Усилители Burson Audio Conductor Virtuoso 9018

07.07.2015 Возврат к списку Просмотрено: 2510 раз
     Компания из Мельбурна Burson Audio удивляет своей активностью. Спустя 5-6 лет с тех пор, когда техника компании появилась в России, австралийцы успели полностью сменить модельный ряд. А аппараты с модельным номером 160D ‒ универсальные устройства, интегрирующие ЦАП, усилитель наушников и предусилитель ‒ переживают уже третью модификацию: сначала был HA-160D, потом Conductor, и вот мы встречаем свежую версию Conductor Virtuoso. Virtuoso в сравнении с предшественником испытал не столь существенную доработку, как Conductor после HA-160D. Во всяком случае, схемы усилителя и цифро-аналогового конвертера остались прежними, зато важные нововведения замечены в других частях устройства. И впервые прибор Burson Audio получил пульт ДУ.

virtuoso-f copy.jpg

на фасаде Conductor Virtuoso из нового замечаем регулятор
громкости и дисплей из маленьких светодиодов

virtuoso-r copy.jpg

обратная панель как у предшественника
 
    Но расскажем обо всем по порядку. Солидный и увесистый корпус Virtuoso выполнен в старых размерах (80х255х265 мм). Корпус выточен из алюминиевых панелей, особо впечатляет толщина фасада, достигающая 1 см. С обратной стороны Virtuoso ничем не отличается от предшественника: два несимметричных аналоговых входа и три цифровых (USB, коаксиал и оптический), два аналоговых выхода (с конвертера и предварительного каскада). С лицевой стороны отличия уже есть. Аппарат получил новую ручку громкости, добавившую капельку изящества в дизайн маленького танка. Если на ручку нажать, усилитель перейдет в режим Mute. Помимо ручки громкости появился яркий, хорошо читаемый дисплей, созданный из набора синих светодиодов. Дисплей отображает уровень громкости цифрой от 0 до 99. Источники, как и прежде, переключаются кнопочкой, перематывающий список из 5 позиций. Однако у Virtuoso лицевая панель оскудела на кнопку и ряд индикаторов, принадлежащих системе VOS (Variable Output Stage). В модифицированном устройстве от пользовательского выбора уровня выходной мощности решили отказаться.

04039ab8ee copy.jpg

    Под "капотом" Virtuoso видим знакомую по Conductor компоновку блоков и схему усилителя, унаследованную еще от модели Soloist. Входной каскад собран на полевых транзисторах IRF610/IRF9610, а выход работает на 4-х парах комплементарных биполярных транзисторов Toshiba А1930/C5171. Суммарный выход достигает 4 Вт на нагрузке 16 Ом, этого достаточно, чтобы раскачать практически любые наушники. Сложности могут возникнуть только с экстремально низкоомными моделями, и дело тут не в мощности, а в импедансе выходного каскада. Импеданс выхода наушников у Conductor составлял <1 Ом (по данным производителя), у нового Virtuoso он уже равен 3 Ом. Коэффициент демпфирования ухудшился, поэтому с отдельными наушниками, имеющими низкое сопротивление, Virtuoso может взаимодействовать не лучшим образом. Впрочем, мы каких-либо трудностей не испытали, с 16-омными моделями M-Audio HDH50 усилитель Virtuoso отыграл без нареканий.
    Схема ЦАП также не нова (смотрите, например, обзор Burson Audio Conductor). В устройстве, попавшем в наши руки, конвертер был выполнен вокруг суперсовременного 32-битового чипа Sabre ES9018S компании ESS. Но австралийцы предлагают и другой вариант Virtuoso с "классической" версией конвертера на чипе Burr-Brown PCM1793.

virtuoso-vc copy.jpg

новый 100-шаговый регулятор громкости использует
микросхему Burr-Brown PGA2310
 
    Теперь поговорим о новшествах. Прежде всего, в Virtuoso австралийцы впервые отказались от фирменного регулятора громкости на дискретных резисторах. Для реализации дистанционной настройки громкости с ним действительно надо было что-то делать. Однако разработчики решили использовать не моторизованную ручку с потенциометром, а построили свой 100-позицинный регулятор на базе микросхемы Burr-Brown PGA2310. Ее выбрали за отличные характеристики: малый шум, высокий динамический диапазон ‒ 120 дБ и THD ‒ всего 0.0004%. Микросхема интегрирует качественную резисторную сборку, которая обеспечивает высокую точность изменения громкости (0.5 дБ) и прекрасное согласование каналов (до 0.05%). По последнему показателю PGA2310 значительно превосходит стандартные моторизованные регуляторы, уровень каналов которых согласуется с точностью от единиц до 10%. Вторая часть микросхемы содержит операционные усилители, благодаря им PGA2310 может не только ослаблять, но и усиливать сигнал с максимальным коэффициентом +31.5 дБ. Постойте, микросхемные ОУ ‒ о, ужас! До сих пор Burson Audio сильно не любила микросхемы с ОУ, никогда их не использовала, заменяя собственными решениями на дискретных транзисторах. Компания неоднократно говорила, что использование подобного несовместимо с ее философией и вообще с высокими стандартами звучания High-End. И тут такой конфуз! Защищаясь австралийцы говорят, что в данном случае выходной каскад микросхемы "выключен" (усиление установлено в 1), поэтому регулятор громкости Virtuoso действует как чисто резистивный и окрасок звучанию не дает.

virtuoso-cnd1 copy.jpg

в схемах Conductor Virtuoso используются конденсаторы
ELNA серий For Audio и Silmic II
 
    Второе изменение ‒ новый блок питания. Предыдущий Conductor для цифровых схем использовал отдельный трансформатор с шинами 2х15+5 ВА. В Virtuoso для тех же целей установлен трансформатор TR-03 с выходами питания 3х11.5 ВА. Еще одно отличие касается суммарной емкости буферных конденсаторов, которая в Virtuoso выросла почти вдвое ‒ 4 "банки" ELNA for audio по 8.2 тыс. мкФ каждая.
    Новый USB-модуль Virtuoso реализован на аудио-процессоре Сmedia CM6631A, который обеспечивает асинхронный транспорт с разрешением до 24 бит/192 кГц (спецификации чипа позволяют ему работать с данными разрядностью до 32 бит). Для распознавания Virtuoso компьютером с операционной системы Windows потребуется специальный драйвер, программу установки которого можно скачать с официального сайта Burson Audio.
    Пульт ДУ для Virtuoso удивительно хорошо сочетается с главным устройством по стилю: начищенный корпус-брусок, выточенный из анодированного алюминия, отсутствие видимых винтовых соединений. Все функции завязаны на пятерке маленьких кнопок, сродни той, что используется в основном аппарате для перемотки источников. На пульте две кнопки регулируют громкость, две ‒ выбирают вход, еще одна кнопка, стоящая поодаль, активирует режим Mute. Пульт ДУ обеспечивает полную управляемость Virtuoso, к самому аппарату можно даже не приближаться.
    Burson Audio Conductor Virtuoso 9018 – многофункциональное устройство «три в одном», одновременно цифро-аналоговый конвертер SPDIF/USB, предусилитель и усилитель для самых требовательных наушников (ну еще бы, с выходной-то мощностью до 4 Вт!). В новой модификации у популярного "аудио-комбайна" появилась удобная ручка громкости и, впервые в практике Burson Audio, пульт ДУ. Улучшился и звук, прибавив в детальности. Как и его предшественники, новый Conductor Virtuoso задает высший стандарт соотношения цены и качества в своем классе.

virtuoso-usbres copy.jpg
 
Впечатление
    Сразу отметим несколько положительных сторон нового Conductor Virtuoso. По сравнению с предшественником прибор стал меньше греться. Предыдущий Conductor даже в режиме ЦАП активно выделял тепло, не отключая от питания ненужный в тот момент усилитель. Virtuoso, работая в качестве ЦАП, никогда не становится горячим, и как усилитель наушников греется не слишком сильно.
    Новый регулятор громкости также порадовал. Да, в теории идея механического регулятора на дискретных резисторах выглядит привлекательно, но на практике у нее есть слабые стороны. Во-первых, фирменный "бёрсоновский" регулятор было трудно сделать моторизованным, поэтому приборы австралийцев обходились без дистанционного управления. А ведь пульт ДУ ‒ вещь удобная и полезная. И ладно еще, если устройство используется как настольный ЦАП/усилитель наушников, ‒ регулятор громкости всегда доступен, только руку протяни. А если прибор из семейства 160D включен в стереосистему предварительным усилителем и стоит вместе с другими компонентами в аппаратурной стойке. Сами же австралийцы выпускают усилители мощности Timekeeper и собираются в скором времени привезти в Россию модифицированные версии Timekeeper Virtuoso, к которым приборы Conductor старого и нового издания рекомендуются как предварительные усилители. В таком раскладе пульт ДУ весьма желателен, иначе к ручке громкости не набегаешься.
    Во-вторых, механические системы, находящиеся в постоянной работе, со временем разбалтываются, ухудшая качество электрических контактов. Буквально пару месяцев мы на практике вспомнили первое поколение компонентов Burson Audio, появившихся на нашем рынке, ‒ на усилителе наушников HA-160. Регулятор громкости заслуженного ветерана был уже не столь хорош, иногда застревая в полупозиции. Кроме того, не всем пользователям нравился большой шаг изменения громкости, так как фирменный регулятор Burson разбивал весь диапазон всего на 24 интервала. В общем, резоны для замены своего фирменного регулятора громкости у инженеров Burson Audio действительно были, и новый регулятор австралийцев ‒ это удачное решение.
    Пока мы поделились изрядным количеством пользовательских впечатлений вокруг да около устройства, но сказали мало слов о звучании. Этот пробел мы сейчас заполним. Пусть по характеру воспроизведения Conductor Virtuoso не сильно отличается от предшественника, и говорить о нем не повторяясь сложно: вкратце ‒ это хорошая детальность, отличная динамика, стабильная музыкальная сцена и высокая нейтральность подачи, но без ухода в холодность ‒ даже с легкой теплотой и приятной насыщенностью нижней середины. Тот же Conductor, но, как показалось, с более умелым обращением с мелкими, почти эфемерными слоями звуковых деталей, которые помогают полнее ощутить красоту инструментальных обертонов, яснее представить контуры образов на сцене и общую атмосферу концертного зала со всеми его шорохами и отражениями.
    С другой стороны мы воспользовались шансом провести сравнительное прослушивание Conductor Virtuoso с одним из его прямых конкурентов OPPO HA-1. HA-1 ‒ дешевле, но совсем не прост. Он не уступает Virtuoso в функциональности, имеет крупный ЖК-дисплей, пульт ДУ и даже больше опций в разнообразии источников сигнала, включая беспроводной прием по Bluetooth. Усилитель HA-1 имеет балансную архитектуру с симметричными входами и выходами, есть у него и балансный выход наушников.
    Сравнение цифро-аналоговых конвертеров Burson Audio Conductor Virtuoso и OPPO HA-1 проводилось в системе STAX с усилителем SRM-007tII и электростатическими наушниками SR-007MK2. Оба устройства подключались к усилителю STAX небалансным кабелем.
Вариант системы с HA-1 отличался ровным тональным балансом, лишь слегка смещенным в сторону нижних частот. Пышный, глубокий, чуть укрупненный бас подавался с хорошим контролем. Изящная середина с выразительной тембровой фактурой подчеркивала эмоциональность музыки. Широкая и достаточно глубокая музыкальная сцена красиво разворачивалась, хотя передние планы и солисты фокусируются чуть лучше, чем задние. У Virtuoso тональный баланс был нейтральнее, а звук яснее в мелочах и общей фокусировке, заметно светлее верхняя часть спектра, бас быстрее и энергичнее. Музыкальная сцена прорисовывалась точнее и в несколько большем масштабе, за счет лучшей детализации образов на краях и дальних эшелонах. В динамике Virtuoso проявлял редкую раскованность. Возьмем, к примеру, оперу Верди "Макбет", фрагмент с вокалом, хором, оркестром и серьезными контрастами звуковых уровней: оба конвертера правдоподобно рисуют рассредоточение исполнителей на сцене, аккуратно и разборчиво воспроизводят музыкальные партии и в целом хорошо передают драматизм произведения. Но снова, если переходить к мелочам, конвертер Burson Audio выступает точнее в локализации и разделении образов, особенно хорошо эти качества Virtuoso проявляются в пиковые моменты оркестровых тутти. Там, где разрешение HA-1 уже находится на грани, Virtuoso все еще спокойно справляется с динамикой записи.

abd48489a7 copy.jpg

    Для оценки возможностей Conductor Virtuoso и HA-1 по программе ЦАП/усилитель мы использовали изодинамические наушники OPPO PM-1. При небалансном подключении наушников (Напомним, что у Virtuoso других вариантов и нет, а к HA-1 наушники можно подключить балансным кабелем) все тенденции, отмеченные нами при сравнении ЦАП, сохранились, а некоторые даже стали заметнее. У Virtuoso светлее и ярче верх, лучше проработка верхней половины спектра, точнее передаются позиции и очертания образов на периферии музыкальной сцены. Преимущество Virtuoso в скорости и рельефности баса даже возросло. В результате Virtuoso смотрелся предпочтительнее в исполнении динамичной и сложной музыки.
    Однако если подключить наушники к HA-1 балансным кабелем, задействовав весь потенциал усилителя OPPO, картина меняется. В активе Virtuoso по-прежнему остается более светлый и острый, лучше артикулированный верх частотного спектра. Но внизу HA-1 уже не проигрывает, догоняя и даже немного выигрывая у Virtuoso по контролируемой плотности и упругости баса. А умение HA-1 показывать перспективу, отодвигая задний край сцены все дальше и дальше, вызывает неподдельный восторг. Балансный выход наушников ‒ козырь HA-1 в нашем маленьком соревновании. Справедливости ради заметим, что Conductor Virtuoso с данным выбором наушников играл на чужом поле, ведь PM-1 и HA-1 буквально создавались друг для друга. Их можно назвать идеально сыгранной парой, настолько насколько конструкторы OPPO понимают хороший звук. Вполне вероятно, что с наушниками нейтральных производителей у HA-1 не получится достать Conductor Virtuoso даже с балансного выхода.

Источник: www.avreport.ru

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша