Тест напольной акустики Klipsch R610F: рупор всему голова!

12.11.2020 Возврат к списку Просмотрено: 1505 раз

Современный рынок Hi-Fi-акустики сложно назвать единообразным или консервативным — одних только типов излучателей и вариантов акустического оформления набирается едва ли не по десятку. Но разнообразие — это, скорее, вопрос предложения, а как обстоят дела со спросом? Проблемы возникают в тот момент, когда в процесс выбора акустики начинают вмешиваться стереотипы: металлический диффузор — звонкий, рупор — крикливый, фазоинверторный напольник — гулкий. И так далее.

Чаще всего такой подход используется при выборе недорогих моделей, ведь любое нестандартное решение — это сложно, а значит, должно быть дорого. Если вдруг оказывается не дорого — значит, сделано плохо, только для виду, и даже слушать такое не имеет смысла.

И если вам не чужда подобная логика — самое время менять подход. Для начала — отбросить излишние умозаключения и просто послушать что-нибудь необычное, укладывающееся в имеющийся бюджет. Вот я, например, не так давно добрался до вдумчивого изучения недорогих напольников Klipsch R610F и, даже зная на что способен этот бренд, был немало удивлен результатом.

Это провокация!

С точки зрения конструкции Klipsch R610F выглядят очень провокационно. Судите сами: подозрительно недорогой напольник со сложным высокотехнологичным рупором. Ну, наверняка сделано чисто для красоты — ничего кроме окрашенности и не выдаст!

noborder_2.jpg

Связка твитер+басовик, которой самое место в полочнике, вставлена в напольный корпус с большим фазоинвертором — однозначно будут гудеть и бумкать, ни ровных средних, ни нормального баса не получится! А уж металлический диффузор твитера, спрятанный в недрах рупора, однозначно гарантирует страдания чувствительных аудиофильских ушей!

Одним словом, едва ли не все, чем можно напугать аудиофила-параноика, собрано воедино. Не хватает разве что дешевого глянцевого лака, который царапался бы от дуновения ветра! Практичная отделка — это, пожалуй, единственный фактор, который при выборе по фотографии играет однозначно в плюс. В остальном же — красные флажки и ничего более.

Свежий взгляд

Но с другой стороны, для человека, не погруженного в тему и не обученного «искусству» определять себестоимость колонки и внедренных в нее технологий на глаз, Klipsch R610F выглядят совсем по-другому. Агрессивный и брутальный дизайн с блестящими шурупами, медным басовиком и симметричным рупором, упакованные в суровый «деревянный» корпус на острых ножках — это же чистый рок-н-ролл, а местами даже хард-н-хэви.

В некоторые интерьеры такие колонки впишутся как родные. Сделать дизайн поскромнее можно с помощью грилей — в этом случае вы получите нейтральные черные прямоугольники (других цветов не предусмотрено). Одним словом, внешний вид, хоть и обязывает ко многому, но все же получился весьма привлекательным.

noborder_3.jpg

Если же копнуть глубже и почитать, что за дядька такой был Пол Клипш и сколько поколений инженеров, начиная с него самого, трудились в поте лица над совершенствованием рупоров, градус доверия к бренду начинает стремительно расти.

Давайте рассуждать логически. С момента появления легендарных Klipschorn до наших дней прошла целая жизнь. И если бы рупоры Клипшей не были столь хороши, смогла бы компания продержаться с этой технологией на рынке более 70 лет? Очень сомневаюсь. Пустые дизайнерские проэкты, не подкрепленные по-настоящему качественным звуком и собственной философией, в мире Hi-Fi редко живут дольше года-двух.

noborder_4.jpg

Так что в рупорах эти ребята явно знают толк — и умеют их правильно готовить. А понимая суть технологии и имея в распоряжении современные производственные мощности, производить недорогое рупорное оформление не так уж и сложно. Это вам не фанеру гнуть в далеком 1949-м!

Все через рупор

Присмотревшись внимательно, можно заметить, что абсолютно все, что связано с излучением звука у Klipsch R610F, оформлено в рупор. Начнем с самого очевидного: квадратный рупор Traсtrix с углом рассеивания 90° обрамляет компрессионный твитер с алюминиевым диффузором, установленным на каптоновом подвесе.

Такой твитер отличается высокой степенью линейности — в процессе движения его диффузор не деформируется, а это значит, что он обладает малым уровнем искажений. Рупор же обеспечивает, с одной стороны, фокусирование его усилий в точке прослушивания, а с другой стороны — распределяет энергию излучения равномерно на 90° по вертикали и по горизонтали.

noborder_5.jpg

Средне-низкочастотный излучатель, имеющий фирменную «медную» расцветку, на самом деле изготовлен из композитного полимера методом литья под давлением. Одной из составляющих структуры композита является графит, дающий конусу диффузора необходимое сочетание легкости и прочности.

Заставить СЧ/НЧ-динамик работать в поршневом режиме — задача более сложная, чем в случае с твитером. Для ее решения помимо прочного композита был использован достаточно большой по диаметру и практически плоский пылезащитный колпачок, формирующий вместе с конусом диффузора жесткую пространственную конструкцию. Добавляем к этому мягкий резиновый подвес, дающий большой рабочий ход, — и цель достигнута.

А где же тут рупор? Его форму и функцию имеет фланец средне-низкочастотника. В отличие от ВЧ-рупора, он значительно меньше влияет на диаграмму направленности, но позволяет минимизировать искажения, формирующиеся при установке динамика вровень с поверхностью корпуса.

noborder_6.jpg

Третий рупор, как и первый, легко обнаруживается невооруженным глазом, но располагается он позади акустики, прямо над клеммами подключения, и обрамляет фазоинвертор. Несмотря на вытянутую форму, я бы не назвал порт щелевым, поскольку к оригинальной идее и реализации щелевого порта он имеет весьма косвенное отношение.

Скорее, это грамотное развитие темы классического фазоинвертора-трубки, которому придали вытянутый профиль. Наличие рупоров-раструбов на обоих концах фазоинвертора помогло избежать турбулентности и призвуков, а значит, снизило искажения и сделало низкочастотный отклик более быстрым и точным.

Рупоры на практике

При прослушивании акустики достаточно немного походить по комнате, чтобы стало очевидно, что рупор Traсtrix формирует звуковое поле вполне соответствующее заявленному углу рассеивания — 90°. Именно в этом диапазоне — и по горизонтали, и по вертикали — нет ощущения потери верхних частот, а отклонение от оси излучения в пределах заявленного угла минимально влияет на характер звука. При этом за пределами эффективного угла отдача верхних частот резко падает.

Что же дает нам эта занимательная геометрия? Во-первых, не трудно сделать вывод, что при установке колонок классическим способом, образовав с точкой прослушивания равносторонний треугольник, мы получим довольно широкую зону формирования стереокартины.

Более того: практика показала, что на дистанции порядка 2–2,5 метров зона комфорта вмещает уже 2–3 человек, а высота посадки не имеет принципиального значения. На фоне традиционных колонок, нередко вынуждающих слушателя находиться в единственно верной точке прослушивания, это однозначный плюс.

noborder_7.jpg

Второй вывод менее очевиден на первый взгляд, но, по-моему, куда более важен. Как и в случае с волноводом СЧ/НЧ-динамика, рупор Traсtrix предотвращает эффект дифракции — преломления звуковых волн на гранях фронтальной панели корпуса. А сравнительно узкая направленность еще и минимизирует количество первых отражений в помещении. Таким образом, исключаются сразу два фактора, оказывающие существенное негативное влияние на звук.

С чисто бытовой точки зрения это удобно тем, что не нужно завешивать комнату прослушивания акустическими панелями, гасящими первые отражения. А на слух верхние частоты в точке прослушивания действительно оказываются на удивление чистыми и прозрачными, что не часто встречается в том ценовом сегменте, к которому принадлежит линейка Klipsch Reference.

Но больше всего впечатляет другой момент. Отсутствие первых отражений и наличие отражений более поздних, возникающих по бокам и позади точки прослушивания, создают исключительно объемную, буквально трехмерную картину. Привязки звука к акустике нет вообще.

noborder_8.jpg

Например, при прослушивании альбома «Amused To Death» Роджера Уотерса звуковые эффекты окружают со всех сторон, словно работает многоканальная аудиосистема. Совершенно потрясающий эффект объема проявляется при прослушивании двухмикрофонных записей и качественных Live-релизов с малым количеством инструментов.

Знаменитая версия «Fever (Take 1)» в исполнении Элвиса, содержащая разговоры в студии, воспроизводится убийственно реалистично — последний раз подобное ощущение я испытывал при прослушивании бинауральных записей в наушниках. Любители считать гитары и отслеживать их положение в пространстве на живой записи «Отеля Калифорния» тоже останутся довольны.

Ну а чтобы не создать ложного впечатления, будто квадратный рупор — это панацея, обозначу специфику использования акустики, которую создает такой подход. Во-первых, Клипши нужно точно направлять в точку прослушивания — уж не поленитесь сделать это один раз, и результат не заставит себя ждать. Именно при таком раскладе получится идеальная фокусировка сцены.

noborder_9.jpg

Для того, чтобы пространство по бокам и позади слушателя сформировалось настолько же идеально, крайне желательно добиться симметрии размещения системы в помещении. Все это, конечно же, касается и любых других колонок, но с Клипшами правильная установка дает буквально магический эффект.

Второй специфический момент: с рупором, имеющим раскрытие 90°, довольно сложно равномерно озвучить сразу всю комнату. При перемещении относительно акустики характер звука и ощущение сцены будут заметно меняться.

А что в целом?

Отпилить от Klipsch R-610F нижнюю часть — и получится пара полочников. Мысль не добрая, но точно описывающая визуальный образ. По звучанию эти колонки мне тоже напомнили полочники, но другие. Не маленькие хайфайные колоночки с 6-дюймовыми басовиками, которые могли бы получиться путем уменьшения размера корпуса, а скорее крупные 8-дюймовые студийные мониторы — из тех, что можно использовать без сабвуфера. 610-е точно так же в меру басовиты и предпочитают не заменять качество баса его количеством.

А вот гулкости, размытости баса и прочих артефактов, которые являются едва ли не неотъемлемой частью напольников такой цены и типоразмера, у Klipsch R-610F нет в принципе. Ощущения критической нехватки баса, мешающей восприятию отдельных музыкальных композиций, тоже нет. При прослушивании вполне понятно, что некоторое количество нижних нот еще можно добавить, но и без этого любой музыкальный материал звучит очень основательно и полноценно.

Для комнат малого и среднего размера такие колонки подойдут хорошо, а если хочется большего — можно будет либо добавить хороший сабвуфер с большим драйвером в закрытом корпусе, либо посмотреть в сторону старших напольников из той же серии Reference.

noborder_10.jpg

В целом, басовый диапазон в исполнении Klipsch R-610F воспроизводится очень собранно, аккуратно и точно, середина предельно прозрачна и хорошо сфокусирована, верхние звучат свободно — с большим количеством воздуха и мелких деталей. Динамика и ритмичность не вызывают нареканий, нет ни какого намека на медлительность, вальяжность или рассинхронизацию звука по частотам.

Тут не лишним будет упомянуть и усилитель, который также внес заметный вклад в звучания. Это интегрированная модель Emotiva TA-100. Именно с ней Клипши напомнили по характеру хорошие профессиональные мониторы или не дешевый и грамотно собранный Hi-Fi топ-класса. А ценник на такой комплект оказался очень скромным.

Со своим характером

И раз уж не единожды был упомянут мониторный звук, самое время сказать о том, что характер Klipsch R-610F все-таки свой, особенный и узнаваемый, как и полагается любому уважающему себя Hi-Fi-продукту с богатой историей. От профессионального подхода к звуковоспроизведению у них есть точность и собранность баса, ритмичность, прозрачный и детальный верх — по сути, необходимый минимум, чтобы качественно и достоверно звучали не только джаз и классика, но также металл и электронная танцевальная музыка.

Что же касается характера подачи, он у Клипшей очень энергичный, плотный, но при этом светлый, открытый и неожиданно комфортный. Смещая внимание в область верхних частот, акустика не добавляет в звук ни грамма жесткости. Напротив, звук приятен, легко воспринимается на высокой громкости, музыку хочется слушать еще и еще.

В звучании нет мути и недосказанности, которая встречается в системах сравнимой стоимости, но вместо этого проявляется некая откровенная прямота и простота. Связка Klipsch R-610F и Emotiva TA-100 делает ставку на передачу энергетики, динамики и масштаба, не утруждает себя филигранным очерчиванием мельчайших тембров и обертонов. Разрешающая способность при этом достаточна, чтобы можно было отличить МР3 от CD, а CD от винила буквально с первых секунд.

noborder_11.jpg

Демонстрируя открытость и честность в звучании, акустика располагает к себе и выгодно смотрится на фоне конкурентов. А как иначе? Фирменный характер есть, и он хорошо слышен. При этом — слушаете ли вы металл, экспериментальный джаз или танцевальную электронику — все ноты останутся на своих местах, ритмические рисунки не собьются и не перепутаются, ничего не будет резать слух.

Рекомендую к прослушиванию один единственный тестовый трек: «Shy Boy» — Katie Melua. Он отлично демонстрирует, как чисто система работает с басом, насколько детально, ритмично, выразительно и абсолютно комфортно может звучать запись, которая гудит и режет слух сибилянтами на самых безобидных на вид классических бюджетных колонках.

Вывод

Удачный вариант для тех, кто устал от гулкого и размазанного баса, ищет чистый, светлый и четкий саунд, любит качественно записанную, динамичную современную музыку. Klipsch R-610F впечатляют своим звучанием, особенно когда сверяешь его с ценником. А избавление пользователей от казалось бы неизбежной борьбы с первыми отражениями — бесценный дар.

Не последнюю роль в полученных результатах сыграл и усилитель Emotiva TA-100. Конечно, это не единственное, но однозначно удачное сочетание — чистый плотный саунд Emotiva отлично подчеркивает специфику звучания акустики и хорошо раскрывает ее динамический потенциал. Да и по соотношению качество/цена связка получилась привлекательная.

Достоинства: собранный четкий бас, открытый чистый верх, отличная ритмичность и динамика, трехмерная сцена, хорошо звучат в помещении без специальной акустической подготовки.

Недостатки: подчас звучание может казаться чересчур простым и прямолинейным, нет возможности биампинга/бивайринга, ко многому обязывающий дизайн без выбора цвета.

Официальный сайт: https://www.klipsch.com/products/r-610f-floorstanding-speaker-1

Паспортные данные

Количество полос: 2

ВЧ динамик: 25-мм алюминиевый купол в компрессионном рупоре Tractrix

СЧ/НЧ динамик: 165 мм, композитный диффузор с графитовым наполнением

Диапазон частот: 45–21 000 Гц (±3 дБ)

Чувствительность: 94 дБ

Мощность: 85 Вт (постоянная)/340 Вт (пиковая)

Импеданс: 8 Ом

Частота раздела кроссовера: 1 800 Гц

Акустическое оформление: фазоинвертор

Габариты: 240х940х384 мм

Масса: 16,3 кг

Отделка: винил, черное дерево


Источник: stereo.ru

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша