Где и как рождается акустика Focal

02.11.2018 Возврат к списку Просмотрено: 78 раз

Увидеть собственными глазами, как из безликих заготовок создаются сверкающие лаком акустические системы – бесценный опыт. Заглянуть внутрь корпуса, подержать в руках динамики, внимательно рассмотреть кроссоверы… Недавняя поездка на Focal оказалась для меня интересной вдвойне: увидел изменения, произошедшие в компании за последние пять лет, и послушал новинки, которых на тот момент ещё не было в России.

1.jpg

ДВА ДНЯ В СЕНТЯБРЕ

В 2012-м, как известно, произошло объединение Focal и Naim Audio, и в результате была создана Vervent Audio Group. Это позволило более эффективно использовать финансовые и интеллектуальные ресурсы при разработке высокотехнологичных изделий обоих брендов. Радикальных изменений в их политике не произошло — Focal по-прежнему развивает акустическое направление, а Naim продолжает выпускать высококачественную электронику. Есть и совместные проекты: Focal поставляет динамики для Naim Muso и Mu-so Qb, а британские инженеры разработали усилительные модули для профессиональных мониторов Focal.

Производство Focal – полного цикла, в нём задействованы две фабрики, расположенные в 160 километрах друг от друга.

Пять лет назад фабрика по производству корпусов только начинала работу, и журналистов на неё не приглашали. Её открытие стало частью бизнес-стратегии Focal, предусматривающей изготовление подавляющего большинства хай-файной акустики во Франции. Поскольку в Сент-Этьене, где находится штаб-квартира компании и основное производство, не удалось набрать нужное количество рабочих рук, фабрику построили в небольшом городке Бурбон Ланси (Бургундия). В настоящее время на ней работает около 30 человек, прошедших соответствующее обучение. Каждый из них способен выполнять практически все производственные операции, но самые ответственные доверяют лишь лучшим специалистам в своей области.

Практически вся древесина поставляется из Франции, и лишь незначительное количество закупается в Норвегии. Листы МДФ заранее порезаны по нужным размерам, на фабрике они лишь раскраиваются под конкретные модели. При изготовлении корпусов используются хвойные и лиственные породы, свойства которых сочетаются в нужных пропорциях.

3.jpg

Раскрой листов производится с точностью +/- 1 мм

5.jpg

Окончательная подгонка элементов корпуса делается на современных станках с программным управлением. В некоторых процессах используется лазерная резка

7.jpg

Сложный профиль лицевой панели – не проблема. Обратите внимание на мощную вытяжку и, как следствие, отсутствие пыли. Задания для машин меняются каждый день, перепрограммирование занимает несколько минут. Из одной заготовки можно сделать до пяти разных деталей

9.jpg

После обработки наждачной лентой получаются идеальные плоскости стенок корпуса

11.jpg

С помощью такого приспособления два человека склеивают четыре корпуса напольных систем Kanta 2 примерно за час

13.jpg

А это фирменное ноу-хау – стяжка нижней части корпуса Stella Utopia липкой лентой для фиксации при склеивании. Благодаря эластичности «скотча» создаётся постоянное и равномерное усилие

15.jpg

Поверхность перед грунтовкой обрабатывается очень тщательно. Из-за сложной формы СЧ-модуль Utopia можно зачистить только вручную

17.jpg

Справа – сушильные камеры, в которых лаковое покрытие за час затвердевает. Тем не менее, корпуса моделей Utopia сушатся 24 часа, а на полную отделку одной колонки требуется две недели

19.jpg 21.jpg

После высокотемпературной сушки передние панели 48 часов «отдыхают»…

9.jpg

… и лишь после этого тщательно полируются вручную

25.jpg

Контроль за качеством склейки и отделки очень жёсткий – при обнаружении даже мизерного дефекта корпус полностью зашкуривается и красится заново

27.jpg 29.jpg

Готовые корпуса тщательно упаковываются и дважды в неделю отправляются в Сент-Этьен за 160 километров

День второй: Сент-Этьен

Здесь находится штаб-квартира Focal, R&D, основное производство и масса вспомогательных служб.

Наши гиды – менеджер по экспорту Франсуаза Бардон (Francoise Bardon) и Николя Дебар (Nikolas Debard), он отвечает на Focal за разработку всего домашнего аудио.

К большому разочарованию выяснилось, что фотографировать на фабрике нельзя, чтобы не «засветить» уникальное оборудование и производственные процессы. Поэтому ниже – официальная съёмка, предоставленная компанией.

31.jpg

Бериллиевая пыль токсична, поэтому купола твитеров Be изготавливаются в изолированной камере с мощной вытяжкой. Законченные изделия абсолютно безопасны

33.jpg

Крепление центрирующей шайбы (спайдера) – последняя операция по сборке подвижной системы

35.jpg

Установка диффузора в корзину – дело ответственное

37.jpg

После проверки на соответствие заданным характеристикам готовые динамики укладываются на паллеты и отправляются в сборочный цех

39.jpg 41.jpg

Модели верхних линеек собираются на новой территории фабрики, как правило — от начала и до конца одним мастером

43.jpg

А это вынесенный на улицу бункер, в котором динамики и акустические системы проходят тест на выносливость – испытываются на предельной громкости в течение двух недель

Впрочем, со времени моего прошлого посещения основные процессы производства не изменились, поэтому фото можно смотреть здесь. Зато добавилось кое-что новое и весьма существенное, на чём мы и сосредоточимся.

Внутри компания чётко разделены два рода деятельности – исследования и производство. Новые модели создаются, как правило, в течение двух-четырёх лет, а перспективные технологии требуют времени больше — от шести до восьми лет. Поэтому в отделе R&D две команды – с краткосрочным и долговременным дедлайнами. Оборудование на фабрике действительно уникальное – оно спроектировано, изготовлено и отлажено специалистами Focal. Это даёт преимущество в организации производства и поддержании высокого качества изделий. Раз в две недели каждая установка на сборочной линии проходит проверку на соответствие заданным параметрам и при необходимости настраивается.

Увеличение объёма выпуска потребовало расширения производственных площадей почти на треть, и пару лет назад к зданию фабрики пристроили ещё одно помещение, в котором сейчас собираются модели Kanta, Sopra и Utopia, а также расположен самый важный, секретный объект – кластер, в котором проектируются и собираются наушники.

Излучатели с мембранами из алюминиево-магниевого сплава и бериллия изготавливаются в цехе наверху, там же, где и «взрослые» динамики. В конструкции наушников применяются уникальные решения: модели Elear, Clear и Utopia, например, – единственные в мире с абсолютно открытым оформлением. Остальные производители, позиционируя свои модели как открытые, всё же заглушают отверстия в чашках для коррекции частотной характеристику на НЧ. Специалисты Focal считают, что это даёт компрессию по динамике и предпочитают задавать АЧХ формой диафрагмы (используя фирменный профиль M-shape), жёсткостью подвеса и массой подвижной системы. Для этого была создана очень лёгкая звуковая катушка без каркаса. На создание драйверов ушло два года, и ещё столько же – на разработку и отладку производственного процесса. Здесь, безусловно, пригодился опыт в создании динамических головок для акустических систем. Контроль качества состоит из двух стадий: проверки частотной характеристики (отклонение от заданной допускается не более 1 дБ) и подбора пар для правого и левого канала с точностью +/- 0,5 дБ на установке Klippel.

В нынешнем году было выпущено несколько актуальных новинок: Listen Wireless Chic в цветовых вариантах Blue, Purple и Olive, а также появившаяся буквально на днях модель Elegia с 40-миллиметровыми M-диафрагмами из алюминиево-магниевого сплава.

45.jpg

Конструкция наушников Elegia очень сложна. Обратите внимание на звуковую катушку – она действительно намотана «на воздухе»

47.jpg

Новый шоу-рум в головном офисе Focal, настоящий «Зал славы»

49.jpg

Модели наушников из текущей линейки Focal можно было послушать с самыми разными усилителями

В настоящее время Focal имеет около 35 активных мировых патентов, и самые важные относятся к структуре диффузоров. В частности, это сэндвичи W, применяемые в топовых линейках и структура Flax на основе льняного волокна. О них мы уже неоднократно рассказывали, а вот среди новых разработок стоит отметить полимер, из которого отливаются передние щиты моделей Kanta. Его плотность на 70% выше, чем у МДФ, жёсткость – на 15%, а демпфирование лучше на 25%. За счёт этого при толщине меньшей на 35% достигнута аналогичная жёсткость при более низком уровне вибраций.

Для создания линейки Kanta была собрана команда из инженеров R&D, знакомых в т.ч. и с производством, и номенклатурой комплектующих. О том, какие решения они использовали, мы ранее подробно объяснили на примере напольной системы Kanta 2. Это центральная модель серии, выше неё в иерархии старшая №3 (её тест в наших ближайших планах), а ниже — Kanta Center и полочные мониторы №1, которые нам удалось послушать в специально оборудованной комнате. Никогда бы не подумал, что компактные системы в принципе могут выдать такой бас, драйв и динамику – было полное ощущение, что работают полноразмерные напольные АС.

51.jpg

Николя Дебар (Nikolas Debard) представляет новинки в комнате прослушивания. Он отвечает на Focal за разработку всего домашнего аудио

Комната прослушивания была построена с нуля, в ней волнистый потолок и нет параллельных поверхностей, поэтому нет и стоячих волн. Большое внимание уделено рассеиванию энергии отражений рёбрами с переменным шагом. Стены и потолок имеют поглощающее покрытие, эффективно работающее на определённых частотах.

53.jpg

Полочные Kanta1 в комнате прослушивания с усилительным комплектом Naim Statement. На редкость убедительная связка получилась

Kanta 1 — двухполосные мониторы с 6,5-дюймовым диффузором из композита Flax и бериллиевым твитером. Лицевая панель имеет изогнутый профиль в соответствии с фирменным принципом Focus Time. Порт фазоинвертора направлен назад.

55.jpg

У Grand Utopia III Evo в басовом звене вместо постоянного магнита используется активная катушка с внешним питанием от регулируемого источника. Меняя величину тока, можно оптимизировать характер баса под конкретные условия

57.jpg

Коммутационная панель Grand Utopia III Evo предоставляет широкие возможности для коррекции частотной характеристики

Главная же новинка, которую нам продемонстрировали в действии – флагманские системы Grand Utopia III Evo. При проектировании этих гигантов на компромиссы не шли: внутренняя разводка сделана кабелями ценой 7000 евро за метр (я переспрашивал!), при выборе конденсаторов для фильтров исследовали 40 образцов от разных производителей, из которых по результатам измерений было отобрано 20. Затем их отслушивали вслепую в конкретной схеме, после чего выбор пал на изделия лишь одного производителя. Теперь эти конденсаторы выпускаются под заказ с маркировкой Focal.

Интересная подробность – НЧ и СЧ драйверы в этой модели крепятся к корпусу не напрямую, а через фрезерованные алюминиевые кольца MRR (Machined Reinforcement Rings). Они увеличивают общую жёсткость конструкции, препятствуя распространению вибраций от корзины к передней панели. Реализованы и лучшие решения, отработанные на предыдущих моделях серии — подвес TMD (Tuned Mass Damping) и схема NIC (Neutral Inductance Circuit). Но главное, конечно – возможность адаптации этих гигантских систем к разным помещениям. Помимо регулировки наклона верхних секций корпуса (чем меньше комната, там больше должен быть наклон), предусмотрена подстройка тока в катушке, заменяющей традиционную магнитную систему. Она питается от внешнего источника с переключателем на семь положений, и в каждом из них получается разный характер баса. Кроме того, предусмотрена частотная коррекция по шести отрезкам рабочего диапазона с помощью перемычек на задней панели. В совокупности всё это даёт более 1000 вариантов частотной и временной коррекции, т.е. фактически, на все случаи жизни.

Над Utopia III Evo поработали и дизайнеры — теперь в отделке используются покрытия, применяемые в автомобильной промышленности. Все модели обновленной линейки выпускаются в цветовых вариантах Metallic Blue (на фото), Ash Grey British Racing Green, Black Lacquer и Carrara White.

Звучание Grand Utopia III Evo в одном абзаце описать невозможно, эти системы по всем критериям превосходят почти всё, что мне доводилось слушать раньше. Если они появятся в Москве, обязательно посвятим им отдельный обзор.

Москва — Бурбон Ланси —  Сент-Этьен — Москва, сентябрь 2018


Источник: http://www.salonav.com