Предварительный усилитель Naim NAС 552
Для таких компонентов отдельные испытания устраивают редко, поскольку считается, что у предварительного усилителя в тракте роль чисто функциональная – коммутирование источников да регулирование громкости/баланса без малейшего влияния на музыкальный сигнал. Но то, что вытворяет (в хорошем смысле) этот аппарат в аудиосистеме, заслуживает особого рассказа.
НЕ ЛИШНИЙ
То, что вы видите – не просто пред. Возможно, это самое бескомпромиссное и совершенное устройство подобного рода в современной аудиоиндустрии. На такие мысли наводит не только его цена, которая наверняка многим покажется запредельной, но и конструкция.
За разработку радикальной модели в Naim взялись почти два десятилетия тому назад, а готовый результат впервые показали уже в 2002-м. В те времена еще не существовало топовой аудиосистемы Naim Statement, поэтому британский производитель, наверное, мог как-то подчеркнуть в дизайне флагманский статус компонента. Но, как видите, в облике NAС 552 вообще нет ничего, что выделяло бы его из ряда других моделей – он выполнен в типичном для Naim черном алюминиевом корпусе с парой регулирующих ручек (громкость, баланс) слева и солидным набором узнаваемых кнопок с фирменной зеленой подсветкой справа. Исполнение, разумеется, двухблочное. «Черный ящик» под предом – его источник питания.
Надо сказать, что все выпускаемые на данный момент преды Naim (в том числе и самая доступная модель NAC 152 XS), делаются исключительно под внешнее питание – ни на одном вы не найдете привычной колодки для силового кабеля. В любом случае придется докупать внешнюю «энергоподстанцию», а то даже и не одну, поскольку у Naim есть предусилители, допускающие подключение разных источников для апгрейда.
В нашем случае эта проблема отпадает: NAC 552 может работать только со специально разработанным под него модулем NAC 552 PS, который уже входит в комплект. Присоединяется он двумя шлейфами. Тонкий служит для подачи питания на коммутатор и электроприводы высокоточных потенциометров (при помощи отдельного шлейфа блокируется проникновение помех от сервопривода в звуковые каскады). Толстым кабелем с внушительными байонетными разъемами в верхний блок заводится высокостабилизированное напряжение 12, 24 и 32 вольта, а заодно снимается и выходной аудиосигнал.
Даже поклонники марки иногда задаются вопросом, почему инженеры Naim с таким упорством не хотят снимать звук непосредственно с усилительной части и обязательно заводят его в питающий блок. Ведь, казалось бы, этим только добавляется «лишнее» соединение в тракте. Но, во-первых, так удобнее раздавать усиленный главным компонентом сигнал по нескольким моноблокам или по развитой бай- или трай-ампинговой конфигурации. Во-вторых, только так соблюдается главный принцип – централизация всех питающих линий и «земель» относительно сигнальной цепи, что в Naim считают необычайно важным условием.
Даже поклонники марки иногда задаются вопросом, почему инженеры Naim с таким упорством
не хотят снимать звук непосредственно с усилительной части и обязательно заводят его в питающий блок.
Чтобы было совсем понятно, попытаюсь объяснить на пальцах. Вот представьте себе некий дом с какими-то многочисленными нелепыми пристройками и переходами между ними. Это – обычная аудиосистема, где внутри компонентов (как, впрочем, и между ними) неизбежно возникают какие-либо петли и лишние гальванические связи со всеми вытекающими последствиями: наводки, разность потенциалов, перетекание помех, паразитные емкости… В концепции Naim перечисленные негативные факторы для звука сведены к минимуму – все части «здания» стоят на общем фундаменте, а сигнал в любой точке тракта имеет под собой непоколебимое «основание» в лице «нулевых» и питающих шин, разведенных строго определенным образом. Допустим, вы решили добавить к NAC 552 фирменный «неймовский» фонокорректор. Да, его придется подключать специальным кабелем, но заодно по нему на добавленный компонент пойдет и напряжение от общей энергетической системы. Теми же соображениями избавления от ненужных петель объясняется и пристрастие к разъемам DIN. Этот стандарт соединений не разветвляет земляные шины и обеспечивает двухстороннюю передачу по одному кабелю. Вам не понадобится, например, четыре межблочника RCA, чтобы подключить входы и выходы рекордера – с этим справится и один DIN.
В аудиотехнике часто идут на невероятные ухищрения, чтобы сделать идеальным сам сигнальный тракт. Но все усилия оказываются напрасными, если его элементы получают не идеальное питание – недостаточно стабильное, с шумами или дрейфующими показателями, зависящее от нагрузки или от самого сигнала. Всё, чем «дышит» источник питания, в конце-концов проникает в звук, окрашивает его или вообще искажает.
Теперь снова посмотрим на комплект Naim. В нижнем блоке скрыт заказной 800-ваттный тороидальный трансформатор. Мы получаем колоссальный запас по мощности даже с учетом всех возможных системных расширений! Кроме многочисленный стабилизаторов в питающем блоке находится и емкостной буфер на трех крупных конденсаторах. В самом преде – два независимых коммутатора на шесть входов, причем тот, что предназначен для записи, может быть оперативно заблокирован от случайного переключения. Самые наблюдательные уже наверняка заприметили, что на задней стенке NAC 552 гнезд больше числа заявленных источников. Объяснение простое: у флагмана есть возможность переназначения кнопок на лицевой панели разным физическим входам, а чтобы процесс программирования не превращался в угадайку, выбранное гнездо сзади индицируется светодиодом. В «дефолтном» варианте, кстати, из двух дополнительных входов RCA рабочий лишь один. Второй придется назначать.
Кроме многочисленный стабилизаторов в питающем блоке находится и емкостной буфер на трех крупных конденсаторах.
О том, что в тракте используются только лучшие элементы, говорить, думаю, смысла нет. Самая любопытная особенность конструкции состоит в том, что общая сигнальная плата со всеми вводами/выводами, ключами, усилительными каскадами и прочими чувствительными к механическому воздействию элементами смонтирована на «плавающем» медном (и очень увесистом) субшасси. Поэтому перед включением аппарата в систему следует обязательно отвинтить четыре технологических винта в днище главного блока, чтобы освободить пружины и привести систему виброзащиты в рабочее состояние. После этой процедуры технику крайне нежелательно трясти или переворачивать.
К прослушиванию мы приступали, осознавая простую истину: преда в тракте, по-хорошему, не должно быть вообще – не физически, конечно (иначе как коммутировать входы, согласовывать их с нагрузкой, регулировать громкость и подавать сигнал к мощнику), а по воздействию. Наш испытуемый попросту должен передать до усилителя все, что взял от источника – выступить этакой эталонной перемычкой.
Чтобы оценить, каков NAC 552 именно в этом смысле, мы сначала включили его в разрыв тщательно согласованного (самим производителем) тракта. В этом качестве как нельзя лучше выступила недавно протестированная система из оконечника Quad Artera Stereo и проигрывателя Artera Play. В последний уже по факту интегрирован свой Preout, чтобы как раз исключить необходимость во внешних регуляторах и селекторах.
Обязательно должен упомянуть, что соединение между упомянутыми Artera можно выполнить либо балансными, либо обычными кабелями, причем оба интерфейса, как мы убедились, дают и разное звучание. Включение Naim не позволит нам соблюсти на 100% идентичность трактов, поскольку ввести сигнал в пред можно только по линейному входу, а снять – только в дифференциальном виде. Но все равно результат получился весьма показательным.
Предварительный усилитель словно складывал вместе отдельные достоинства разных подключений и этим снимал все вопросы к звучанию.
NAC 552 не добавил в звук никаких подкрашивающих или смягчающих штрихов, что, впрочем, было ожидаемо. Но в нем прорезалась особая динамика, проявляющаяся не какой-то простой прибавкой в громкости, а именно реалистичностью и драматичностью. Более быстрый и четкий почерк в басовой полосе и выше по диапазону проявлялся даже в сравнении с прямым подключением «источник-оконечник» по балансным кабелям, когда система реализует всю свою мощь и темперамент. При этом, когда добавлялось промежуточное звено в виде Naim, более внятно формировалась и звуковая сцена: можно было отметить прибавку материальности у каждого виртуального образа, лучшую стабильность позиционирования в пространстве. Предварительный усилитель словно складывал вместе отдельные достоинства разных подключений и этим снимал все вопросы к звучанию.
Теперь опробуем NAC 552 с другими источниками. Высокая чуткость к их смене – один из лучших признаков реальной прозрачности усилительного тракта, хотя здесь важнее не столько сила проявления эффекта, сколько характер изменений. Поясню: донести незаметные шумы, искажения и прочие артефакты работы не самого совершенного плеера или ЦАПа может и относительно недорогой «нейтральный» по звучанию усилитель с достаточным звуковым разрешением. А вот выявить различия не технического, а эстетического плана, раскрывая музыкальный потенциал вообще какого-угодно источника на 100% и показывая его особенности в мельчайших подробностях, могут лишь единицы. И это как раз то, чем NAC 552 нас буквально покорил.
Тембры становятся настолько правдоподобным, а сцена – до такой степени визуализированной, что кажется, будто тебя перенесли в зал или студию.
Подключаем сетевой проигрыватель Naim NDS и вмиг забываем, что проводим тестовые прослушивания. Тембры становятся настолько правдоподобным, а сцена – до такой степени визуализированной, что кажется, будто тебя перенесли в зал или студию точно на то место, где стоял записывающий микрофон. Иллюзия настолько сильна, что хочется слушать всё подряд.
Затем в качестве источника берем CD-ресивер Naim Uniti Star. Вроде та же марка и школа. В чем-то похожи и инженерные подходы – цифровая обработка, например, делается высокопроизводительным DSP SHARC, как и в NDS. Но на выходе звучание совсем другой культуры! Оно дерзкое, укрупненное, с бесшабашной быстрой динамикой, с нарочито «прописанными» в общей текстуре деталями… Этот пример отлично показывает, насколько вообще глубоко NAC 552 способен проникать «в душу» источнику. Интересно, что через свой встроенный усилитель Star не звучит так экспансивно – его характер вполне укладывается в традиции Naim. Но при прослушивании через пред эталонного класса (на этот счет у меня уже нет ни малейших сомнений) становится ясно, что параметры обработок в новых системах Uniti «все-в-одном», очевидно, подгонялись под конкретный тракт и, в частности, под звуковой почерк 70-ваттного оконечника. Если это не так, то пусть сам Naim это и опровергнет.
Источник: http://www.salonav.com