Предварительный усилитель Quad QC 24 и моноблоки Q II 40

14.12.2017 Возврат к списку Просмотрено: 366 раз

Питер Уокер, основатель Quad Electroacoustic, охарактеризовал идеальный предусилитель как «прямой провод с усилением». Именно такого результата инженеры компании и добивались при проектировании модели QC 24, до предела упростив схему и тщательно отбирая все её элементы. Как может звучать подобный минимализм, выясняем с «родными» моноблоками Q II Fourty.

ПРЯМЫЕ НОМЕРА

Необходимость предварительного усилителя в системе постоянно оспаривается ортодоксальными аудиофилами. И в самом деле, это дополнительное звено в звуковом тракте, требующее к тому же и лишнего кабельного соединения. Но не забывайте, что пред выполняет сразу несколько важных функций: коммутирует источники, регулирует баланс и прокачивает сигнал по длинным линиям, если, например, в системе имеются моноблоки или массивный усилитель мощности установленный полу из-за неподходящих для стойки габаритов. Да и в рассуждениях сторонников короткого тракта есть одно слабое звено: качество регуляторов уровня, встроенных в цифровые источники, как правило, очень далеко от аудиофильского. И это действительно заметно на малой громкости.

Уникальный двойной триод субминиатюрной серии с гибкими выводами, разработанный для промышленных и военных применений, имеет фантастический срок службы — 60 000 часов.

Предусилитель QC Twenty Four как раз и задумывался для работы с моноблоками, которых в каталоге Quad три, мощностью от 15 до 80 ватт. Весь тракт преда построен на единственной лампе 6111WA, которая выпускалась на Western Electric в середине прошлого века. Это уникальный двойной триод субминиатюрной серии с гибкими выводами, разработанный для промышленных и военных применений, имеет фантастические характеристики – срок службы 60 000 часов и способность выдерживать удары с ускорением до 450 G (!). Соответственно, микрофонный эффект в нём отсутствует как таковой, а для чувствительных предварительных каскадов это очень важно. В предусилителе каскад всего один, а всё остальное – обвязка, обеспечивающая лампе оптимальный режим и питание, а также трассировку сигнала. Понятно, что чем проще схема, тем более важное значение имеет качество входящих в неё деталей. Quad традиционно отбирает их по звучанию плёночные конденсаторы, углеродные резисторы и чистую медь для внутренней разводки. Пять линейных входов и два контура для записи и её контроля коммутируются с помощью реле, которые, в свою очередь, активируются кнопками на передней панели.

3.jpg

5.jpg

7.jpg

9.jpg

Существует версия QC Twenty Four P – с фонокорректором на тех же 6111WA.

Громкость регулируется «аналоговым» потенциометром ALPS RK27 без моторчика – дистанционное управление здесь не предусмотрено. Баланс устанавливается ползунком, расположенным под круглой ручкой справа. Частотный диапазон предусилители 5 – 50 000 Гц при уровне шумов не хуже -80 дБ.

Питание поступает от трансформатора на Ш-образном сердечнике и выпрямителя с солидными сглаживающими фильтрами.

Несущее шасси и кожух стальные, чтобы эффективнее защитить звуковой тракт от внешних наводок и помех.

Моноблоки Q II Forty – классика жанра и по дизайну, и по схемотехнике. На входе «двухэтажный» каскад на паре российских пентодов 6Ж7, который одновременно является и фазоинвертором. С него расщеплённый надвое сигнал поступает на сетки мощных тетродов КТ88, работающих в классе АВ. Фирменная фишка Quad заключается в организации обратной связи – она подаётся не на входную лампу, как обычно делается, а через отдельную симметричную обмотку в катоды КТ88. При этом нет общей длинной петли ОС и порождаемых ей проблем – самовозбуждения на ВЧ и «транзисторного» звучания. Схема была специально придумана для работы с акустикой, имеющей провалы импеданса, в частности – легендарными электростатами Quad ESL.

Громкость регулируется «аналоговым» потенциометром ALPS RK27 без моторчика – дистанционное управление здесь не предусмотрено.

Во вторичной обмотке выходного трансформатора сделаны отдельные выводы для согласования с 4-х и 8-омной акустикой, и какая бы она ни была, максимальная отдаваемая мощность будет одной и той же – 40 Вт RMS.

Питается усилитель от выпрямителя на кенотроне 5U4G с дросселем 20 Гн и сглаживающими конденсаторами небольшой ёмкости. Питер Уокер предпочитал минимально необходимые номиналы, чтобы сохранить скорость и разборчивость баса для раскрытия потенциала тех же ESL.

11.jpg

13.jpg

15.jpg

17.jpg

Эти качества пригодятся и при работе с обычной акустикой – напольные Tannoy Revolution XT8F в нижней середине и в области баса продемонстрировали прекрасную разборчивость и натуральную атаку. Бас глубокий и подвижный, не утомительный. Звучание в целом открытое и быстрое, с чётким ритмическим рисунком. Если говорить о предусилителе, то он не вносит в тракт ни фона, ни шумов даже при полном повороте ручке громкости вправо. Аппарат, судя по всему, совершенно нейтральный во всех отношениях и, что очень важно, не разваливает сцену при регулировании уровня – меняется лишь общий масштаб звуковой картины и размеры виртуальных источников. Это говорит о точном фазовом согласовании каналов во всём диапазоне частот и громкостей. Самое главное, что комплект Quad в целом оказался настолько нейтральным, что акустические системы показали примерно тот же характер звучания, что и раньше, в составе гораздо более дорогой системы. Высокое разрешение в верхней полосе, информативность и богатство тембров в середине, хлёсткий, структурно проработанный бас. Усилительный тракт не скрыл ничего, сохранилась даже отмеченная ранее яркость в диапазоне 12 – 13 кГц.

Аппарат, судя по всему, совершенно нейтральный во всех отношениях и, что очень важно, не разваливает сцену при регулировании уровня.

При всём этом в звучании усилителей присутствует нотка ностальгии. Всё-таки оконечники с кенотронным питанием не выдают такой дискотечный драйв и столько «мяса», как, например, современные двухтактники с диодными выпрямителями и банком конденсаторов в тысячи микрофарад. У «Кводов» свой шарм – они предельно точны в передаче временных отсчётов – а ведь вся музыка именно на этом и строится. Они показывают красоту музыки ненавязчиво, не пытаясь её дополнительно приукрасить, без эффектного буханья внизу и яркого звона вверху.

19.jpg

21.jpg

23.jpg



Источник: http://www.salonav.com