Годзилла против Конга: сравниваем винтажные процессоры Sony TA-E1000ESD и PS Audio Reference Link LS

09.10.2020 Возврат к списку Просмотрено: 100 раз

Что получится, если сегодня сопоставить между собой плюсы и минусы старинных цифровых предусилителей? Особенно если один из них — на легендарном Ultra Analog D20400A.

Продолжаются мои исторические экскурсы с целью выяснить, что такое хорошо и что такое плохо в ранних цифровых технологиях. От одиночных обзоров пора переходить к сравнительным.

Sony TA-E1000ESD уже был разобран в одном из материалов и получил весьма комплиментарные оценки. Не все им поверили — и вот в пару удалось заполучить еще одного монстра той эпохи. Встречайте — процессор PS Audio топовой серии Reference. На том самом 20-разрядном мультибите Ultra Analog D20400A!

8c16096-b13a-4e9f-9013-3d51df1a32ab.jpg

aef7042-9ec2-47af-b921-6e0b57f17778.jpg

Устройство было выпущено PS Audio в 1993-м, спустя четыре года после Sony TA-E1000ESD. Ритейл Reference Link LS составил более 4 000 долларов. В немалой степени такая цена была обусловлена моднейшим Ultra Analog D20400A — самым продвинутым на тот момент конвертером. И это PS Audio продавал свои компоненты еще по божеским ценникам.

В частности, именно они представили самый доступный источник с 20400A внутри. Это была модель 1992 года UltraLink (1 995 долларов), на базе которой, собственно, и появился наш испытуемый. Еще к относительно доступным можно было отнести компоненты Parasound. Стоимость у остальных производителей на аппараты с Ultra Analog 20400A летела ввысь на первой космической скорости, вроде 13 950 долларов за Mark Levinson No.30. Что же такого уникального представлял из себя D20400A?

446929b-fa83-4692-b0b6-81bf356d32f6.jpg

Конвертер был разработан Дэном Лаври, который впоследствии основал фирму имени себя и снискал себе славу моделью Gold — тоже с совершенно запредельным прайсом. Чипом D20400A уже не назовешь — по размеру матрица с тонкопленочными резисторами получилась значительно больше традиционных «пластинок» у Burr-Brown, Sony, Philips и др. Каждый экземпляр D20400A собирался вручную.

В его схеме старшими (MSB) работали 8 бит и 12 младших (LSB) бит. Суммарное разрешение 20 бит означало, что сопротивление младшего резистора против самого старшего отличалось как 2 в 20-й степени, т.е. в миллион раз. В спецификации Ultra Analog божился, что в изделии будет обеспечена монолитность минимум в 19 бит.

4b523ee-49d5-4b27-9e2d-6a45552360f6.png

Для возможности применения легкого фильтра Бесселя 3-го порядка в D20400A использовался предварительный оверсемплинг данных — эту практику Philips к этому времени уже все взяли на вооружение.

В PS Audio Reference Link LS используется цифровой фильтр NPC SM5803 фазолинейного типа Sharp. Кратность оверсемплинга в фильтре установлена 8-кратной (352,8/384 кГц). Предельная граница дискретизации конвертера D20400A позволяет заводить на него дискретизацию до 400 кГц. Вот так и расшифровывается индекс конвертера — 20 бит / 400 кГц. Заявленные характеристики D20400A в виде соотношения сигнал/шум 112 дБ делали его Царь-ЦАПом. Переходим к его реализации в PS Audio Reference Link LS и сравниваем остальную топологию с Sony TA-E1000ESD.

На этот раз фото потрошков я не делал, потому что мопед не мой для экспериментов устройство было взято взаймы и прибыло в пленке. Но внутри оно выглядит примерно вот так. Очень хорошо.

30bc60b-de54-4ab9-89c6-15439f5f64f1.jpg

Настоящее пиршество любителя деталек суммарным весом 11 кг. Три (!) трансформатора для раздельного питания, к нему же кондеры на 60 000 микрофарад, все виды цифровых интерфейсов 90-х годов, включая оптику AT&T на стекловолокне, две пары XLR-выходов.

Распространенные в ту пору SPDIF-приемники, как Yamaha YM3623B у UltraLink и Sony TA-E1000ESD не обрабатывали ничего свыше 16 бит. К счастью, вместо него в Reference Link LS была установлена более свежая на тот момент версия YM3437C, позволявшая оперировать как с 20-битным, так и с 24-битным словом. Но подождите… а это еще что такое?

Какие-то преобразователи Analog Devices с 18-битным разрешением. Только это не ЦАПы, а совсем наоборот — аналого-цифровые модули. В PS Audio вслед за Sony тоже решили оцифровывать все входящие аналоговые сигналы: Phono, Tuner и так далее, всего пять разъемов RCA. Все ради того, чтобы иметь возможность регулировки баланса и уровня, не прибегая к потенциометру.

В процессоре окружающего звука TA-E1000ESD это еще можно было как-то понять. Но в чистом стереокомпоненте? Вот она, уверенность в мощи цифровых технологий. Зачем же тогда вам названия на чипах: Ultra Analog и Analog Devices? Посмотрим на измерениях, как управляются с аналоговыми сигналами TA-E1000ESD и Reference Link LS.

3f75ede-1cea-47cb-9d43-6de7f4b21f5c.png

Короткий ответ очевиден — оба посредственно, хотя по разделению каналов Reference Link LS выглядит получше, чем TA-E1000ESD. Общее разрешение между полезным сигналом и шумовой полкой падает ниже 16 бит, интермодуляционные искажения крепчают. Может быть, в 1993 году в PS Audio полагали, что для кассетника или FM-тюнера этого будет достаточно?

Сюда добавляется еще и чисто по-аудиофильски удручающий момент. Самая разная аналоговая техника через такую AD-DA цепь будет звучать одинаково. Впрочем, подобные практики дожили и до наших дней — входящие аналоговые сигналы цифруются в современном NAD M10 или Technics SU-G700 ценой под 3 000 долларов. А мы вернемся к нашим испытуемым в роли ЦАПов.

77e9562-41de-4a8d-b8ab-c68ec16bb7ae.png

Характер джиттера PS Audio Reference Link LS

Оценка джиттера обнадеживает. В обоих случаях он находится на приемлемом уровне, разве что у PS Audio чуть более выражена «юбка» низкочастотного джиттера. Данные по Sony можно посмотреть в предыдущей статье.

Это радует — что ФАПЧ (система фазовой автоподстройки частоты) в этих аппаратах умеет перетактировать входящий SPDIF-сигнал, т.е. не боится плохого транспорта. Это видно по тому, как была усмирена гуляющая частота оптического выхода Airport Express с высоким уровнем джиттера. Пусть «юбка» периодически и раздувалась, но сигнал держался и не «плавал».

6480d43-e732-4d2f-a2a2-b8730b8e52b0.png

Характер джиттера PS Audio Reference Link LS при подаче SPDIF-потока от AirPort Express

К отсутствию поддержки хайрезов в конвертерах 80–90-х годов выпуска я предлагаю относиться с пониманием. Для этих целей нужны современные ЦАПы — и точка. А Sony TA-E1000ESD и PS Audio Reference Link LS следует рассматривать как преобразователи для 16-битного материала, который сегодня все равно превалирует и в коллекциях, и в стриминге.

Впрочем, этим старичкам можно засылать поток до 24 бит/48 кГц. В случае с Sony транкейт из-за Yamaha YM3623B будет составлять 8 бит, а у PS Audio с D20400A он в два раза меньше будет меньше — «всего» 4 бита. Мне подобные процедуры не по душе, я уже показывал с примерами, как портится Hi-Res при понижении разрешения.

Понятно, что оба процессора предназначены для работы с усилителем мощности. Уровень сигнала можно регулировать фирменными пультами ДУ, так что все удобно. Причем PS Audio Reference Link LS с пульта позволяет даже инвертировать фазу. Впрочем, выключение питания у американца происходит лишь формально — отключается внешняя индикация, но сама цепь остается под напряжением, и аппарат продолжает греться.

У Sony TA-E1000ESD максимальное напряжение на выходе, если вывернуть ручку до упора, достигает 3,7 В, у Reference Link LS — более чем в 1,5 раза больше. Для большинства техники, включая активные АС, такие величины too much. Конечно, истории известны предвари с выходным напряжением и в 15 В. Но это годится разве что для оконечных усилителей с низкой чувствительностью, которых кот наплакал.

Поэтому в полной шкале громкости оба аппарата возможно слушать лишь с усилителем, у которого имеется собственный аттенюатор. Но какой тогда смысл, если сигнал сначала разгоняется, а затем опять придавливается потенциометром на другом компоненте? Значит, будем слушать процессоры на малой тяге.

В моем случае с усилителем мощности Threshold для очень внушительной громкости в комнате хватает выходного уровня сигнала менее 1 В. Дальнейшее сравнение велось на этих параметрах. По дисплею PS Audio Reference Link LS это было 37 из 60, а у Sony TA-E1000ESD ручка чуть-чуть не доходила до положения 12 часов, что составило 0,67 Вольт. И на этом этапе, наконец, выяснилась концептуальная разница между двумя аппаратами.

В то время как у TA-E1000ESD уровень и баланс сигнала на финальном каскаде управляется аналоговыми элементами, PS Audio Reference Link LS все выполняет в цифровом домене. Старинном, подчеркиваю, цифровом домене. Со всеми вытекающими последствиями.

Кстати, у TA-E1000ESD ведь тоже имеется функция предварительного ослабления поступающего на ЦАП цифрового сигнала. Но я ее предусмотрительно отключил, убедившись, чем это чревато. В итоге снижение уровня сигнала только благотворно сказывается на уровне искажений Sony, существенно не затрагивая соотношение сигнал/шум, в отличие от PS Audio, у которого все наоборот.

1d27688-c76b-4887-aa7e-16a814707717.png

На максимальном уровне громкости показатели искажений и разделения каналов Reference Link LS заметно лучше цифр у TA-E1000ESD. Победа в первом раунде. А затем при уменьшении громкости, у PS Audio все это начинает портиться, разрешение падает ниже 16 бит и победа заслуженно уходит к Sony.

15207b2-9eb3-4256-ab80-5c7501bbde12.png

Не избежали наши испытуемые и проверок сигналами малого уровня с тестового диска Sheffield Lab, нормализованных затем к исходной громкости оригинала. Процедура этого теста впервые описана здесь.

На этих графиках отображен только один левый канал, чтобы не перегружать читателя картинками. Отлично видно, как с понижением громкости у PS Audio теряется разборчивость тихих сигналов с уровнем -50 дБ. Также обратите внимание, что характер пиков идентичных сигналов у двух тестируемых аппаратов выглядит зеркальным по отношению друг другу. Это оттого, что Sony TA-E1000ESD инвертирует абсолютную фазу сигнала. Об этом уже упоминалось в предыдущем обзоре.

615b29d-e165-47a4-be01-2c4db9db8528.png

795d350-cd00-4c65-84e4-97aa1df698cb.png

3430eac-f39b-4e0d-9ec7-f06879757aa4.png

40404d4-750a-4558-8bce-040e62d32ff6.png

Не только смотрите графики, но и качайте записанные с аудиовыходов компонентов файлы (архив 560 Мб). Прислушайтесь, как меняется характер искажений на нормализованных сигналах малого уровня. Особенно, какого рода вылазят на поверхность фоновые шумы и хвосты на этих образцах. Возможно, эта структура, искусственно увеличенная микроскопом аудиоредактора, и определяет то, что мы называем окраской звука.

В этой кутерьме технозамеров мы совсем забыли послушать легендарный Ultra Analog D20400A в нормальных условиях. Должен же Царь-ЦАП как-то проявить себя в музыке?

Никаких капитальных преимуществ по сравнению с Sony на этот раз я не услышал. А может стало и чуть похуже, с такой-то деградацией на цифровом регуляторе громкости. У TA-E1000ESD все-таки чаще возникала жизнь вне колонок, были острее уколы, и в целом японский конвертер звучал более «винилово». На его фоне PS Audio Reference Link LS показался каким-то уж слишком строгим и сухим. Гладкая, уверенная подача, но слишком стерильная, на мой вкус, и ближе к бесстрастному дельта-сигме почерку, эффектному в надувании быстрого электронного звука. Говорят, Ultra Analog D20400A нужно правильно готовить. Возможно — но не в данном устройстве определенно.

Так что в моем случае, если держать что-то на контрасте в паре с современным Hi-Res ЦАПом, то что бы там ни говорили в адрес процессора окружающего звука, между Годзиллой и Кинг-Конгом я без сомнений выбираю японца.


Источник: stereo.ru

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша