Тест наушников Audeze iSine10 и iSine20: внутриканальные и планарно-магнитные
Тест наушников Audeze iSine10 и iSine20: внутриканальные и планарно-магнитные
Излучатели во внутриканальных наушниках, как известно, бывают двух видов: динамические и арматурные. Все остальное — редкие исключения, и об одном из них сегодня пойдет речь. В нашем тесте сегодня сразу две модели внутриканальных наушников Audeze с планарно-магнитными излучателями большого размера, да еще и в открытом акустическом оформлении. Все не как у всех! И к тому же каждая модель имеет модификацию с Lightning-кабелем, оснащенным встроенным DSP. Ну как можно было пройти мимо такого?!
Малые формы
Наушники Audeze iSine носят гордое звание первых в мире внутриканальных планарно-магнитных наушников. В свете этого возникает логичный вопрос: а есть ли вторые, и что вообще можно считать конкурентами этим наушникам? В моей памяти первым делом всплыли внутриканальные электростатические наушники Stax, но это все же несколько иная технология. Кроме того, пару лет назад на выставке мне приходилось слышать внутриканальные планарно-магнитные наушники отечественного производства от компании MyST, но на официальном сайте они пока не значатся в списке моделей, доступных к покупке. Зато в зарубежных интернет-магазинах удалось найти пару моделей от мало знакомых мне брендов Monoprice и Unique Melody. В обоих случаях речь идет о наушниках, разработанных и произведенных в Китае. Таким образом, рынок внутриканальных планарно-магнитных наушников, пусть и небольшой, существует. При этом лидирующие позиции Audeze в этой нише пока абсолютно очевидны и неоспоримы: они разработаны и производятся в США, а также имеют ряд уникальных технологий, позволяющих повысить качество и даже изменять характер звучания.
Модели и технологии
Каждая модель наушников iSine предлагается в двух версиях: обычной и с цифровым кабелем Cipher, предназначенным для подключения к гаджетам Apple. Кабель Cipher представляет собой цифро-аналоговый преобразователь с DSP и усилителем мощности. Настройка DSP производится с помощью фирменного приложения. При этом версия для Apple имеет в комплекте и обычный кабель, благодаря чему обладатели iPhone шестой модели и младше получают возможность экспериментировать. Существует также специальная версия наушников iSine VR, предназначенная для работы с очками виртуальной реальности, но мы, пожалуй, сконцентрируемся на технологиях, посвященных звуку и ничему другому.
Технологическая основа внутриканальных планарно-магнитных наушников Audeze iSine полностью аналогична их полноразмерным собратьям, например — серии LCD. Отличия только в размерах и способе применения, если будет уместно так выразиться. Излучатели в обеих версиях iSine имеют диаметр 30 мм, в основе лежит пара мощных магнитов Fluxor. Магниты в наушниках настолько мощные, что притягиваются друг к другу с дистанции несколько сантиметров. На диафрагму сверхмалой толщины по технологии Uniforce нанесены дорожки звуковой катушки. У моделей iSine10 и iSine20 она имеет разную протяженность, вследствие чего отличается чувствительность наушников 110 и 112 дБ соответственно.
Акустическое оформление наушников создатели определили как полуоткрытое. С наружной стороны под защитной решеткой, образованной корпусом, можно увидеть металлическую сетку, а на картинке наушников в разрезе под ней обозначен слой акустически демпфирующего материала. Еще одна специфика — конический рассеиватель Fazor, установленный внутри звуковода. Он расположен широкой стороной к излучателю и занимает значительную часть внутреннего пространства звуковода. Таким образом, между диффузором и звуководом образуется своеобразная компрессионная камера, а свободное пространство внутри него расширяется по мере приближения к слуховому каналу, образуя тем самым специфическую версию рупора.
В уши или за уши?
Главный вопрос, который меня беспокоил: смогу ли я в принципе оценить звучание наушников в комфортных условиях, или мне придется весь тест придерживать их руками? Конструкция выглядит настолько крупной и громоздкой, что кажется, нет никаких шансов, что они будут держаться просто за счет плотной посадки амбушюры в ушном канале.
В стандартную комплектацию обеих моделей входят два комплекта конических амбушюр из силикона трех размеров. Отличаются они наличием или отсутствием мелких опоясывающих ребер, призванных, по всей видимости, предотвратить выскальзывание наушников из ушного канала. В качестве опции предлагаются силиконовые вставки, которые фиксируют наушники не внутри ушного канала, а во впадине ушной раковины, находящейся на его входе. В комплект также входит другое дополнительное средство фиксации — съемные заушины. Они имеют два размера и крепятся на корпус наушника. При использовании их нужно провернуть на корпусе наушника на 90 градусов так, чтобы они смотрели вперед, и только после установки наушника заушины поворачивают в рабочее положение. Одним словом, целый ритуал.
Мне заушины в итоге не пригодились: они не помогали удерживать наушники на месте, а скорее наоборот, мешали звуководу принять оптимальное положение. Зато без них, с помощью обычных гладких амбушюр, наушники располагались в ушах вполне надежно и не вызывали дискомфорта. Прыгать и бегать я бы, конечно, не рискнул, но сидеть за столом, покачивая головой в такт музыке, или же ходить в таких наушниках вполне возможно. Длительное использование не принесло дискомфорта, а между тем, существует немало компактных и невесомых затычек», которые доставляют много боли и страданий уже через полчаса использования. А эти ушные монстры оказались вполне безобидными.
И выглядят они, кстати, не так пугающе и странно, как может показаться по фотографиям. Наушники имеют довольно большой вылет звуковода, поэтому внутреннюю часть ушной раковины не заполняют, но и за габариты уха далеко не выходят. Смотрится скорее как какой-то модный аксессуар, особенно iSine 20 с их благородной расцветкой. Столь продуманный дизайн и эргономику вполне объясняет тот факт, что этим вопросом занималось ни много ни мало — BMW Group Company. А уж они-то знают, как сделать стильно и удобно!
Впрочем, хватит о красоте. Есть у iSine один один немаловажный аспект, связанный со звуком, а именно — акустическое оформление. Производитель называет его полуоткрытым, но по факту оно максимально близко к открытому. Внешние звуки наушники практически не глушат, и вместе с прослушиваемой фонограммой вы получаете в довесок весь спектр шумов офиса, дома или улицы. То есть сфера применения вырисовывается довольно специфическая. Метро, самолет, улицу, равно как и другие шумные общественные пространства, можно смело вычеркивать из списка. Остается прослушивание долгими вечерами дома или на даче, современный (нешумный) вагон поезда или машина с хорошей шумоизоляцией, а также нешумный офис или отдельный рабочий кабинет.
4 на 2
Имея пару наушников с парой различных способов прослушивания для каждой из моделей, невозможно дать оценку звучанию, не определившись для начала, что брать за точку отсчета.
Для начала я сравнил наушники между собой. Звук обеих моделей был теплым, несколько темным и одновременно очень свободным и открытым, словно их настраивал саундпродюсер группы U2. Но были и заметные отличия. При прослушивании модели iSine10 возникало ощущение, что бас выдвинут на первый план, а середина, напротив, чуть отведена от слушателя вглубь сцены. iSine20 звучали несколько светлее, с лучшей передачей верхней середины и меньшим количеством баса, в результате чего звучание казалось более ровным, хотя до студийной сбалансированности iSine20 было все-таки далеко. Сюиту «Кармен» в исполнении Лондонского Симфонического Оркестра iSine 10 играли кучно и массивно. На протяжении всего прослушивания никак не удавалось избавиться от ощущения некоторого упрощения звуковой картины. В исполнении iSine20 сцена получилась куда шире, звуковая картина была светлее, а благодаря лучшей детальности звук в целом воспринимался более полноценным, насыщенным нюансами и оттенками.
По общему впечатлению звучание iSine10 получалось более акцентированным на басу и от этого воспринималось более драйвовым, энергичным, подходящим для рока, электроники, танцевальной музыки и электрического блюза. Эти наушники не любят сложные музыкальные рисунки и игру микронюансами и оттенками. Прямой ритм, размашистые динамические переходы передаются лучше и убедительнее. На их фоне iSine20 звучат утонченно, поэтому лучше подходят для прослушивания вокала, джаза, академической музыки и разного рода аудиофильских записей.
Все это справедливо при прослушивании обеих моделей с помощью аналогового подключения, причем практически к любым источникам. К мощности усилителя эти наушники не особенно требовательны, и даже портативные устройства типа iPod с ними вполне справлялись. Настольный Hi-Fi заметно превосходил рядовые портативные источники, главным образом, в плане разрешения, а характер звучания принципиально не менялся.
Звук из цифры
Следующим этапом сравнения стал переход от обычного кабеля к цифровому. Тут необходимо сделать лирическое отступление, ведь кабель Cipher — это не просто ЦАП с усилителем, а еще и цифровой аудиопроцессор, работающий под управлением фирменного приложения. Приложение оказалось довольно простым. Оно позволяет создать два пресета эквалайзера и записать их в память процессора. Таким образом, можно слушать наушники с разными гаджетами и выбранными ранее настройками. А также в приложении Audeze HQ, есть возможность обновления программы DSP. Для тестирования я выбрал полностью линейную настройку эквалайзера, но результат тем не менее удивил.
iSine10, выдававшие при аналоговом подключении более темный и басовитый звук, на цифровом кабеле удивили внезапно вышедшей на передний план серединой. Звук стал в целом значительно более сбалансированным и более похожим на старшую модель, хотя некоторый акцент на басу остался — он по-прежнему привлекал к себе внимание плотностью, упругостью и энергетикой. Если возникает вопрос, как подключать наушники к iPhone или iPod, преимущество «цифры» было очевидно по всем параметрам, включая разрешение. Если же сравнить, как играет iPod c lightning-подключением и качественный USB-ЦАП с аналоговым кабелем, разницы в разрешении я не заметил — результат был примерно одинаков.
iSine20, которые и с аналоговым кабелем звучали ровнее, на «цифре» стали вести себя образцово. Тональность звучания ощущалась абсолютно нейтральной, идеально сбалансированной; изредка проскакивавшие при аналоговом подключении крикливые и яркие среднечастотные акценты полностью исчезли; звук стал уравновешенным и комфортным для восприятия, а бас — еще более управляемым. С кабелем Cipher у iSine20 заметно улучшилась динамика, особенно на быстрой и ритмичной музыке. Очень показательным в этом плане оказался хит Pink Floyd «Money»: по четкости ритмического рисунка в быстрой части композиции цифровой кабель превосходил аналоговое подключение (к любому усилителю и источнику) просто в разы. Разрешение при использовании Lightning-кабеля с наушниками iSine 20 также было очевидно лучшим.
По общему впечатлению с кабелем Cipher обе модели наушников стали звучать более ровно и сбалансированно, а также обрели большую жанровую универсальность. В обоих случаях звучание было достаточно масштабным, открытым и свободным. Младшая модель сохранила плотность и энергетику в басовой области, а старшая оставила за собой превосходство в плане разрешения.
Самое любопытное в этом эксперименте — никакие (даже самые лучшие усилители и ЦАПы) не могли сравниться со звуком, который наушники выдавали при использовании цифрового кабеля. Кроме отличной согласованности встроенного усилителя с излучателями наушников iSine, Cipher обеспечивает еще и коррекцию АЧХ, которая существенно меняет характер наушников, обеспечивая столь очевидное превосходство. Единственное, о чем можно сожалеть — отсутствие аналогичного кабеля с разъемом microUSB, чтобы можно было использовать его с Android-устройствами.
Измерения
В слуховой канал измерительного стенда наушники поместились не хуже, чем в человеческий, и держались там вполне надежно. Производитель, кстати, рекомендует избегать попыток вставить эти наушники поглубже в ухо, предпочитая более легкую посадку с небольшим погружением амбушюр в слуховой канал. В процессе измерений это пожелание было учтено. Измерения производились с использованием аналогового подключения.
АЧХ модели iSine10 линейна до отметки 1,6 кГц, после чего происходит типичный для планарно-магнитной технологии спад среднего уровня АЧХ. В отличие от полноразмерных моделей, разработчикам удалось увеличить отдачу в ВЧ области. Особенно хочется обратить внимание на идентичность каналов: графики имеют минимальные расхождения, включая края диапазона, что у наушников встречается крайне редко.
У модели iSine20 график АЧХ имеет схожую форму и настолько же исчезающе малую разницу в отдаче левого и правого каналов. В СЧ области локальных неравномерностей даже чуть больше, чем у младшей модели, но ВЧ зона более стабильна.
Сравнение двух усредненных АЧХ моделей iSine10 и iSine20 выглядят скорее как два канала одной модели, во всяком случае, в промышленный стандарт 3 дБ такая разница вполне вписывается. Однако разница на слух вполне различима.
Графики искажения обеих моделей также весьма похожи и имеют одинаковые выбросы до уровня 0,5% в области 2 кГц. В основной же части уровень искажений находится на уровень 0,1%, что вполне соответствует рекордным характеристикам, заявленным производителем.
Выводы
Наушники iSine буквально сотканы из противоречий. Например, если вы будете носить их на улице, неизменно привлечете к себе внимание окружающих. Плюс это или минус? Кому как нравится. Та же история с практически отсутствующей шумоизоляцией. Сцена шире, звучание масштабнее — это плюс. Впрочем, цена этого тоже получается не маленькой.
Но одно совершенно бесспорно: это самые компактные наушники, способные обеспечить тот характер и то качество звучания, которые свойственны планарно-магнитной технологии.
Достоинства: высокое разрешение, открытое масштабное звучание, возможность использовать Lightning-кабель
Недостатки: специфическая посадка, нет цифрового кабеля с microUSB
Официальный сайт: Audeze iSine10, Audeze iSine20
Цена: Audeze iSine10 — 30 000 рублей, Audeze iSine20 — 47 000 рублей
Паспортные данные
-
Тип: внутриканальные
-
Акустическое оформление: полуоткрытое
-
Излучатель: планарно-магнитный, 30 мм
-
Диапазон частот: 10-50000 Гц
-
Подводимая мощность: 50-1000 мВт
-
Пиковая мощность: 3 Вт
-
Искажения: менее 0,1%
-
Импеданс: 16 Ом iSine 10 | 24 Ом iSine 20
-
Чувствительность: 110 дБ iSine 10 | 112 дБ iSine 20
-
Масса: 20 г
Автор: Максим Наумов.
Источник: портал stereo.ru