Двойная тяга Pass Labs XS-150
27.10.2013 Возврат к списку
Просмотрено: 12434 раз
Компания начинала с однотактных усилителей класса А в 1991 году. В нынешних ее моделях еще используются некоторые из технологий того времени, но новая разработка отличается рекордным по величине током покоя в выходных каскадах, для чего задействуется внешний стабилизированный блок питания, а он имеет такие же габариты, что и усилитель. Иначе и быть не могло — суммарная мощность выходных транзисторов превышает 10 кВт. Впрочем, дело вряд ли когда-нибудь дойдет и до десятой части этого теоретического пика, цифры лишь свидетельствуют о способности аппарата отрабатывать стремительные динамические всплески и многократном запасе мощности.
В усилителе важна каждая деталь, любой элемент и любая пайка воздействуют на звук, и далеко не всегда это воздействие благотворное.
Сейчас речь идет о выходных цепях, так как характер выходного каскада мощности решающим образом влияет на результат работы всей схемы. Сократив количество пассивных элементов, можно снизить их влияние. Технические параметры при этом могут ухудшиться из-за уменьшения количества стабилизирующих цепей, однако одновременно и потери музыкальной информации будут меньше. То же справедливо и в отношении звукоусиления в целом — чем каскадов меньше, тем лучше. Нельсон Пасс пришел к выводу, что нужен, по большому счету, вообще лишь один. Вопрос лишь в том, как этого добиться и где раздобыть настолько незаурядные полупроводниковые приборы, что бы можно было построить усилитель мощности на одном каскаде.
Взяв в качестве идеала характеристики лампового триода — совершенного усилительного элемента для передачи музыкальной информации — и сопоставив их со свойствами даже самого лучшего полевого транзистора, легко обнаружить, что транзистор все таки больше похож на пентод. Однако и ламповый триод хорош лишь в теории: применение ламповых выходных каскадов сопряжено с известными техническими проблемами. Главная из них — выходной трансформатор: он придает звучанию специфическую окраску, но обойтись без него ламповая схема не может. Оставив в стороне давний спор поклонников ламповых и транзисторных усилителей, заметим, что, по мнению Нельсона Пасса, ламповая конструкция по целому ряду причин уже в корне неидеальна.
Выход просматривался в применении полевых SIT-транзисторов (Static Induction Transistor) с управляющим p-n переходом со статической индукцией и триодной вольт-амперной характеристикой. У них необычная внутренняя структура на физическом уровне. При подаче смещения на затвор транзистор работает подобно вакуумному триоду и обладает малым выходным сопротивлением. Квадратичная передаточная характеристика таких транзисторов имеет довольно большой линейный участок и приводит к практически полному исчезновению четных гармоник, а в двухтактных схемах обеспечивает подавление и нечетных гармоник. Даже без внешней ООС коэффициент гармоник очень мал, наблюдается быстрый спад высших гармоник, свойственный ламповым схемам. Еще одно достоинство — температурная стабильность.
Тут возникло осложнение — подобные транзисторы, пригодные для звука, уже никто не делает. В промышленных объемах их изготавливали в 70-е, но тогдашние образцы обладали скромной мощностью и низкой надежностью — аппаратура тех лет до наших дней не дожила. При попытке найти что-либо современное выяснилось, что некая фирма совсем недавно выпускала для систем радиолокации примерно то, что необходимо, однако вся готовая продукция вплоть до последней штуки, включая отбраковку, ушла к военным. Пассу пришлось договариваться о размещении нового заказа по буквально сумасшедшей стоимости — ведь то была единичная партия сравнительно небольшого объема, ради которой пришлось на время переориентировать крупное производство; кроме того, при изготовлении требовалось учесть и весьма существенные пожелания заказчика. Так появился Pass Labs SIT-1. Сейчас он единственный из всех известных в мире полупроводник с большой мощностью, обладающий музыкальными свойствами лампового триода.
В техническом же плане эти транзисторы обладают высоким коэффициентом усиления и действуют с большим напряжением. С долей доброй иронии (и даже надеждой на чудо) их можно назвать полупроводниковыми лампами. SIT-1 применяются исключительно в аппаратах серии XS.
Вместе с этим была проделана и объемная работа с группой слушателей; им обеспечили единообразие их воспроизводящих систем, задействовав компоненты, позволяющие уловить явную разницу между усилителями. Сами же усилители представляли собой модульные прототипы, допускающие возможность оперативной замены блоков и внесения изменений в ту или иную часть схемы. Научные изыскания и инженерные расчеты дополнялись многочисленными тестовыми прослушиваниями.
В общей сложности процесс создания нового усилителя занял около трех лет. Первый год ушел на проектирование блока питания, второй — на завершение работы над мощным выходным каскадом и доработкой входного (в нем, как и раньше, использованы уже не выпускающиеся двадцать лет JFET- и MOSFET-транзисторы Toshiba, запасы которых у производителя усилителей имеются в изрядном количестве). На третий год настало время прослушиваний и корректировок.
Усилители серии XS отличаются от своих предшественников XA раздельными блоками питания в обособленных корпусах и значительно возросшей энергоемкостью этих блоков. В них применены параллельно включенные выпрямители с избыточным быстродействием и плавной отсечкой, а также улучшенные фильтры высокочастотных помех. Общим для новинок и ранее выпускавшихся усилителей является, кроме того, отсутствие обратных связей и минимальное количество пассивных элементов. Роль же немногочисленных активных элементов сведена к свойствам идеальных повторителей, не вносящих изменений в форму сигнала и обеспечивающих лишь больший размах его амплитуде.
Tехнические параметры (по данным производителя )
Коэффициент усиления, дБ: 26
Выходная мощность (8 Ом), Вт: 150
Выходная мощность (4 Ом), Вт: 300
Максимальный выходной ток, А: 30
Входное сопротивление (XLR), кОм: 200
Потребляемая мощность, Вт: 500
Размеры одного блока (Ш х В х Г), см: 48,3 х 29,2 х 69,9
Масса, кг: 59 + 45,4
Несмотря на то что подробная техническая информация по серии XS еще закрыта, можно с уверенностью предположить, что технология суперсимметрии, использовавшаяся и прежде, реализована здесь схожим образом. О балансной от входа до выхода схеме сказано уже много, сейчас
остановимся лишь на выходном каскаде. Оба его плеча все время открыты (что вызывает огромное энергопотребление), и оба усиливают сигнал целиком, но работают в противофазе.
Можно попытаться провести аналогию с мостовым включением, но она не даст исчерпывающего объяснения, так как в мосту оказываются не каналы, а их половины — в сущности, в каждом моноблоке размещены по два однотактных усилителя. Подобное схемное решение, как и однотактный режим в целом, не может похвастатьвысоким КПД, и это одна из причин наряду с другими, почему блок питания не поместился в общий корпус.
Производитель не скрывает, что преимущественно применяет детали, которые никогда массово не выпускались и есть только у него. При этом специальные аудиофильские компоненты именитых марок не используются. Исключение в нашем случае составляют лишь клеммы для акустических систем производства WBT с фиксированной силой прижима.
О внутренностях аппаратуры со снятыми верхними крышками не хуже слов могут поведать фотографии. Дополнительных же сведений осмотр не принес — традиционная компоновка Пасса не открывает самых существенных моментов, и вникнуть в них помог бы разве что тотальный и, вероятно, необратимый демонтаж. С определенностью можно сказать только то, что в блоке питания стоит трансформатор никак не меньше чем на 1 кВт и в общей сложности насчитывается 20 пар выходных транзисторов, объединенных для организации сверхмощного 2-полярного стабилизатора напряжения. Корпус блока питания заполнен более плотно, чем корпус усилителя, что наглядно поясняет актуальность 2-модульной конструкции. В выходных звуковых каскадах установлено ни много ни мало 72 транзистора!
Как и в другой усилительной технике Pass Labs, кнопка на передней панели не выключает аппарат полностью, а только обесточивает индикатор и закорачивает линейный вход. Вся схема остается под небольшим разогревающим напряжением в подготовленном состоянии для очередного прослушивания.
Прослушивание
Прозрачность, частотная сбалансированность, согласованность объемов и богатство звуковых фактур — все это изначально присутствует в записи концерта для виолончели и оркестра ре минор Глиэра. Задача усилителя в том, чтобы раскрыть содержимое и без потерь донести его до слушателя, с чем XS-150 успешно справляется. Бережно и тщательно передается звуковая информация, а также то, что не измеришь в герцах, — чувства, эмоции, заставляющие сопереживать напевному или экспрессивному звучанию солирующего инструмента. Богатство звуковых красок, многообразие нюансов, движение композиторской мысли, сложность виолончельной техники, органичное сочетание масштабности и лиризма — все это, благодаря работе двух моноблоков, является не поводом для рассудочного анализа, а причиной для эмоционального отклика.
Сборник песен в исполнении Нины Симон интересен для теста тем, что представленные здесь треки записывались в разное время, в отличных друг от друга акустических условиях, порой не идеальных, да и само качество фонограмм неодинаково. Оценивая воспроизведение этого диска, можно утверждать, что усилитель обладает умением объективно передавать материал без ущерба для самой музыки. Артефакты нереставрированных записей, будь то похрустывание или небольшие динамические удары в местах заломов магнитной ленты, а также свойственное данному носителю фоновое шипение никоим образом не сглаживаются, но музыкальное содержимое для меломана оказывается важнее вследствие исключительной музыкальности тестируемого аппарата и его способности увлечь слушателя.
XS-150 помогает досконально реконструировать любое акустическое пространство: студию, концертный зал, выставочное помещение. Обстоятельность звуковоспроизведения можно назвать исчерпывающей, но не утомительной. Пространственные или технические особенности каждой записи не отвлекают от раскрепощенного и вместе с тем мощного, богатого обертонами голоса.
Усилитель в высшей степени чуток к уровню компрессии, применяемой звукорежиссерами при мастеринге фонограмм. На диске филадельфийского студийного коллектива MFSB отдельные треки подверглись такого рода обработке, которая воспринимается как излишняя. Композиции же, лишенные вмешательства в динамику звука, поражают натуральностью тембров и естественной энергией. Следовательно, используя XS-150 помогает досконально реконструировать любое акустическое пространство: студию, концертный зал, выставочное помещение. Обстоятельность звуковоспроизведения можно назвать исчерпывающей, но не утомительной. Пространственные или технические особенности каждой записи не отвлекают от раскрепощенного и вместе с тем мощного, богатого обертонами голоса. Усилитель в высшей степени чуток к уровню компрессии, применяемой звукорежиссерами при мастеринге фонограмм. На диске филадельфийского студийного коллектива MFSB отдельные треки подверглись такого рода обработке, которая воспринимается как излишняя. Композиции же, лишенные вмешательства в динамику звука, поражают натуральностью тембров и естественной энергией. Следовательно, используя XS-150, необходимо внимательно отнестись к тому, что вы собираетесь слушать. Несомненно, что усилитель, серьезные затраты на производство которого позволили достичь звучания, лишенного даже намека на окраску, этого заслуживает.
Нелишним будет также упомянуть, что аппарат, обладающий ценным потенциалом, нуждается в соответствующих компонентах звуковоспроизводящего тракта. Подбор кабелей, как сетевых, так и межблочных, предусилителя и акустических систем, способных донести до слушателя богатые возможности XS-150, будет пусть и непростым, но увлекательным процессом.
Вывод
Производитель адресует XS-150 меломанам, которые отдают предпочтение эмоциональному, а не аналитичному восприятию и больше интересуются самой музыкой, а не составляющими ее звуками. Ведь не зря же при наладке прототипов столько сил и времени было потрачено на работу с подготовленными слушателями! При таких внушительных габаритах и мощности усилитель предполагает интеллигентное и бережное, но вместе с тем точное отображение музыкальных событий. За его бесстрастной внешностью таится неисчерпаемый запас сильной и притягательной чувственной энергии.
Источник: АудиоМагазин №4 | 2013