KEF R50 – акустические системы для Dolby Atmos
14.10.2014 Возврат к списку
Просмотрено: 2978 раз
В последние десятилетия концепция окружающего звука в кино и музыке эволюционировала за счет добавления все новых и новых каналов: центрального, задних и боковых. Затем в звуке появилось третье измерение – высота, которая создавалась с помощью нескольких верхних каналов, реализованных в декодерах трехмерного звука Dolby Pro Logic IIz, Audyssey DSX и DTS Neo:X. Декодеры не обязательно нуждались в специальных записях, благодаря продвинутым математическим алгоритмам, они могли раскладывать до трехмерного звука записи 5.1, 7.1 или даже обычное стерео.
На современном этапе развитие трехмерного звука связано с двумя новейшими форматами Dolby Atmos и Auro-3D, которые также работают с верхними каналами, но обеспечивают лучшее качество звучания, гибкость и новые возможности. Технологию Auro-3D мы уже представляли читателям в недавней статье, посвященной AV-процессорам Storm Audio (ссылка), а теперь – спасибо новым акустическим системам KEF R50 – у нас появился отличный повод рассказать подробнее о Dolby Atmos.
Знакомьтесь, Dolby Atmos
Dolby Atmos – не просто еще один формат трехмерного звука, включающий информацию о вертикальном положении источников. Особенность Dolby Atmos состоит в революционном подходе, отвязывающем технологии записи звука от каналов. До недавнего времени звукоинженеры при микшировании многоканальных записей заботились не о точном расположении источников звука, а о его привязке к одному или нескольким каналам, опираясь на общепринятые конфигурации в размещении колонок. Недаром во всех руководствах по традиционным ДК приводятся оптимальные углы направлений колонок на слушателей. Подход Dolby Atmos ориентирован не на позиции и количество колонок в помещении, это первый домашний формат, основанный на объектах, под которыми понимаются любые источники звука в записи. При этом конфигурация акустических систем в ДК имеет второстепенное значение, процессор Dolby Atmos по расстановке колонок в комнате сам рассчитает, какой сигнал куда подавать, чтобы получившаяся панорама окружающего звука соответствовала задумкам звукорежиссера. Благодаря объектно-ориентированному подходу технология Dolby Atmos обеспечивает большую точность в воспроизведении пространственных звуковых эффектов. Теперь у зрителя не будет сомнений, откуда пришел звук, особенно заметным преимущество нового формата будет при отображении движущихся объектов.
В профессиональной реализации Dolby Atmos может обращаться со 128 звуковыми дорожками (каждая дорожка – отдельный объект), разводя их на 64 канала, которые в идеале в больших кинозалах могут воспроизводиться обособленными колонками. Для домашнего использования Dolby разработала упрощенную версию Atmos, в максимальном составе оперирующую 34 каналами в конфигурации 24.1.10: 24 канала на базовом уровне, 10 верхних каналов и дополнительный низкочастотный канал. Если же говорить о минимальном составе ДК, в котором Atmos может продемонстрировать свои умения: достаточно будет простой конфигурации 5.1.2 с добавлением всего двух каналов верхнего уровня. Разумеется, чем больше колонок включает ДК, тем выше будет разрешение окружающего звука.
Уже сотни престижных кинозалов во всем мире оборудованы для воспроизведения звука Dolby Atmos
Хорошая новость – для воспроизведения фильмов Dolby Atmos не придется покупать новый проигрыватель. Разработчики придумали, как кодировать дополнительную информацию в уже существующие форматы Dolby TrueHD (до 24 бит/96 кГц) или Dolby Digital Plus (с дискретизацией 48 кГц), распространяя записи на обычных Blu-ray дисках или как потоковое видео. Для передачи сигнала не нужны особые кабели, подойдут те, что поддерживают стандарты HDMI, начиная с версии 1.4. Технология имеет обратную совместимость, то есть фильмы со звуком Dolby Atmos можно будет просматривать на «старом» оборудовании, получая обычный многоканальный звук в формате 5.1, 7.1 и т.д., в зависимости от конфигурации ДК. Кроме того, в состав Dolby Atmos входит микшер, превращающий в трехмерный звук саундтреки прошлых форматов.
Кинокартина "Гравитация", получившая Оскар 2014-го года за лучший звук, поддерживает формат Dolby Atmos
Сегодня Dolby Atmos – уже не экзотика, можно констатировать, что технология получила признание. Ее используют крупнейшие киностудии Голливуда. С 2012-го года, когда состоялась первая презентация формата, выпущено более 100 блокбастеров с фонограммами Atmos и это число очень быстро растет. Декодеры Atmos стали появляться в AV-ресиверах/процессорах известнейших производителей аудио-компонентов: Integra, Onkyo, Pioneer, Yamaha, Trinnov, Datasat. Ряд производителей акустических систем представили специальные громкоговорители для озвучивания многоканальных фонограмм Dolby Atmos.
Акустические системы для Dolby Atmos
Dolby Atmos в интерьере, ДК сделан на базе АС KEF серии R
Напоминая о гибкости технологии, заметим, что верхние колонки не обязательно подвешивать на потолок, их можно разместить на стене над фронтальными каналами. Однако есть и третья возможность. Если потолок имеет ровную поверхность, сделан из бетона, дерева или покрыт штукатуркой, звук можно отражать от него, располагая колонки внизу. Опыт Dolby показывает, что в стандартных комнатах высотой 2.3-2.7 метров, отражение звука от потолка будет давать качественную трехмерную панораму. Более того, если в комнате невысокие потолки, представление верхних каналов с помощью отраженного звука будет даже предпочтительным, так как даст реалистичный слегка рассеянный звук. Потолочные колонки в этих ситуациях будут располагаться слишком близко к зрителю, вызывая нежелательную локализацию громкоговорителей. Отражательный метод можно применять вплоть до высоты потолка в 4.3 м. лишь с незначительной потерей точности звучания. При необходимости технология Atmos позволяет любую удобную владельцу ДК комбинацию верхних каналов: состоящую из потолочных, настенных или же работающих на отражении звука.
Рекомендованная конфигурация ДК Dolby Atmos 7.1.4, в которой
"отраженные от потолка" верхние каналы озвучиваются сателлитами KEF R50
Группа специальных колонок для Dolby Atmos подразделяется на два типа. Это могут быть громкоговорители «два в одном», оснащенные двумя наборами излучателей и входных клемм. Фронтальные динамики колонок озвучивают канал нижнего уровня, а верхние, направленные под углом, воспроизводят соответствующий «потолочный» канал. Вероятно, выбор колонок первого типа оправдан, если строится совершенно новый ДК под Dolby Atmos. Но что делать людям, у которых уже есть домашний кинотеатр и новые колонки им не нужны. В этом случае мы рекомендуем присмотреться к колонкам другого типа: сателлитам, устанавливаемым на колонки каналов нижнего уровня. Как раз к этому типу относятся акустические системы британской компании KEF, модели R50.
R50 - очередной продукт KEF, где используются преимущества фирменных драйверов Uni-Q
KEF всегда оказывается на передовой, когда дело касается инноваций в мире аудио. И пройти мимо набирающего вес и популярность формата Dolby Atmos британцы не могли никак. Модели R50 – одни из первых в мире среди акустических систем, предназначенных для Dolby Atmos. Сателлиты имеют закрытый корпус, отделанный черным рояльным лаком. Скошенная верхняя панель колонок укомплектована фирменным коинцидентным драйвером Uni-Q (ссылка на статью), за счет чего получаем 2-полосную конструкцию в компактном кабинете. Модуль Uni-Q, используемый в R50, ведет свою родословную от флагманских акустических систем High-End класса KEF Concept Blade. Он оснащен 25-мм твитером с алюминиевым куполом и рассекателем Tangerine, и 130-мм мид-басовым динамиком с алюминиевой мембраной. Сателлиты тонально согласованы с колонками серии R, а также новейшей линейкой Reference 2014-го года, в дизайне корпусов которой так кстати появилась плоская верхняя панель.
Источник: www.avreport.ru