Акустические кабели InAkustik LS-4004 Air
InAkustik всегда стремилась проектировать кабели, приближенные по основным параметрам к «идеальному проводнику» – тому самому, каким его описывает фундаментальная наука, а не рекламный слоган. И, похоже, настойчивым немецким специалистам в этот раз удалось максимально близко подойти к теоретическому идеалу. Мы тоже не боимся масштабных экспериментов – проверим результат на пяти системах.
ПОИСК ПО СМЫСЛУ
В отдельном представлении он точно не нуждается. В основу новой модели, впервые показанной на Munich High End Show 2017, положена та же идеология каркасного кабеля с воздушной изоляцией, с которой мы вас познакомили еще три года назад на примере межблочника InAkustik Referenz Selection NF-2404. Позже она была повторена и в первой акустической версии LS-2404 Air. Так что есть смысл остановиться только на ключевых отличиях 4004 Air.
Приготовьтесь к тому, что новый флагман линейки InAkustik Referenz Selection будет доставлен в коробке совсем невообразимых размеров. Хотя конструкция кабеля осталась прежней (набирается из ажурных полиэтиленовых сочленений) и в силу этого она отличается небольшим весом и впечатляющей гибкостью, по внешнему диаметру кабель прибавил значительно, что и потребовало специальной тары под готовую трехметровую стереопару. На заказ, кстати, в InAkustik могут сделать кабели и другой длины, но рассчитывать на слишком большую не следует – сборка каждого образца пусть и выполняется индивидуально, однако есть определенные технологические ограничения.
У новой модели куда внушительнее смотрятся и входные/выходные отводы. Они защищены плотными эластичными наконечниками, на концах закреплены (причем без пайки, а методом опрессовки) крупные разъемы под «вилку» или «банан». Для удобства наклон контактов можно регулировать, ослабляя винтовое сочленение. Высокое качество соединения в таком «многопереходном» терминале обеспечивается родиевым покрытием контактных пар. Сами они сделаны из меди с небольшой добавкой теллура. Эта легирующая присадка дает сплаву наряду с высокой проводимостью и увеличенную прочность.
Но главное отличие LS-4004 Air – удвоенное сечение основного состава проводников. Через внутренние направляющие в определенном порядке по спирали протягиваются пряди Cross Link, состоящие из 24 моножил из очищенной OFC (медь производится в Германии) и навитые в перекрестном порядке вокруг тонкой полимерной трубки. Точно такие же по набору волноводы сечением 1,2 мм² каждый использовались и в LS-2404 Air, но в новом кабеле их не 8, а 16. Таким образом «эквивалентное» сечение возросло с 2 x 4,8 мм² до 2 x 9,6 мм² (или до 4 x 4,8 мм² в «бай-вайринговой» разделке), а для акустического кабеля это чрезвычайно солидный показатель.
Ради чего такие сложности? Волноводы, в отличие от обычных многожильных проводников, обеспечивают максимальную скорость передачи сигнала и такую же высокую временную когерентность, какая достигается в литцендратах. Особая витая геометрия плетения «вычитает» из передаваемого сигнала внешние наводки и позволяет минимизировать индуктивность кабеля. Ну а воздух – это вообще просто лучший из пока доступных нам изоляторов: нет адсорбции и «эффекта памяти», достигается близкая к вакууму диэлектрическая проницаемость, открывается возможность во много раз снизить внутреннюю емкость по сравнению с полимерной изоляцией и т.д.
Высокое качество соединения в таком «многопереходном» терминале обеспечивается родиевым покрытием контактных пар.
Цена LS-4004 Air выходит за привычные потребительские рамки (405 000 рублей за комплект) и адекватно воспринимается лишь в категории штучных вещей, на создание которых уходит несколько дней ручного кропотливого труда. Но практический смысл в таком варианте всё же есть: если рассматривать «сороковую» модель как альтернативу двум комплектам LS-2404 Air, то новый флагман куда выгоднее. Мы же сосредоточимся на прямом сравнении звучания систем с уже известными и новыми кабелями. Чтобы набрать как можно больше достоверной статистики, оно проводилось в двух разных комнатах прослушивания, с пятью отличающимися по классу акустическими системами и усилителем, у которого имеются отдельные выводы на разную нагрузку. Как вы далее увидите, это принципиально.
Итак, большое объемное помещение с напольными Kanta 2. Формально они 8-омные, но с кабелем 2404 Air лучший контроль в басовой полосе достигается на 4-омных выходах оконечника. Если подключиться к «правильным» выходам, то субъективно чуть возрастает динамика, а с ней – и гулкость в нижнем регистре. Бас начинает давить не столько массой или компрессией, сколько объемом, и вдобавок провоцирует резонансы в помещении. Но звуковой сцене в любом случае можно поставить шесть баллов из пяти! Стерео пространство выстроено с отменной глубиной. Кажущиеся источники не перемежаются друг с другом, не стягиваются куда-либо со своих мест и определенны в звуковом объеме c потрясающей трехмерностью. Наконец, выражено еще одно достоинство, отмеченное нами еще в тесте годичной давности: с 2404 Air в саунде полностью исчезает ощущение пустоты. Даже ничтожный звуковой фон в записи становится абсолютно естественной частью музыкальной атмосферы.
Волноводы обеспечивают максимальную скорость передачи сигнала и такую же высокую временную когерентность, какая достигается в литцендратах.
С 4004 Air все несколько иначе. Отмечаем улучшение в низком регистре, причем вместе с четкостью в него приходит и какая-то натуралистичная осязаемость – скажем, тот же «воздух» только в виде инфранизких колебаний. Воспроизведение тактичное, очень уверенное, но не возбуждает стоячих волн в помещении. Разница между 4- и 8-омными выходами усилителя стирается настолько, что трудно отдать какому-то предпочтение. И это изменение легко объяснить: проводник с меньшим сопротивлением позволил достичь практически расчетного минимума выходного сопротивления усилителя (если его рассматривать в единой цепи с колоночным кабелем) и этим поднять до максимума демпинг-фактор. По остальным субъективным характеристикам преимущества флагмана выражены уже не явно: средняя полоса чуть спокойнее и даже как будто не настолько прозрачна. На высоких – чуть меньше динамики. Но, к счастью, пространство ничуть не менее «голографичное».
В том же помещении переключаемся на мониторы более высокого класса Focal Sopra #1. Эти системы тоже имеют номинальное сопротивление 8 Ом, но уступая в чувствительности, зарекомендовали себя как более нейтральные. Именно в таком рафинированном ключе они себя и преподносят с кабелем 2404 Air, хотя повторяется та же история – бас получается более корректным и выразительным при подключении к выходам оконечника для 4-омной нагрузки.
Но когда произвели замену кабеля, честное слово, захотелось пересмотреть все ранее сделанные оценки. Только теперь звучание стало образцом чистоты и тональной естественности! Я несколько раз возвращал обратно 2404 Air и тут же ловил себя на мысли, что система с ним вносит в звук легкую «перегретость» в средний диапазон и какую-то колючесть в верхний. А с 4004 Air тембральная картина никогда не казалась паззлом: бас прибавлял в реалистичности, становилась резче атака, середина образовывала с нижним и верхним регистрами совершенную гармонию. Сцена? Все такая же изумляющая! Причем в ней вполне внятно «визуализировались» даже какие-то немузыкальные составляющие. И, кстати, с 4004 Air акустика лучше (всё также точно, но более эмоционально) звучала именно от «правильных» выходов оконечника.
Проводник с меньшим сопротивлением позволил достичь практически расчетного минимума выходного сопротивления усилителя и этим поднять до максимума демпинг-фактор.
Переносим прослушивание в другое помещение и опробуем кабели в крайностях – как с очень мощными и довольно дорогими крупными напольниками, так и с небольшими доступными полочниками. В первой сессии подключаем Canton Reference K1 и сразу выясняется, что с 4004 Air основательно усиливается динамика, разборчивость по басу и пространственные характеристики. Какие-то нюансы, которые можно было трактовать за мелкие недочеты этой акустики (например, легкая окрашенность на высших частотах и укрупненность отдельных образов на флангах сцены), сходят на нет – получатся масштабное идеализированное музыкальное полотно. К слову, с усилителем флагманы Canton лучше дружат при подключении к отводам мощности на 8 Ом – и без того фундаментальное количество баса тогда переходит в качество.
Во второй сессии прослушиваем с Heco Elementa 300. Эти системы с легкими целлюлозными мидбасовиками и текстильными пищалками отличаются редкой способностью к богатой фактурной передаче низкого и среднего диапазонов. С 4004 Air это достоинство выражается в максимальной степени. При этом – парадокс! – акустика по тональному балансу кажется даже более светлой. Прочие изменения минимальны. Разницы в использовании разных выходов усилителя тоже несущественна. Предвижу замечания, что никому не придет в голову подключать акустику кабелем, который дороже её впятеро, но из этого опыта извлекаем полезное правило: сечение проводника благоприятно отражается на басовой полосе всегда, даже с недорогой акустикой!
Заключительная проба – с экзотичными широкополосными Supravox Bahia. С 2404 Air звучание получается весьма проникновенным и детальным, а некоторую зажатость по динамике и специфичность передачи низких и высоких частот автоматически списываешь на конструктивные особенности двухконусных драйверов и необычное акустическое офрмление. А вот что происходит, когда в игру включается 4004 Air: необъяснимым скачком улучшается проработка мидбасового регистра, умиротворяются яркие оттенки в верхней середине, причем это не воспринимается как замыленность – напротив, в звучании становится больше прозрачности и атмосферности.
Необъяснимым скачком улучшается проработка мидбасового регистра, умиротворяются яркие оттенки в верхней середине, причем это не воспринимается как замыленность – напротив, в звучании становится больше прозрачности и атмосферности.
Попробую кратко резюмировать результаты. Новый флагман обеспечивает улучшение разборчивости низов в широком диапазоне до максимально возможного для любой пары «усилитель-акустика». В построение звуковой сцены 4004 Air не вносит каких-либо заметных отклонений по сравнению с 2404 Air, но зачастую придаёт ей большую упорядоченность. Может по-разному сказываться на тональный баланс (обычно чуть притемняет его), но ни в одном эксперименте я не заметил, чтобы новая модель как-то выделяла то, чего не хотелось бы – аппаратную подкраску и прочие артефакты. Кабель в системе работает на гораздо более глубоком уровне – открывает не столько красоту звука, сколько его смысл и значение.
Источник: http://www.salonav.com