Усилитель мощности Naim NAP 500 DR

09.03.2018 Возврат к списку Просмотрено: 1547 раз

Знаете ли вы, что за разработку старшего составного оконечника Naim взялась еще в прошлом столетии, затратив на проект шесть лет? Зато после таких солидных интеллектуальных вложений «пятисотая» модель полтора десятилетия выпускалась без конструктивных изменений и считалась эталоном в своем классе. Теперь же на это место претендует похожая разработка, основанная на инновационных технологиях Statement.

ЧИСТЫЙ ЛИСТ

Для краткости так и хочется описать этот аппарат «удвоенной» версией ранее испытанного двухблочного NAP 300 DR – мол, это по сути тот же усилитель с самыми передовыми фишками Naim, в котором оконечные каскады для повышения мощности и лучшего контроля низкоомной нагрузки включены мостом. Однако столь формальное представление не будет полным и не даст объяснения, почему стоимость нового «пятисотого» выше «трехсотого» с литерами DR почти втрое. Любому здравомыслящему человеку понятно, что более высокий корпус с красивыми проточками в центре и сверху для вентиляции и витиеватым оребрением задней панели (этим новинка, кстати, ни на йоту не отличается от прежнего NAP 500) сам по себе не может оправдать такую разницу.

3.jpg

Первое объяснение — сама мостовая схемотехника. В аппаратуре эталонного класса она требует безупречной реализации: жесточайшего отбора всей элементной базы, промежуточного тестирования, конечной калибровки… Именно поэтому на сборку каждого экземпляра NAP 500 DR и на доведение всех параметров до абсолютной идентичности уходит по несколько дней труда самых квалифицированных специалистов на производстве Naim.

5.jpg

нижний блок при всей внешней идентичности с 300 PS, тяжелее и сложнее: внутри закреплен крупный 1,1-киловаттный тороидальный трансформатор, для подачи энергии в нем установлены еще более внушительные байонетные шлейфы, а за выравнивание напряжения отвечает целая система фирменных схем Discreet Regulation (DR).

Второй аргумент, оправдывающий цену – мощность. Нетрудно догадаться, что при 2 х 140 Вт на 8 Омах требуется усиленное питание и охлаждение. Поэтому в основной блок ставится не просто вытяжной вентилятор, а интеллектуальная система терморегуляции с внутренним обдувом. И нижний блок при всей внешней идентичности с 300 PS, тяжелее и сложнее: внутри закреплен крупный 1,1-киловаттный тороидальный трансформатор, для подачи энергии в нем установлены еще более внушительные байонетные шлейфы, а за выравнивание напряжения отвечает целая система фирменных схем Discreet Regulation (DR). Напомню, что компания отказалась применять готовые интегральные стабилизаторы и теперь в самых продвинутых компонентах ставит для сглаживания особые малошумящие стабилитроны со скрытым переходом, у которых уровень помех в десятки раз ниже. А когда в шинах питания поддерживается такая чистота и стабильность, открывается прекрасная возможность как для общего расширения динамического диапазона, так и для филигранной передачи самых слабых составляющих аудиосигнала. Если верить разработчикам, уровень собственных шумов усилителя снижен аж на 40 дБ.

7.jpg

Наконец, не мог не сказаться и переход на новую элементную базу от моноблоков суперсистемы Naim Statement и, в частности, на выпускаемые по спецзаказу мощные комплементарные транзисторы NA009 P- и N-типа. В отличие от других полупроводников, применяемых сегодня в звукоусилении, у этих биполяров кремниевый кристалл внутри контактирует с массивной медной пластиной, которая не допускает мгновенных скачков температуры под воздействием коллекторных токов (этот «термодемфер» заодно служит транзистору и теплоотводящей подошвой, причем крепится он к радиатору изолированно, через специальную керамическую подложку). Чтобы реализовать на 100% преимущества новых транзисторов, которые заключаются в сниженных тепловых искажениях и меньшей электрической ёмкости, инженеры Naim предпочли не модифицировать разработанный почти двадцать лет назад NAP 500, а всю внутреннюю компоновку усилителя сконструировать заново.

9.jpg

когда в шинах питания поддерживается такая чистота и стабильность, открывается прекрасная возможность как для общего расширения динамического диапазона, так и для филигранной передачи самых слабых составляющих аудиосигнала.

Прослушивание мы разделили на две части. Сначала предоставим слово самому NAP 500 DR, заменив им усилитель мощности в уже отлаженной системе Quad Artera. В данном эксперименте не так уж и важен класс всех компонентов или акустики – в известную «формулу» мы просто подставляем новую «переменную» и оцениваем результат.

11.jpg

А он таков: в звучании не изменилось ничего, что могло бы указать на мощь или какие-то динамический сверхспособности NAP 500 DR – музыкальная трактовка не стала, например, плотнее, быстрее или агрессивнее. Мы получили тот же тональный баланс и узнаваемую сцену – она сложилась в пространстве так же ясно и без геометрических причуд, как и с другим оконечником. Все приготовленные музыкальные программы усилитель NAP 500 DR «отыграл» ровно, аккуратно и нейтрально.

13.jpg

Но все же в звучании можно было найти новые штрихи: более корректные басовые линии, более отчетливые детали на сильных контрастах, более открытые и гармоничные тембры на тихих уровнях. А в местах, где и реверберационные отголоски зала слабели до уровня фоновых, усилитель вел себя фантастически корректно: не добавляя никакой новой информации, он просто давал возможность «рассмотреть» то, что всегда тонуло в шумах или попросту терялось. Похоже, я теперь знаю, как именно проявляет себя технология Discreet Regulation. Она не захватывает некой супердетализацией (которая нередко оказывается привнесенной), не принуждает слушателя ловить в записи новые нюансы, а просто освобождает самые уязвимые звуки от механистического налета. Самое любопытное (и необъяснимое) состоит в том, что это очищение проявилось даже в тракте с неидеальным источником.

15.jpg

В местах, где и реверберационные отголоски зала слабели до уровня фоновых, усилитель вел себя фантастически корректно: не добавляя никакой новой информации, он просто давал возможность «рассмотреть» то, что всегда тонуло в шумах

Вторая часть прослушивания проводилась в полной конфигурации системы Naim с родным источником и предом. И здесь я хотел бы сразу обратить внимание на два обстоятельства. Первое: мы намеренно не стали использовать фильтры и кондиционеры питания, чтобы избежать даже гипотетических энергетических потерь. Второе: в системе больше не было ни одного аудиофильского кабеля (кроме акустического) ни от сторонних производителей, ни от Naim (а такие соединители у них есть – Super Lumina). Мы осознанно брали только штатные, чтобы проникнуться первоначальной концепцией звучания всей «пятисотой» серии и понять, какими именно приоритетами руководствовались в Солсбери.

17.jpg

Итог даже словом «воспроизведение» называть не хочется – это какая-то параллельная реальность, в которой непросто найти следы искусственности. Иногда техника даже чуточку переигрывает с масштабом, накрывая слушателя звуком как на первом ряду при живом концерте. Но в нем никогда не возникает дисбаланса или дисгармонии. И всё остается настоящим: и низкий удар в бочку, и прессующая атака том-томов, и хлесткая перкуссия.

19.jpg

Энергетика такова, что усилитель, кажется, сможет заменить собой машину для забивания свай. При этом – непередаваемая деликатность! Звон тарелок предстает в умопомрачительном разнообразии и естественной красоте. Щипок струны и блуждание звука в деке проигрывается точно и почти бесконечно по времени (все верно: у послезвучия ведь нет конца). Звуки рояля завораживают внутренним напряжением и богатейшей шелковистой аурой. Эмоциональные составляющие, если судить по вокалу, выражены в такой степени, что начинаешь подозревать присутствие певца в комнате. Но при этом и все инструментально-механические составляющие на месте. Это становится особенно очевидно, когда начинаешь слушать органные записи и понимаешь, что у инструмента есть не только красота, могучая сила и огромный диапазон, но еще и внутреннее «дыхание», которое проявляется или во всех деталях, или как движение чего-то незримого по огромному залу. От этого эффекта буквально может стать не по себе. Глаза видят явь – комнату прослушивания с системой, но слух говорит «не верь» и переносит тебя в совершенно другую реальность. Впору запасаться повязкой на глаза, чтобы не деформировать восприятие…

23.jpg

Даже словом «воспроизведение» называть не хочется – это какая-то параллельная реальность, в которой непросто найти следы искусственности.

Известно, чем больше воспроизведенное звучание приближается к живому, тем сложнее его описывать. Поэтому постараюсь перевести выводы немного в формальную плоскость. NAP 500 DR дает полный контроль над акустикой, обладает быстрой динамикой и изумительно доносит как атаку любого источника звука, так и весь шлейф ревербераций. При этом звучание нельзя охарактеризовать как красивое – он прежде всего материалистичное и правдоподобное. В нем нет иллюзорности, нарочитого подчёркивания, экспансивности или, напротив, отфильтрованности и расслабленности. В этом плане оно как чистый лист, с которого аудифил может начать делать всё, что угодно.

25.jpg

27.jpg

29.jpg


Источник: http://www.salonav.com

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша