Monitor Audio. Технологии лидерства
17.11.2015 Возврат к списку
Просмотрено: 2568 раз
Чтобы удержаться в лидерах, нужно идти в ногу со временем, порой даже обгоняя его. Отстав в технологическом плане, не угадав с набирающими популярность тенденциями рынка, догонять ушедших вперед конкурентов очень сложно. Не одна великая в прошлом компания сошла с дистанции, стоило ей остановиться на достигнутом и перестать развиваться. Почти что Зазеркалье Льюиса Кэрролла (Алиса в стране чудес): «здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее».
В индустрии воспроизведения звука бренд Monitor Audio – яркий пример созидательных компаний. Британцы никогда не боялись вкладывать деньги в исследования, пробовать новые сегменты рынка, создавать и использовать современные технологии, некоторые из которых были подсмотрены в аэрокосмической отрасли. Поэтому компании Monitor Audio сопутствует успех, ее продукты имеют уникальные черты, они узнаваемы. Это играет свою положительную роль не только с продуктами High-End класса, статус фирмы не менее важен, если продукт относится и к бюджетному сегменту, благо у британцев всегда хватало моделей, доступных по цене практически любому меломану.
Первые шаги: Monitor Audio осваивается на рынке акустических систем
История Monitor Audio начиналась в 1972-ом году, компания была основана инженером Мохаммедом Икбалом и его сподвижниками Мартином Колломсом и Майком Бином. Первые годы компания базировалась в Кембридже, а затем производство переехало в пригород Лондона, местечко Рэйли (Rayleigh). В 70 и 80-ых годах компания искала свой стиль, свою философию звучания, делая, тем не менее, очень хорошие акустические системы, некоторые из моделей тех лет сегодня считаются раритетами и очень ценятся коллекционерами.
Первыми продуктами Monitor Audio были крупные, условно полочные 3-полосные колонки, для установки которых нужно было использовать специальные низкие стойки. Корпуса и динамики покупались на стороне, зато на комплектующих не экономили. Использовались тяжелые кабинеты с толстыми стенками и лучшие на тот момент излучатели именитых производителей: KEF, EMI, B&W, Peerless и др. Впрочем, уже через несколько лет Monitor Audio перешла на собственные стандарты, заказывая эксклюзивные драйверы и открыв в 1976-ом году свою фабрику по изготовлению корпусов. Долгое время компания сотрудничала с крупнейшим британским производителем динамиков ELAC (не путать с одноименной немецкой фирмой).
Первенцы Monitor Audio, модели MA1
Модели MA3
Выпущенные в 1974-ом, 3-полосные модели MA3 открыли для компании дверь в престижное общество производителей аудиофильской акустики. Колонки имели рост 715 мм, вес 27 кг и выделялись овальными басовиками, большие размеры которых вынудили конструкторов разместить их на лицевой панели по диагонали. Динамик имел жесткую мембрану-сэндвич, изготовленную из тканевых слоев с полимерным покрытием.
Полочники MA7
Не меньшую популярность получили модели 1977-го года MA7 ‒ полочные 2-полосные мониторы с габаритами: 405х228х203 мм (ВхШхГ) и весом около 7 кг. Меломанам приглянулась востребованная в домашних условиях компактность колонок вкупе с высоким качеством звучания. MA7 комплектовались майларовым твитером и мид-басовиком с диффузором из ткани с полимерным покрытием.
Инновации Monitor Audio
Заметим, что уже на раннем этапе в поисках лучшего качества и эффективности Monitor Audio активно применяла в излучателях экспериментальные в то время мембраны из синтетических и композитных материалов. Продолжив изыскания в 80-х годах, инженеры Monitor Audio пришли к идее металлических диффузоров. Компания стала одной из первых в мире (наряду с пионерами из Acoustic Energy), создавших металлическую «пищалку», признанную соответствующей уровню Hi-Fi. В результате в 1986-ом появились модели Monitor Audio R852MD – первые АС с твитером из алюминиево-магниевого сплава. Помимо фирменной черты ‒ состава сплава, новый ВЧ-излучатель был очень хорошо защищен от температурной компрессии. Улучшенный отвод тепла достигался за счет металлического купола, ферро-жидкости в магнитном зазоре, металлического каркаса звуковой катушки и дополнительной системы вентиляции. Технология производства твитера для R852MD в дальнейшем привела к созданию целого поколения высокочастотных динамиков C-CAM. Впрочем, в середине 80-х все только начиналось.
Первые АС Monitor Audio с металлическим твитером
Кстати, в 80-е годы над акустическими системами Monitor Audio, в том числе над R852MD, трудился знаменитый конструктор Робин Маршалл (Robin Marshall). Уйдя из Monitor Audio через несколько лет, он основал компанию Epos Acoustic и разработал легендарные мониторы ES14. Разглядывая R852MD и ES14, в колонках легко угадываются родственные черты, начинающиеся с пресловутой металлической «пищалки».
Фирменный "золотой" купол Monitor Audio
В 1988-м Monitor Audio усовершенствовала свой металлический твитер, представив еще одну фирменную технологию Gold Metal Dome, получившую название за характерный цвет купола. Хотя золотой блеск "пищалки" был лишь внешним эффектом, так как сама мембрана изготавливалась традиционным для компании методом из алюминиевого сплава с последующим анодированием внешней поверхности.
Studio 10 - первые АС Monitor Audio, все излучатели которых сделаны из металла
В 1989-м инженеры Monitor Audio продвинулись еще дальше, расширив технологию металлических мембран с керамическим покрытием до динамиков СЧ/НЧ-звена. Первыми моделями с полностью металлическими излучателями стали полочные АС Monitor Audio Studio 10, вышедшие в том же году. А в 1991-ом был официально представлен керамо-металлический диффузор C-CAM ‒ ключевая технология Monitor Audio, определившая вид и звучание акустических систем на долгие годы вплоть до сегодняшних дней.
Эра "драгоценных" серий Monitor Audio
Серия Gold (2000 г.)
Серия Silver (1999 г.)
Серия Bronze начала века
Вооружившись собственными технологиями производства излучателей, в 90-х годах Monitor Audio с переменным успехом покоряла рынок акустических систем. Но в 1998-м компания провела важную реорганизацию всего своего модельного ряда, разбив его на несколько классов. Придуманная и внедренная пирамида серий сохранила актуальность и сегодня, хотя некоторые этажи-серии уже успели сменить до 5 поколений.
А это уже наши дни: "серебряная" серия (2015 г.)
В основании пирамиды сегодня стоит серия Monitor Reference ‒ базовый уровень, эконом-класс с очень выгодным отношением качества звучания и стоимости. Далее идет линейка Bronze – это следующий класс (Monitor Reference = Bronze предыдущего поколения), в котором внешний вид и звучание подняты на более высокий уровень, а ценник при этом остается в бюджетном сегменте. Третий этаж занимает линейка Silver ‒ респектабельный класс с улучшенными технологиями и благородным дизайном, включающим отделку колонок лаком и натуральным шпоном. Стоящая на ступень выше, серия Gold ‒ High-End с элитными технологиями и аудиофильскими комплектующими, к которым в последних поколениях добавились высококачественные ленточные твитеры. Какой драгоценный металл дороже золота? На вершине пирамиды находится линейка Platinum ‒ лучшее из того, что может предложить Monitor Audio от динамиков и кроссоверов до корпусов, высший класс во всем от дизайна до качества звучания, ручная сборка и роскошная отделка.
Современная "золотая" серия
Сегодня Monitor Audio демонстрирует очень широкий ассортимент аудио-компонентов. Помимо самой разнообразной акустики, включающей сабвуферы, специализированные громкоговорители для домашнего театра, это еще и уличные колонки, и архитектурные модели. В модельном ряду британцев есть несколько оригинальных решений, например, серия тоненьких дизайнерский колонок Radius и плоских колонок-картин Soundframe, сателлитные серии Apex и Mass, модные ныне саундбары. Кроме того, компания предлагает большой ассортимент встраиваемой акустики, который заслуживает отдельного рассказа: "Monitor Audio: встраиваемые и навесные акустические системы нового поколения".
Домашний кинотеатр на сателлитах Apex
АС Soundframe идеально смотрятся рядом с плоским ТВ
Но мир аудиокомпонентов и приложений стал чрезвычайно многогранным, и преуспевающая компания не может ограничивать свою деятельность лишь одним направлением ‒ это слишком рискованно. Поэтому Monitor Audio, как компания с достаточными ресурсами и тягой к инновациям, регулярно пробует что-то новое. Еще в 1979-ом году британцы попытались избавиться от клише компании, связанной исключительно с акустическими системами Hi-Fi, выпустив виниловый проигрыватель ET600. Хотя история на этом и закончилась, не получив продолжения.
Стереосистема i-deck (2005 г.)
Стереосистемы i-deck сегодня
Однако разработчики Monitor Audio не потеряли тягу к экспериментам, тем более что в связи с бурным ростом возможностей электроники и компьютерной техники вокруг появилось много нового и перспективного. Так в 2005-ом Monitor Audio стала первым из крупных Hi-Fi производителей, кто выпустил аудиосистему с док-станцией под iPod. Позже компания стала выпускать продукты с сетевым и беспроводным функционалом, потоковым аудио, мультизонными возможностями, появились настольные аудиосистемы с интегрированными усилителями. Но это уже темы для отдельных публикаций, в одном материале богатый модельный ряд Monitor Audio не охватишь. Закончим же мы наш обзор списком фирменных технологий, сделавших акустические системы Monitor Audio узнаваемыми во всем мире.
Фирменные технологии Monitor Audio
C-CAM (Ceramic-Coated Aluminium/Magnesium): эта технология изготовления диффузоров применяется в большинстве громкоговорителей Monitor Audio, начиная с 1991-го года. Технология адаптирована для аудио из аэрокосмической промышленности, где использовалась для производства компонентов реактивных двигателей. Нужда в легких, но прочных конструкциях есть не только у инженеров самолетостроителей или ракетчиков, в принципе, к мембранам динамиков предъявляются те же требования. Изготовление диффузоров из алюминиево-магниевого сплава включает три стадии снятия остаточного напряжения для обеспечения монолитности материала. Затем происходит высокотемпературный процесс анодирования внешней поверхности мембраны до получения керамического слоя толщиной 50 микрон. Получается очень жесткий материал, гораздо более устойчивый к изгибам и резонансам, чем обычные диффузоры из чистых металлов или сплавов. Сегодня технология C-CAM применяется Monitor Audio в излучателях любых полос от динамиков сабвуферов до высокочастотных головок.
Gold Dome C-CAM: разновидность технологии C-CAM, повсеместно применяемая в твитерах Monitor Audio. Тонкая мембрана из алюминиевого сплава с керамической поверхностью обладает очень высокой жесткостью, сдвигая первый резонанс купола в далекую ультразвуковую область к 35 кГц. Название Gold Dome не связано с использованием в составе мембраны благородного металла. Несмотря на золотистый цвет купола, золота в нем нет.
RST (Rigid Surface Technology): технология впервые была представлена в 2000-ом году в серии АС Gold Reference. Идея увеличения прочности мембран динамиков СЧ/НЧ-звена была навеяна традиционным японским искусством оригами. Если принцип работает для бумаги, то он подойдет и для металла – подумали инженеры Monitor Audio, и оказались правы. Поверхность диффузора покрывается разнокалиберными ямками, диаметр которых увеличивается к внешнему краю. Такой нерегулярный профиль диффузора повышает его жесткость и препятствует распространению стоячих волн, давая выигрыш в мощности и чувствительности излучателей. RST применяется в современных акустических системах линеек Gold, Silver, Soundframe, старших моделях встройки и сателлитах Apex.
RDT (Rigid Diaphragm Technology): уникальная технология производств композитных диффузоров, разработанная специально для флагманских акустических систем серии Platinum. RDT – еще один шаг к мечте аудио-инженеров, которые хотят одновременно прочный, но легкий диффузор. Понятно, что совместить эти требования очень тяжело и нужно использовать необычные материалы. В процессе изготовления диффузора RDT на ячеистую структуру, сотканную из полимерных волокон Nomex, накладывается очень тонкий слой керамо-металла C-CAM. Толщина слоя составляет всего 40 микрон, вдвое тоньше человеческого волоса. Получившийся материал обладает впечатляющими свойствами: он оказывается легче, но в 150 раз прочнее, чем C-CAM толщиной 200 микрон. Дополнительно жесткость конструкции повышает вогнутая геометрия диффузора, рассчитанная компьютерными методами FEA.
Ленточный излучатель ВЧ: впервые ленточные твитеры применялись Monitor Audio в линейке Platinum 2007-го года. Теперь "лентой" комплектуются еще и АС нового поколения Gold. В излучателях этого типа используется длинная, проводящая мембрана в виде ленты, подвешенная в мощном поле магнитов NeFeB. Мембрана одновременно является и диффузором и звуковой катушкой, испытывая по всей поверхности одинаковое управляющее поле. Сверхтонкая и очень легкая мембрана АС Platinum, сделанная по фирменной технологии C-CAM, весит всего 18 мг. Поэтому она дает очень быстрый отклик и шикарные импульсные характеристики, что приводит к отменной натуральности и высокой детальности звучания. Частотная равномерность ленточных твитеров серии Platinum простирается до 100 кГц, поэтому эти излучатели идеально подходят для воспроизведения записей в HD-форматах.
MMP (Metal Matrix Polymer): технология, впервые примененная в 2003 году в колонках серии Radius. В процессе изготовления диффузоров в полипропиленовый материал мембраны под высоким давлением вплавляются частицы металла. Кроме того, чтобы уменьшить влияние резонансов, толщина диффузора делается переменной. По сравнению с чисто полимерной мембраной, такая обработка почти не добавляет диффузору вес, зато заметно увеличивает его прочность. Акустические системы Radius последнего поколения перешли на драйверы C-CAM, однако технология MMP с неизменным успехом применяется в различных сериях Monitor Audio эконом-класса.
ARC (Anti-Resonance Composite): антирезонансные композитные панели были взяты Monitor Audio из автомобильной промышленности. Материал ARC изготавливается из отверждаемого полимера, насыщенного минеральными добавками. Из ARC получаются акустически инертные элементы конструкции с оптимальными демпфирующими качествами. Monitor Audio производит из композита ARC фасады, основания и отсеки среднечастотных динамиков колонок флагманской серии Platinum.
HiVeII (High Velocity): фазоинверторы HiVeII ‒ весьма распространенная технология, применяемая во многих колонках Monitor Audio. От стандартных ФИ-труб с гладкими стенками, которые используются большинством производителей, фазоинверторы HiVeII отличает продольная нарезка, служащая для снижения турбулентности и ускорения воздушного потока. Меломан же слышит более быстрый и плотный бас.
Источник: www.avreport.ru