне заслуживает редизайна: элементы управления у него всё же мелковаты, да и внешний вид для солидного кинотеатрального аппарата откровенно простоват.

В практических испытаниях источниками сигнала служили UHD Blu-ray-плеер OPPO UDP-203 и ноутбук MacBook Pro с выходом HDMI. На этом же сетапе, кстати, я тестировал и аппарат прошлого поколения. Правда, полотно в демонстрационном зале с тех пор сменилось – это по-прежнему Stewart, но с акустической перфорацией, а потому максимальное разрешение честной картинки 4К на нем оценить достаточно проблематично.

Основной акцент в тестировании я сделал на воспроизведении HDR и работе новой версии системы e-shift, поскольку по остальным пунктам оптико-электронный тракт идентичен начинке прошлого поколения.

14.jpg

Качество масштабирования оценивалось по супергеройской комедии «Дэдпул», поскольку в фильме масса крайне динамичных сцен, да и мелкая фактура одеяния главного героя оказалась очень кстати. К тому же на диске Ultra HD Blu-ray содержится честный материал, от начала до конца снятый и смонтированный именно в 4К, а не пересчитанный из мастер-копии Full HD (до сих пор довольно частая практика, между прочим).

Картинка в исполнении DLA-X5900 предсказуемо продолжает лучшие изобразительные традиции семейства DLA, то есть она по плёночному пластична и точна в передаче самых тонких цветовых переходов.

На статичных планах или при однонаправленном движении не слишком сложных объектов особой разницы с прошлогодней e-shift4 я, честно говоря, не ощутил. Однако, чем сложнее становились траектории и чем плотнее детализация, тем больше мелких деталей успевал зафиксировать взгляд. Тонкость тут в том, что возможности человеческого зрительного аппарата тоже не безграничны – попробуйте-ка просто уследить глазами за одним героем и тремя злодеями, одновременно скачущими через машины по всему экрану. Но, как ни странно, на подсознательном уровне даже небольшая прибавка разрешения делает этот визуальный винегрет более цельным и комфортным для восприятия. Одним словом, в действительно сложных случаях преимущества новых алгоритмов апскэйлинга не то чтобы бросаются в глаза, но далеко не эфемерны. И чем более качественный и динамичный контент вы смотрите, тем отчетливее будет разница. Однако не будем забывать, что на попиксельную точность матриц с физическим разрешением 4К системы визуального повышения четкости выйти конечно не могут. Побочным эффектом их работы, к примеру, может стать дрожание одиночных пикселей на экстремально мелких фактурах. Такую неприятность можно скорректировать полным отключением апскейлинга, то есть простым преобразованием картинки в Full HD, но при подаче сигнала сверхвысокого разрешения в данной модели (как и в аппаратах прошлого поколения) систему e-shift деактивировать не получится.

16.jpg

Что касается HDR, то идеальный материал для его испытаний – фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший». Точные замеры яркости на живом HDR-контенте разумеется невозможны, но по ощущениям слегка улучшилась передача тонких градаций на самых ярких участках изображения (и это несмотря на слегка упавший коэффициент отражения экрана). Данное субъективное наблюдение, чуть позже подтвердилось и результатами изучения графика гамма-функции – в нынешней модели его форма оказалась практически безупречной, в то время как весенние измерения DLA-X5500 показали легкие искажения именно в светлой области.

Цветовой баланс в режиме Cinema без предварительной калибровки оказался чуть прохладнее стандартных 6500К, однако порадовала его абсолютная стабильность в основном диапазоне – примерно от 20 до 90 процентов яркости. А посему точная настройка проектора никаких проблем вызвать не должна, тем более что ее можно делать и в автоматическом режиме. Для чего, правда, потребуется отдельно заказать калибровочный датчик и скачать с сайта JVC соответствующий софт.

В общем и целом, картинка в исполнении DLA-X5900 предсказуемо продолжает лучшие изобразительные традиции семейства DLA, то есть она по плёночному пластична и точна в передаче самых тонких цветовых переходов. C той лишь оговоркой, что не рекордная, в сравнении со старшими собратьями, контрастность (40 000:1 против 160 000:1 у DLA-X9900) несколько нивелирует яркостную динамику самых тёмных участков изображения.

Впрочем, новый ламповый флагман и стоит ровно в два раза дороже, так что эта парочка предназначена для домашних театров абсолютно разного класса. И на мой взгляд, в сложившейся сегодня ситуации самое безоблачное будущее именно у младшей модели – её экологическая ниша свободна от прессинга упоительно дорогих 4К-аппаратов, а потенциальные покупатели прекрасно знают, насколько круто может выглядеть грамотно выстроенное изображение в Full HD и понимают, что больше кинотеатральной картинки за такие деньги найти будет крайне непросто.

За

Традиционно отличное качество изображения, беспроблемная работа с сигналами HDR10, бескомпромиссный режим низкой задержки

Против

Традиционно отсутствующая автоматическая шторка объектива, незатейливый дизайн пульта управления

Вывод

Грамотная реализация HDR и эффективная система повышения четкости заставляют переосмыслить факт жизненной необходимости 4К в добротном домашнем кинозале. Особенно при отсутствии безразмерного бюджета и понимании, что класс картинки не всегда определяется количеством пикселей.

13.jpg

При установленном в меню значении гамма 2.4 реальный показатель оказался чуть выше, что визуально еще сильнее приближает картинку к плёночному колориту с его акцентами на самых темных и светлых деталях. Форма графика функции практически идеальна

JVC_DLA_X5900_Temp1.gif

В самых тёмных тонах цветовая температура примерно на 400К выше, а в светлых — ниже, чем в основном яркостном диапазоне. То есть по краям разброс невелик, а на центральном участке отсутствует полностью. Общий цветовой баланс требует лёгкой добавки в красном канале. Заметим, что измерения проводились в режиме Cinema, не претендующем на прецизионную нейтральность картинки, а скорее отражающем взгляды колористов JVC на универсальные настройки, подходящие для большинства кинокартин


Источник: http://www.salonav.com