Усилители Trafomatic Audio: предварительный LARA и оконечные NOA

При создании ламповых усилителей разработчику приходится идти на компромиссы, чтобы уложиться в приемлемые массогабаритные показатели. Но ведь чем тяжелее аппарат, тем лучше у него силовой и выходные трансформаторы, а это как раз то, что радикально влияет на качество звучания.
Сербский конструктор Саша Чокич в своём новом проекте решил проблему радикально – разделил оконечные ступени на два моноблока и добавил к ним пред с внешним питанием. У этого комплекта есть и другие особенности, с которыми интересно познакомиться.
Например, у предусилителя Lara очень необычная для современной техники схема –полностью балансная, и на пути сигнала нет ни одного конденсатора. Первичная симметрия достигается с помощью качественного входного трансформатора Lundahl LL1592. Почему Саша предпочёл трансформатор шведского производителя, хотя сам имеет огромный опыт намотки, могу только предположить. У LL1592 сердечник из т. н. мю-металла, материала с огромной магнитной проницаемостью, требующего особых условий при обработке. Ларс Люндал в этом непревзойдённый мастер, его трансформатор имеет полосу частот 10 Гц – 100 кГц, малые искажения и фазовые сдвиги. После 4-секционного моторизованного регулятора громкости сигнал поступает на сетки двойных триодов 6Н30П российского производства. Они выпускаются в Саратове под маркой Electro Harmonix и поставляются, в основном на, экспорт. Эти лампы, разработанные в советское время для военной аппаратуры, имеют ряд очень полезных качеств – малые шумы, вибростойкость (отсутствие микрофонного эффекта), длительный (до 15 тыс. часов) срок службы и высокую нагрузочную способность. В Lara на «тридцатках» построены балансные каскады в классе А, которые нагружены на выходные линейные трансформаторы, специально разработанные Trafomatic Audio для нового преда. С их помощью реализованы как чисто балансные, так и обычные линейные выходы – при использовании RCA-выходов один из выводов вторичной обмотки соединяется с «землёй» тумблером на задней панели.
Таким образом получается предельно короткий тракт с усилением до 20 дБ (10 раз) и минимальными потерями энергии. Подобным образом раньше проектировали профессиональную технику, а в наше время такой подход редко встретишь даже в самом дорогом High End сегменте.
Ещё одна особенность Lara – наличие выносного источника питания. В экранированном корпусе установлены два тороидальных трансформатора (раздельные по каналам), выпрямители, сглаживающие дроссели и стабилизаторы напряжения. Высоковольтные конденсаторы — Mundorf MLytic. На предусилитель питание подаётся через 7-контактный резьбовой разъём.
К Lara можно подключить до пяти источников – три по RCA и два по XLR. Выходов три: пара главных на RCA и XLR и независимый сабвуферный. С пульта ДУ только регулируется громкость, входы коммутируются роторным переключателем на лицевой панели.
В Lara на «тридцатках» построены балансные каскады в классе А, которые нагружены на выходные линейные трансформаторы, специально разработанные Trafomatic Audio для нового преда.
Усилители мощности Trafomatic Audio Noa тоже балансные: на входе у них двойные триоды 5687, драйвер построен на ЕСС99, а в двухтактных выходных каскадах работают четыре 70-ваттных лучевых тетрода Tung Sol КТ150, включенных попарно в параллель. Анодный ток каждого из них устанавливается скрытыми регуляторами на левой стенке корпуса, а контролируется по стрелочному прибору на лицевой панели. Мощность каждого моноблока 200 Вт, что позволит им раскачать практически любую акустику.
Высокий динамический потенциал Noa гарантируется 800-ваттным трансформатором и C-L-C фильтром, причём всё это вынесено в отдельный корпус. Сглаживающие конденсаторы Solen Fast для входных каскадов расположены под кожухом в задней части усилителя. Там же – массивный выходной трансформатор на разрезном витом сердечнике. Вторичная обмотка имеет отводы для 4- и 8-омной акустики. Обратная связь в схеме присутствует, но очень неглубокая, всего 8 дБ — для улучшения демпфирования.
Контроль за басовыми драйверами акустических систем (а это были трёхполосные Audio Physic Virgo 25 чувствительностью 89 дБ) у моноблоков не хуже, чем у транзисторных собратьев – диффузорам предоставлено ровно столько свободы, сколько необходимо для чёткой и натуральной передачи ритмического рисунка. При этом комплект демонстрирует и настоящий ламповый характер – красивые тембры, эмоциональность подачи, точность динамических контрастов. Звучание очень насыщенно энергетически, что можно считать заслугой трансформаторного согласования источника, преда и оконечников. Связка Lara + NOA адекватно отыгрывает абсолютно любые жанры – классику, хип-хоп, рок и даже драм-н-бэйс со сложной динамической и ритмической структурой. Оконечники буквально вколачивают саунд в пространство, не теряя ни в разборчивости, ни в музыкальной гармонии. Ещё одна чисто ламповая особенность – полная идентичность тонального баланса на любой громкости, т. е. спектр искажений усилителя не зависит от амплитуды сигнала на выходе. Поэтому если негромко слушать, например, симфонический оркестр, сохранится всё богатство тембров при полном частотном диапазоне. А лёгкая окраска, свидетельствующая о росте искажений, появляется при таком высоком звуковом давлении, что анализировать что-либо уже не имеет смысла. Очень важно, что эта тройка от Trafomatic Audio соблюдает правильный динамический масштаб, т. е. соотношение между звуками разной громкости. Тихие не кажутся громче, чем в оригинале, а резкие пики не поджимаются. Саунд цельный и подробный. Соответственно, ухо легче воспринимает информацию, заложенную в музыкальное произведение. Проще говоря, слушать комфортно даже насыщенную полифонию, произведения.
Абсолютно одинаковые характеристики (в первую очередь, фазовые) обоих моноблоков сказываются на построении звуковой сцены. Акустические системы выстраивают пространство именно так, как оно было сформировано при сведении фонограмм. Локализация чёткая и в центре, и на флангах, картина получается одновременно и широкая, и предельно насыщенная мельчайшими фрагментами.
Вторичная обмотка имеет отводы для 4- и 8-омной акустики. Обратная связь в схеме присутствует, но очень неглубокая, всего 8 дБ — для улучшения демпфирования.
По общему впечатлению, моноблоки NOA способны прокачать 100-метровый зал и взять под свою опеку акустические системы с очень солидными басовиками. В этом случае получится реальная стена звука с мощнейшим ударом в диафрагму. А если организовать примерно такой же вариант, как наш, с аккуратными башенками-трёхполосками, можно получать удовольствие от детальности звучания и богатства натуральных тембров. В таком разнообразии и заключается главная прелесть бескомпромиссного лампового усиления.
МУЗЫКА
-
MJ Audio Technical Disc, vol. 8. MJ Records, 2018
-
Suzanne Vega, «99,9 F». A&M Records, 1992
-
Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
-
Sweetbox. BMG/RCA, 1998
-
Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
СИСТЕМА
-
CD-транспорт Accustic Arts Drive II
-
DAC Accustic Arts Tube DAC II MK2
-
Акустические системы: Audio Physic Virgo 25
-
Комплект развязывающих опор под акустические системы Audio Physic VCF V Magnetic Sound Optimizer
-
Кабели:
-
межблочные Purist Audio Design 25th Anniversary, Dominus
-
акустические Purist Audio Design 25th Anniversary
-
сетевые Purist Audio Design 30th Anniversary, Limited Edition, Diamond Dominus
-
Trafomatic Audio
-
Производитель: Trafomatic Ltd. (Сербия)
www.trafomaticaudio.com
Trafomatic Lara | Предварительный усилитель
Входы: 3 x RCA стерео, 2 х XLR стерео || Выходы: стерео RCA Pre Out, стерео XLR Pre Out, RCA Sub || Лампы: 2 x 6Н30П || Усиление: 20 дБ || Полоса воспроизводимых частот: 10 Гц — 67 кГц (-1 дБ) || Выходное сопротивление: 1 кОм || Отношение сигнал/шум: -88 дБ || Входное сопротивление: 47 кОм || Требования к электропитанию: 230 В, 50 Гц || Габариты: 400 x 310 x 100 || Масса: 10 кг
Trafomatic Noa | Усилитель мощности
Выходная мощность: 200 Вт || Лампы: 4 x KT150 Tungsol, ECC99, 5687 || Полоса воспроизводимых частот: 10 Гц — 90 кГц (-1 дБ) || КНИ: 0,03% (1 кГц, 1 Вт), 1% (1 кГц, 200 Вт) || Входы: RCA стерео, XLR стерео || Выходы: 4 и 8 Ом || Номинальная чувствительность: 1,2 В || Отношение сигнал/шум: 82 дБ || Входное сопротивление: 100 кОм || Требования к электропитанию: 230 В, 50 Гц || Потребляемая мощность: 600 ВА || Габариты: 550 × 260 мм × 350 мм || Масса усилителя/блока питания: 35/11 кг
Источник: salonav.com
Наша афиша | Вся афиша
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Наша афиша | Вся афиша
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Акустические системы Wharfedale Super Linton
Эти системы усовершенствованная версия трёхполосных Linton 85 Anniversary, выпущенных в 2019 году, и она также разработана известным специалистом Питером Комо. Хотя обе модели выполнены в классическом дизайне 70-х и внешне очень похожи, отличий у...
31.01.2025

Тест полочников Leak Sandwich 250: обманчиво винтажная внешность
Времена, когда любителя качественного звука можно было удивить ретро-акустикой, давно прошли. Теперь буквально каждый бренд, чья история уходит в прошлый век, занимается возрождением классических моделей с той или иной степенью аутентичности. И,...
21.01.2025

Усилители Quad: предварительный 33 и оконечный 303
Через 57 лет после выхода своих самых популярных моделей британский бренд выпускает их обновлённые реплики. Благодаря уникальному дизайну, сочетающему неповторимый облик прототипов 70-х (которые даже были представлены в нью-йоркском Музее...
05.12.2024

Акустические системы Tannoy Super Gold Monitor 15
Большие студийные мониторы из аналоговой эпохи звукозаписи до сих пор приводят многих меломанов в восхищение. За некоторыми уцелевшими раритетами на рынке винтажа идет настоящая охота. Но есть другой путь, и он перед вами — вы получаете новенькие...
30.11.2024

Проигрыватель винила Transrotor Bellini TMD
Очень интересная вещь у нас на испытании — 24-килограммовый проигрыватель с фирменным магнитным приводом Transrotor Magnetic Drive. Это классическая конструкция, выполненная из акрила и алюминия с выносным двигателем и проводным блоком управления.
24.11.2024

Тест проигрывателя Transrotor Max Nero: равномерное упрощение
У Transrotor каталог построен интересным образом: даже младшая модель, Max, выглядит достаточно космически, в то время как собранная в более традиционном для большей части мира форм-факторе Strato, недавно побывавшая у нас на тесте, находится...
30.10.2024

Стендовые акустические системы Leak Sandwich 250
Колонки в таком формате тепло примут многие меломаны в нашей стране. Одним они напомнят популярные и очень заводные советские S90. Другим — роскошные трехполосные Diatone из Японии, которые даже спустя полвека вызывают уважение качеством...
14.10.2024

Стендовые мониторы Davis Acoustics Ariane 2
Недорогая и хорошо звучащая акустика до сих пор в дефиците — это показывает стабильный интерес меломанов к самодельным конструкциям из нашего раздела «Практика AV». Приятных исключений на нынешнем хай-файном рынке действительно немного, но они всё...
30.09.2024
