Wharfedale EVO 4.4
Wharfedale EVO 4.4
Тест напольников Wharfedale EVO 4.4: любят ток, вокал и свинг
Серия акустики Wharfedale EVO4 состоит из семи разнокалиберных моделей, которые могут использоваться как в домашнем кинотеатре, так и в стереосистемах. Побывавшие на тесте напольные колонки наиболее органичны во второй роли.
В фирменной иерархии новая «Эволюция» занимает особое положение, которое я бы охарактеризовал как «бюджетный топ», причем второе слово здесь главнее. К тому же, тут немало намеков на родство с флагманской линейкой Elysian — и внешних, и конструктивных — что подчеркивает и сам производитель.
Напольники EVO 4.4 занимают старшую позицию в своей линейке. Также в ней есть напольная модификация с индексом 4.3 — поменьше размером и «полегче» звучанием, а еще две полочные версии, пара центральных громкоговорителей и колонка окружающего звучания.
Начнем с того, что выглядят напольники солидно и благородно — в реальности, кстати, гораздо эффектнее, чем на фотографиях. В данном случае фраза «отделка под орех» неуместна — никаких «под», это и есть натуральный ореховый шпон, причем весьма приятный на ощупь. Также предлагаются черный и белый варианты, но мне они показались строгими и не столь «уютными» для глаз.
В дизайне корпуса преобладают плавные округлые линии. Изогнутые боковые стенки переходят в зауженную заднюю панель, отчего сверху колонка отчасти напоминает усеченную каплю. И визуально это выгодно отличает EVO4 от минималистичных параллелепипедов, которые нередко встречаются в данной ценовой категории.
Отделка натуральным ореховым шпоном придает колонкам солидности, особенно без защитных грилей
Задняя стенка прямая и гладкая как спина английской гувернантки, лишь внизу ненавязчиво расположены две пары клемм bi-wiring подключения. Фазоинвертора «я не вижу, а он есть», как говорилось в известном фильме. Здесь мы имеем дело со знакомой фирменной конструкцией SLPP (Slot Loaded Profiled Port).
Раструб такой системы направлен вниз, но акустические волны устремляются не прямо в пол, а в чуть отстоящую от корпуса нижнюю плиту и выходят в боковые щелевые порты. Это позволяет избавиться от посторонних призвуков и увеличить скорость отклика на низах.
С топовой линейкой Elysian рассматриваемую серию EVO4 роднят твиттеры, низкочастотные излучатели и упомянутый фазоинвертор SLPP — эти компоненты, по словам производителя, «взращены» из дорогих и престижных конструкторских решений.
AMT-твиттер делает звучание на высоких частотах воздушнее и детальнее
В действительности сами по себе эти технологии уже не новы и хорошо знакомы в мире акустики, вопрос лишь в качестве материалов и точности исполнения. Ленточный твиттер (30 х 60 мм) — это AMT (Air Motion Transformer) конструкция, известная также как излучатель Оскара Хейла. Напомним, что он представляет собой гофрированную мембрану с токопроводящими элементами, которые, притягиваясь друг к другу, создают акустические колебания.
Еще один схожий с Elysian элемент — это низкочастотные излучатели из плетеных арамидных (они же кевларовые) волокон с длинноходными резиновыми подвесами. Любопытно наблюдать, как на сильных ударах двойные 165-мм диффузоры словно выстреливают вам навстречу, а конические «пули» в центре только усиливают визуальный эффект.
Тканевый купольный СЧ-излучатель покрыт специальным антирезонансным составом
Среднечастотник здесь достаточно необычный для напольного форм-фактора — 50-мм мягкий тканевый купольный излучатель, который знаком нам и по предыдущим сериям EVO. Он покрыт антирезонансным демпфирующим составом, позади динамика расположена особая камера, которая гасит паразитные колебания и повышает детальность звучания.
По замыслу производителя, все упомянутые технические решения призваны в сумме давать чистый и прозрачный звук без явного окраса. Два относительно крупных низкочастотника при этом не должны просто излучать массивные басы, а напротив, позволяют сосредоточиться на скорости, точности и передаче конкретных инструментов.
Кстати, такой демонстративный отход от басхэдной подачи я все чаще наблюдаю у производителей акустики и наушников. И это, представьте, происходит в эпоху рэпа и цифровых звуков. Видимо, компании почувствовали нарастающий внутренний протест у истинных меломанов и постарались разграничить натуральное и коммерческое «басовое» звучание.
Источником сигнала на прослушивании стал музыкальный сервер Naim Uniti Core. Он может хранить до 8 Тб музыки в распространенных форматах, а также конвертировать информацию с СD-дисков.
Универсальный проигрыватель Quad Artera Solus Play со встроенным усилителем отлично работает со многими акустическими системами, но EVO 4.4 потребовали большего...
Изначально мы планировали возложить дальнейшую обработку сигнала на новый универсальный аппарат Quad Artera Solus Play, который объединяет в себе сетевой и CD-проигрыватели, ЦАП, предусилитель и усилитель мощности, выдающий по 75 Вт на канал при 8 Ом. Однако в процессе тестирования пришлось внести коррективы…
Комната для прослушивания имела сложную для акустики квадратную форму, а мы еще нарочно усугубили ситуацию, поставив колонки ближе к середине и не забыв построить идеальный слушательский «треугольник». На недавнем тесте другой системы это расположение отлично себя оправдало, попробуем повторить результат.
Быстрые и четкие басы, говорите? Тогда давайте начнем с «Thunderstruck» AC/DC. Такое ощущение, что у Криса Слэйда отобрали ударную установку и вручили пионерский барабан. Похожая ситуация и с различными композициями Judas Priest. А посему вернемся к классическому расположению колонок у стены.
Вот теперь чувствуются и удар, и драйв при четкой проработке средних частот, особенно вокала. Кажется, что Брайан Джонсон вырвался из жесткого массивного корпуса и пронзительно кричит тебе прямо в лицо. Пусть англичане сами указали, что из-за специфичного расположения фазоинвертора колонки не особо чувствительны к «фактору стены», однако и акустику комнаты никто не отменял. Так что первый вывод — EVO 4.4 требуют вдумчивой расстановки в конкретном помещении.
Но меня не покидает чувство, что колонки способны на большее. А в комнате как рояль в кустах обнаружилась пара моноблочных усилителей Quad Elite QMP, которые вместе стоят в два с лишним раза больше колонок, зато и выдают по 260 Вт на канал.
Вот сейчас обещанные отчетливость и скорость на низах ощущаются в должной мере. Скоростная бас-бочка и быстрые гитары в композиции «The Fire Still Burns» DragonForce выпуклы, натуральны, не давят массой, а подкупают детальностью и собранностью. Это же можно сказать и о вещах потяжелее, вроде «For Whom The Bell Tolls» от Metallica.
И теперь второй вывод — колонки «любят ток», как говорят меломаны. Так что не поленитесь подобрать соответствующий усилитель, сообразно запросам акустики и ценовому соответствию. Вот и наш Quad Artera Solus Play в другом сетапе вел себя безукоризненно, но сейчас вынужден ограничиться конвертацией сигнала и функцией предусилителя, передав усиление компонентам помощнее.
Однако не спешите вешать на EVO 4.4 ярлык «металлических» колонок. Они просто хорошо и добросовестно отыгрывают тяжелые жанры, но при этом несколько отстраненно, без огонька. Лично мне здесь не хватило ноток злости и агрессивности. Впрочем, это уже вопрос вкуса, может у вас сложится иное впечатление.
Зато хорошо записанный мелодичный рок, к которому я, в том числе, отношу Dire Straits, льется как бальзам на уши — звук чистый, прозрачный и сбалансированный. Не менее эффектно воспроизводится акустический прогрессив-рок. Однако и здесь найдется специфическое «но». Эта подача довольно нейтральная и бесстрастная, без явной красивости, которая свойствена, к примеру, неким «хорошим скандинавским колонкам».
Очень выигрышно EVO 4.4 подают джаз и свинг. В джазовом стандарте «Take Five» Dave Brubeck Quartet мне наконец удалось услышать обещанный производителем эффект, когда ты слушаешь не аппаратуру, а непосредственно инструменты.
Отлично согласованный дуэт купольного среднечастотника и ленточного твиттера позволяет рекомендовать колонки для композиций, где основной упор делается на вокал, как скажем, прозвучавшие на тесте госпел-группа The Fairfield Four или канадская джазовая певица и пианистка Diana Krall.
Большие симфонические произведения EVO 4.4 рисуют объемно и масштабно, а порой и с изюминкой. В Auf der Jagd, Polka Schnell (полька «На охоте») Иоганна Штрауса-младшего партитура включает настоящие пистолетные выстрелы, которые неожиданно прозвучали столь натурально, что захотелось нырнуть в укрытие и поправить несуществующую каску. А описанное выше «стреляющее» движение низкочастотников только добавило впечатлений.
Раз компания заявила о родственных технологиях у EVO 4.4 и дорогой серии Elysian, то накануне я не удержался от прослушивания той действительно незаурядной флагманской линейки. Надо признать, что рассматривать тестируемые напольники как «Elysian для экономных» не получится — слишком велик маркетинговый, конструктивный и ценовой разрыв.
Однако есть и общие черты. Это, прежде всего, подход к звуку, где упор сделан на точное воспроизведение низких частот и ровное натуральное звучание с минимумом окраса. Только флагманы делают это на два порядка лучше. Но и EVO словно пытаются перерасти свою ценовую категорию качеством изготовления, солидным дизайном и сбалансированной подачей.
Напольные колонки EVO 4.4 могут стать интересным вариантом для ценителей ровной честной подачи без уклона в сухую аналитичность. Акустика демонстрирует универсальный характер и способна справиться с большинством музыкальных жанров от метала до классики. Однако перед покупкой рекомендуем тщательно прослушать колонки в схожих с вашими условиях использования — как говорится, «некоторые любят покрасивее».
Достоинства: нейтральное неприукрашенное звучание, аккуратная обработка низких частот. Отличный дизайн и высокое качество изготовления.
Недостатки: честный характер порой нравится не всем. Требуют тщательного подбора усилителя и вдумчивой расстановки в помещении.
- Тип: напольные, трехполосные
- Акустическое оформление: фазоинвертор SLPP
- Частотный диапазон: 38 – 22 000 Гц (+/- 6 дБ)
- Максимальное звуковое давление: 107 дБ
- Частота кроссовера: 1400 Гц, 4700 Гц
- Динамики: ВЧ – ленточный 30 х 60 мм, СЧ – 50-мм тканевый купол с демпфирующим покрытием, НЧ – 2 x 165-мм арамидное плетение
- Чувствительность: 89 дБ
- Сопротивление: 8 Ом
- Размеры (ВхШхГ): 1060 х 250 х 350 мм
- Вес: 25,6 кг (каждая)
Производитель: WHARFEDALE