Quad 33 и Quad 303 - возрожденная классика
Из множества производителей аудиотехники лишь единицы создавали хотя бы один продукт, который стал бы легендарным или культовым. У британской компании Quad таких продуктов несколько. Совершенно точно это ламповые моноблоки Quad II (1953), электростатические колонки Quad ESL (1957) и ESL-63 (1981), а также предложенное в 1967-м транзисторное комбо из предусилителя и моноблоков Quad 33 и Quad 303. Потомки 15-ваттных моноусилителей мощности Quad II и электростатов ESL-63 в модернизированном виде и с сохранением оригинальной конструкции компания выпускает до сих пор. Недавно бренд возродил пару 33/303.
К 1960-м годам уже многие компании предлагали рынку транзисторные усилители. Журналист Джон Гилберт пишет в книге о Quad «The Closest Approach», что «команда Quad отказывалась выпускать технику на транзисторах, пока не пришла к убеждению, что по звучанию она окажется лучше собственной ламповой». Одно лишь то, что Питер Уокер ставил 33/303 в звуковом отношении выше Quad II, говорит о многом. Удивительно, с учетом того, какое чудо творят с музыкой моноблоки Quad II, особенно в сочетании с ESL-63.
Тут, конечно, и требования рынка были учтены: к тому времени техника Quad была довольно популярна в качестве студийной и концертной аппаратуры (есть свидетельства об использовании ее группой Pink Floyd), поэтому необходимы были усилители более мощные и более удобные в транспортировке по сравнению с ламповыми. Студийным аналогом Quad 303-х были 50-ваттные моноблоки Quad 50/E с искажениями менее 0,1% на полной мощности.
Многолетний главред «Stereophile’а» Джон Аткинсон приводит слова Питера Уокера, сказанные ему между делом, что любая проблема в аудио может быть успешно решена сочетанием в равных долях закона Ома со здравым смыслом. Аппаратура Quad иллюстрирует эту позицию Уокера.
При производстве продукции Quad в Китае продолжает функционировать инженерный отдел в Хантигдоне, графство Кембриджшир, где, как и прежде, трудится старая гвардия Quad, специалисты с большим опытом работы в компании, продолжатели дела Питера Уокера. Они ответственны за сохранение схемотехнической и звуковой сущности оригинальной техники в новых продуктах, в частности в Quad 33/303.
Коммутации в аналоговом сигнальном тракте нынешнего предусилителя 33 выполняются посредством микропроцессора, который получает питание от отдельного источника. Регулятор громкости реализован на качественном и долговечном потенциометре ALPS.
В Quad 303-м сохранены принципиальные решения оригинальной модели, в первую очередь, выходной каскад на транзисторных «тройках», гарантирующий наряду с малыми искажениями хорошую термостабильность схемы. В современном Quad 303-м работают комплементарные транзисторы, которых не было в 1960-х. Для блока питания разработан новый силовой трансформатор.
В темброблоке предусилителя регулятор НЧ оперирует в диапазоне ±3 дБ; нужен он не для получения «мясного» баса, а для адаптации звучания к акустике комнаты. Регулятор TILT действует по принципу качелей с осью на 700 Гц и одновременным ослаблением и усилением отдачи ниже и выше этой точки.
По сравнению со 45-ваттным старым Quad 303-м новый стал мощнее на 5 Вт: выходная мощность 2х50/70 Вт на 8/4 Ом. Мостовой режим позволяет удваивать мощность.
В новых Quad 33/303 cохранены размеры, цвета и дизайн оригинальных моделей. Приятные признаки модернизации — наличие дисплея и оранжевых клавиш с мягкой подсветкой, которую можно отключать.
В партнерстве с акустической парой Wharfedale Super Linton усилители Quad преподносят любую музыку на редкость убедительно. Признаюсь, в оценке Quad, особенно реплик исторической продукции бренда, я глубоко пристрастен. Как бы слышу возражение оппонента: современная звуковая индустрия ушла далеко вперед, предлагает великое множество качественных и технологичных усилителей с достойным звучанием, и кому сейчас нужно все это старьё? Я мог бы ответить так. «Старьё» это нужно в той же степени, в какой людям нужны современные электростаты Quad, моноблоки Quad II и «замшелый» винил, который, как видим, успешно теснит цифру. Нужно оно по тем же внутренним основаниям, по которым я захочу слушать сонаты Бетховена в записи Вильгельма Кемпфа, а партиты Баха — в интерпретации Пабло Казальса, предпочту Андреса Сеговию, Альфреда Корто и Вильгельма Фуртвенглера современным мастеровитым гитаристам, пианистам и дирижерам, а Чарли Паркера и Майлса Дэвиса — нынешним умелым джазменам… Все это старьё мне чрезвычайно дорого. Не только мне, разумеется.
Мы благодарны британцам за то, что благодаря имеющемуся у них гену почитания традиции и консерватизма, они держат натянутыми вожжи не в меру резвой технологической колесницы.
Звучанию усилителей Quad свойственно такое редкое и ценное качество, как индивидуальность. С ними мы ощущаем себя наедине с музыкой. Ощутите же и вы себя наедине с музыкой в концертном пространстве салона AVComfort.