От первого лица

27.01.2011 Возврат к списку Просмотрено: 4667 раз

Оле Клифот, основатель и главный разработчик компании Audiovector (Дания), делится с нами рецептами создания музыкально звучащих колонок.

Есть ли какая-то главная идея в конструкции колонок
Audiovector, отличающая их от продукции других производителей?
– В акустике есть два главных момента. Первый – когда электрические колебания превращаются в механические, второй – это когда движение динамика создает акустическую волну в помещении.

За первое отвечает наша концепция Low Compression. Мы считаем, что диффузор должен двигаться максимально свободно, чтобы в точности воспроизвести форму сигнала, поступающего от усилителя. В этом случае меньше энергии преобразуется в тепло, а это значит, что такой излучатель более эффективен и лучше воспроизводит как тихие, так и громкие фрагменты. Для
Audiovector очень просто подобрать подходящий усилитель, кроме того, с ними вы можете слушать любую музыку, от Баха до Rammstein. Вот у меня в коллекции есть джазовые записи 30-х годов – техническое качество, конечно, ужасное, но на наших колонках они звучат все же лучше, чем на других. Я забыл еще упомянуть о надежности: поскольку динамики движутся свободно, они не перегреваются, и их очень трудно «спалить» – из 60 000 экземпляров, установленных в нашей бюджетной серии Ki, мы еще не заменили ни одного.  

Вторая концепция касается взаимодействия колонок и помещения. Например, в напольниках серии Ki мы используем свернутый обратный рупор, что позволяет получить высокую эффективность и свободную динамику от АС шириной с CD-кейс. А в колонках серии Si вы можете увидеть дополнительное отверстие на тыльной стороне, через которое излучение задней стороны твитера выходит наружу и, отражаясь от задней стены, формирует более широкую сцену. Это наш второй ключевой принцип: Soundstage Enhancement Concept.

Еще у нас есть фирменная программа апгрейда – Individual Upgrade Concept, которая относится, скорее, к области психологии. Все модели выпускаются в четырех модификациях (бюджетные в двух), вы можете со временем модернизировать свою АС до более совершенной версии. Таким образом, у вас всегда есть пространство для движения вперед.

Вы применяете собственные динамики?
– Да, динамики разрабатываю я и еще два инженера из Peerless и ScanSpeak, затем они изготавливаются по нашим спецификациям. Плюс такого подхода состоит в том, что мы можем, к примеру, сделать СЧ-головку с верхней граничной частотой 3 кГц и естественным спадом 18 дБ/ октаву. Добавив всего один фильтрующий элемент в кроссовере, мы получаем крутизну 24 дБ/октаву, что оптимально для согласования с твитером, если говорить о вертикальной направленности. Плюс минимальные потери в кроссовере и фазовые искажения. В боль- шинстве наших АС динамики работают с простыми фильтрами первого порядка.

Есть и другие нюансы. Мы, например, уверены, что трехточечная система крепления динамиков лучше, чем любая другая, способствует их изоляции от корпуса. Кстати, здесь инженеры из компаний, производящих динамики, со мной не согласны, но я заказываю то, что считаю нужным.

Какие материалы, на Ваш взгляд, лучше подходят для диффузора?
– На бумажную основу мы приклеиваем с помощью очень легкого клея лист из стеклоуглеволокна – такой диффузор очень легкий и обладает оптимальным демпфированием. Очень важен материал каркаса катушки, одни неметаллические материалы (например, стекловолокно) плохо отводят тепло, другие (каптон) недостаточно жесткие, а алюминиевые обладают слабым взаимодействием с полем магнита, создавая сопротивление движению. Поэтому мы стали использовать титан – наглядный опыт демонстрирует его преимущество: вы отпускаете в зазор катушку с одинаковой массой на алюминиевой и титановой основе, последняя погружается быстрее и более плавно.

А почему вы не используете металлические диффузоры?
– О, мы пробовали много раз (у меня есть образцы всех серийно выпускаемых материалов), но пришли к выводу, что такие динамики звучат менее музыкально. В некотором диапазоне диффузор движется строго как поршень, но начиная с определенной частоты устойчивость теряется, и возникают сильные резонансы. Вы можете сдвинуть эту частоту за пределы звукового диапазона, скажем, до 25 кГц для СЧ-динамика, но в музыке все равно будет слышен характерный призвук, да и исследования коротким импульсом позволяют увидеть «звон». Возможно, в будущем мы будем использовать металлы, но только для басовых динамиков.

Если следовать вашей концепции, наверное, нужно отказаться от ферромагнитной жидкости в зазоре ВЧ-динамиков?
– Хотелось бы, но не получается, поскольку без нее динамик будет перегреваться. Но мы нашли решение. Большинство производителей используют жидкость с вязкостью 1000 ppm (она похожа на масло), а мы заполняем зазор жидкостью с вязкостью 55 ppm (чуть гуще чая, который мы с вами пьем), в результате скоростные и динамические характеристики практически не ухудшаются.

Используете ли вы в фильтрах катушки без сердечника?
– Не всегда. Если речь идет о получении большой индуктивности, в катушке без сердечника придется использовать много провода, что увеличит активные потери. Поэтому мы применяем композитный материал из смеси феррита и песка, которая обладает почти такой же линейностью, как воздушный сердечник, но позволяет наматывать меньше провода. Мы прослушали такие катушки и убедились, что они действительно хороши. Мы также отбираем на слух конденсаторы: некоторые звучат суховато, некоторые «подзванивают». Кроме того, в топовых версиях мы применяем криогенную обработку катушек, проводов и клемм. Это, в общем-то, известный метод сделать звучание более гармоничным.

Какие кабели применяются для внутренней разводки?
– Это наша собственная разработка (в настоящее время мы предлагаем ее и в качестве отдельного продукта) с асимметричной конструкцией – сечение плюсовой жилы больше сечения минусовой. Плюсы терминалов соединяются толстым проводом непосредственно с плюсовыми клеммами всех динамиков, а элементы кроссовера размещены в отрицательной ветви. Это позволяет правильно передать абсолютную фазу сигнала.

Насколько мы знаем, у вас есть даже версии с активным кроссовером.
– Да, усилительная часть разработана компанией Naim. Вообще, я считаю активные АС наилучшим решением с точки зрения прозрачности и динамики и всегда держу в уме их звучание при разработке новых АС.

Почему вы не используете – даже в сабвуферах – закрытый корпус, который многие считают наилучшим с точки зрения импульсной характеристики?
– Формально закрытые корпуса обеспечивают лучшие переходные характеристики, однако за это приходится расплачиваться снижением эффективности. В таком корпусе динамику трудно дышать, а мы стараемся обеспечить ему максимальную свободу. В сабвуферах мы используем заглушенный фазоинвертор, который позволяет избытку энергии выходить наружу, и в тоже время обеспечивает необходимый контроль. Особенно трудная задача стояла при проектировании настенных и встраиваемых АС, для них я изобрел довольно странный порт из фетровой панели с отверстиями.

Расскажите о ваших встраиваемых АС подробнее. Можно ли их без натяжки отнести к High End?
– Если кратко, то мы решили сделать колонки с совершенно нехарактерным для «встройки» звуком. Проблема в том, что вообще-то АС лучше звучат в свободном пространстве – когда вы придвигаете их к стене, звуковая сцена становится плоской. Я думал об этом и пришел к выводу, что в на- стенной акустике в отличие от обычной надо использовать излучатели не с широкой, а с узкой диаграммой направленности (для этого мы применили сдвоенные излучатели), чтобы избежать ранних отражений от стены. Кроме того, многие фирмы почему-то относятся к такой акустике несерьезно, соответственно используются самые дешевые материалы. Мы решили не сосредотачиваться на цене, а постараться сделать все максимально грамотно с точки зрения звука. И это сработало. Пока наши настенные колонки продаются лучше, чем встраиваемые, но в ряде стран, например Италии, колонки предпочитают встраивать. Мы сотрудничаем с NaimNet, они устанавливают наши АС в серьезных системах мультирум.

Где собираются колонки
Audiovector?
– Все модели от доступной серии Ki до флагманов SR6 собираются на нашей фабрике в Копенгагене. Корпуса приходят готовые из Китая: к сожалению, мы потеряли культуру столярного производства, и сегодня в Дании сделать хорошую мебель все труднее. Некоторые детали приходят из азиатских стран, другие мы напрямую закупаем у скандинавских компаний. Но собираем все сами, поскольку это позволяет соблюсти все тонкости. Понимаете, мало сконструировать хорошую колонку, важно добиться ее повторяемости при массовом производстве. Например, мы тщательно рассчитываем состав, плотность и место нанесения звукопоглощающего материала – хотя многие не уделяют этому внимания. Между тем, это очень важно – он имеет свойство аккумулировать механическую энергию и с задержкой ее отдавать. Есть множество странных мелочей, к которым мы относимся очень серьезно – наверное, в этом главный секрет
Audiovector.

Источник: журнал "What hi-fi?" январь 2011

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша