Ориентируясь на пленку

24.04.2013 Возврат к списку Просмотрено: 9626 раз







Видеопроектор JVC DLA-X55R (299 900 руб.)
Tехнические параметры [ по данным производителя ]


Тип D-ILA-видеопроектор
Формат 16:9
Матрицы: тип / размер (дюймов) 3 х D-ILA / 0,7
Разрешение, пикс. 1920 x 1080
Световой поток, ANSI-лм 1200
Контрастность 90 000:1
Минимальное фокусное расстояние для проецирования на 106 дюймов, м 3,26
Сдвиг изображения по вертикали / горизонтали, % 80 / 34

Видеовходы компонентный, HDMI 1.4 (2)
Уровень шума, дБ 23
Габариты, мм 455 x 179 x 472
Масса, кг 15,4


Несмотря на тотальное проникновение цифровых технологий в сферу видео, обычная целлулоидная пленка все еще остается ориентиром в развитии проекционного оборудования. Поэтому у новых моделей разрешение картинки растет постоянно, а формат 4K становится стандартным даже для аппаратов среднего класса. Пример тому — новый проектор JVC DLA-X55.

jvc5.png


   В проекционной технике ориентация на пленочные аппараты обусловлена отнюдь не задачей получить эффект аналогового изображения, а совершенно объективными причинами. Первые созданные в 1980-х матричные проекторы, оснащенные привычными сегодня цифровыми отражающими и просветными матрицами, обладали очень неестественной цветопередачей, отчего лет пятнадцать вообще не рассматривались как средство для показа кино, хотя и отличались относительной простотой установки и настройки. В тот период в малочисленном тогда классе проекционного оборудования для домашних кинотеатров безраздельно властвовали огромные кинескопные «трехтрубные» устройства, которые без профессионального сведéния и юстировки вообще не имело смысл использовать, иначе изображение на экране просто невозможно было разглядеть. Причем они продолжали доминировать даже тогда, когда появились широкоформатные матричные проекторы.
   Объяснялось это всего двумя причинами. Первая — вышеупомянутая натуральность цветопередачи, что естественно, ведь она еще при установке проектора настраивалась по шаблонам, принятым в киноиндустрии. Кроме того, в том, что касается широты спектра, характеристики люминофоров, использовавшихся в кинескопах таких проекторов, были существенно лучше, чем у светофильтров в матричных моделях тех лет. Вторая причина — полное отсутствие пикселей при довольно высокой четкости. Еще в начале 1990-х крупные кинескопы позволяли формировать на экране картинку с разрешением до 1200 строк, то есть чуть больше, чем современные Full HD-аппараты. В итоге CRT-проекторы даже при просмотре кино на DVD создавали удивительно кинематографическое изображение, которое по характеру можно было сравнить только с пленочным, но без обычного для пленки мусора и царапин.
 jvc4.png
Сколько же нужно пикселей?
   Проблемы с цветопередачей у матричных устройств удалось решить довольно быстро после появления множества моделей для домашнего кинотеатра, и сегодня даже относительно недорогие из них по цветам уже резко отличаются от кинескопных в лучшую сторону. Зато пикселизация преследует проекционную технику до сих пор. Во времена, огда аппаратов Full HD еще не было, а для матричных максимальным разрешением было 1280 х 720 точек, ряд производителей ЖК-проекторов ввел систему, накладывающую изображения матриц друг на друга, что, конечно, не повышало четкость, но делало пиксельную сетку менее заметной. Именно тогда компания JVC предложила радикальное решение этой задачи, первой представив LCOS-проектор на отражающих матрицах с фирменной технологией D-ILA, позволившей уменьшить по толщине межпиксельную решетку в десятки раз по сравнению с просветными матрицами в 3LCD-аппаратах и почти в два раза по сравнению с тогдашними DLP-чипами.
   Позже, когда появились модели Full HD с разрешением 1920 х 1080, острота вопроса снизилась. Кроме того, и видеоматериала такого качества поначалу было немного, поэтому некоторые инсталляторы, чтобы сделать картинку по-киношному чуть более мягкой, просто слегка сдвигали фокус при настройке.
   Но сегодня, когда к высокой четкости все привыкли и экраны диагональю больше ста дюймов даже в квартирах перестали восприниматься как экзотика, проблема пикселизации снова стала насущной. Хотя пиксельную решетку при просмотре с нормального (с максимальным угловым охватом 30 град.) расстояния большинство людей не замечает, определенную грубость картинки, особенно в сравнении с тем же изображением на 4K-проекторе, они видят. Причем даже те, кто носит очки. jvc3.png
   Однако радикально избавиться от этого, просто купив аппарат с 4K-матрицами, основная масса потребителей пока не готова. И не только из-за его огромной стоимости, но и из-за весьма туманных перспектив массового распространения 4K-видео. Конечно, короткие деморолики с разрешением 4K уже можно достать в Интернете, но вот фильмы… По расчетам они должны иметь умопомрачительный размер в несколько терабайт, да и проигрывать их фактически нечем. С другой стороны, более качественную и более четкую картинку хочется получить у себя дома уже сейчас, к тому же желательно, чтобы и имеющаяся коллекция фильмов выглядела при этом лучше и не потеряла в одночасье своей актуальности.

Технологии обработки видео — в жизнь!
   Вариант, который многие смогут осилить уже сегодня, снова предложила компания JVC. Это технология e-shift. Она позволяет увеличить разрешение проектора до стандарта 4K с повышением четкости картинки без резкого роста стоимости аппаратуры. Впервые такую систему реализовали в двух самых дорогих проекторах JVC прошлого года. В текущей линейке она представлена в доработанном виде, и ею наделена даже изучаемая нами относительно доступная модель JVC DLA-X55R.
   Работает e-shift 2 следующим образом. В оптический блок проектора перед объективом введен полупрозрачный элемент с тонкой призмой, смещающий изображение на полпикселя в обоих направлениях (скажем, вбок и вверх) так, что при наложении изначальной картинки на преобразованную число элементов (субпикселей) увеличивается вдвое как по вертикали, так и по горизонтали, а общее их количество, соответственно, в четыре раза. Другими словами, разрешение повышается с Full HD до 4K.
   При таком смещении на матрицы поступает не тот же самый, а уже измененный видеосигнал, преобразованный видеопроцессором по специальному алгоритму, в котором помимо простой интерполяции применяется анализ видео по 64 зонам в частотном спектре яркостного сигнала с выделением частей, чья детальность в исходном сигнале особенно высока. В них детали картинки нелинейно трансформируются аналогично тому, как это происходит под действием сложных фильтров программы PhotoShop, только с частотой 48 кадров в секунду и в реальном времени.
   На выходе получается изображение, не просто имеющее больше пикселей, но более сложное по структуре и богатое нюансами, чем обычная картинка Full HD, не прошедшая подобного преобразования. Никакой мистики в этом нет — мы каждый день встречаемся с подобными преобразованиями в телевизорах, повышающих исходное разрешение сигнала до Full HD. Только в JVC DLA-X55R преобразование видео идет на более высоком уровне.       
   Естественно, для проведения столь сложной обработки потребовалось оснастить аппарат процессором мощнее, нежели стоит в младшей модели JVC DLA-X35. А для того чтобы получить картинку, близкую к исходному изображению в 4K, сигнал подвергается более тщательной предварительной обработке с удалением шумов и артефактов сжатия, иначе процессор их только усилит при масштабировании.
jvc2.png
Естественность — в натуральной контрастности

  Но не только отсутствие пикселизации определяет близость картинки к натуральной, похожей на пленочную. Очень важны цвета, а особенно контрастность. Причем не максимально возможная, а естественная, то есть достигаемая без особых ухищрений.
   В этом вопросе проекторы JVC и DLA-X55R в частности являются исключением из большинства кинотеатральных моделей. В них, как и в аппаратах, которые устанавливаются в больших коммерческих кинотеатрах, нет динамически изменяемой диафрагмы. То есть контрастность — разница между самым ярким изображением и самым темным — создается только за счет матриц и светофильтров. И значение контрастности феноменальное! Сама фирма приводит для JVC DLA-X55R величину 90 000:1, однако тут она явно скромничает, потому что при желании со специальным экраном можно добиться и гораздо большего отношения. В обычной комнате на матовом полотне при стандартных настройках мы легко получили 84 000:1, чего не мог дать ни один другой проектор фирм-конкурентов. А ведь эта модель далеко не самая продвинутая у JVC! Более того, ее в какой-то мере можно назвать упрощенной. К примеру, здесь нет защитной шторки объектива, а в оптическом тракте применены не самые продвинутые фильтры.
   Как же JVC удается достигать такой контрастности? Ответ — благодаря технологии D-ILA, которая заключается в использовании сочетания особых матриц и поляризаторов. Матрицы реализованы на жидких кристаллах, но работают на отражение. Их особенность — очень большая апертура пикселей, то есть большое отношение рабочей площади к неиспользуемой. Другими словами, вследствие незначительного межпиксельного расстояния пиксельная сетка мало заметна и повышается контраст самих матриц.
   В качестве поляризаторов используются сетчатые фильтры с предельно тонкой гребенкой. Они крайне сложны в производстве, дороги, но весьма эффективны. Такие поляризаторы не применяет ни одна другая проекторная компания.
 jvc1.png
   Заметно ли столь разительное преимущество в контрасте при воспроизведении не тестовых дисков, а обычных фильмов? Еще как! Прежде всего, отсутствует эффект запаздывающей диафрагмы с характерной для него плавающей яркостью, меняющейся в начале каждой сцены. Но главное — в действительно ярко освещенных местах и в темных ночных эпизодах не пропадает ни одна деталь, все видно, нет ни замыливания, ни тумана. Смотреть кино с этим аппаратом — одно удовольствие, ты настолько к нему привыкаешь, что просто перестаешь воспринимать серьезно другие проекторы.
   А еще JVC DLA-X55R очень правдоподобно передает движения. Фирменный алгоритм Clear Motion Drive, как и у других моделей, создает дополнительные кадры для увеличения частоты развертки, но при этом действует не агрессивно, вычищая картинку от вообще любого смазывания, не упрощает ее, а очень аккуратно исправляет огрехи передачи с сохранением общей естественности движений людей, панорамирования и прочего.

[ Видеоматериал ]

3D Blu-ray «Аватар» («Двадцатый Век Фокс СНГ», F5-39603-3D-BD)
3D Blu-ray «How to train your Dragon 3D» (DreamWorks, 436581 DRGNW)
3D Blu-ray «Рапунцель. Запутанная история» («Уолт Дисней Компании СНГ», 00881BZA)
Blu-ray «Звездные войны. Месть ситхов» («Двадцатый Век Фокс СНГ», F5-50390-ВD-А1)
Blu-ray «Digital Video Essentials — HD Basics» (B000V6LST0)
Blu-ray «08 VIERA Demonstration Disc Vol.1» (VDBGBD-004)
Blu-ray «Темный рыцарь» (Warner Home Video B001GZ6QEC)
BD-Remux «Индиана Джонс IV» (контейнер M2TS)
HD-DVD-Remux «Планета Земля» (контейнер MKV, видео VC-1)


[Контрольный тракт ]

Blu-ray-проигрыватель Panasonic DMP-BDT110
Сетевой файловый проигрыватель Dune HD Base 3.0
Коммутация кабелями HDMI Onetech VHD1202, длина 2 м
Проекционный экран Pro-Screen, MW S 106”
Проекционное расстояние 4 м
Помещение полностью затемнено


[ Вывод ]
Компания JVC предложила инновацию, которая уже сегодня доступна широкому кругу киноманов, желающих получить у себя дома изображение, по качеству не уступающее лучшим коммерческим кинотеатрам мира.

Источник: АудиоМагазин 1 2013


Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша