Измеренные характеристики недорогих ММ головок

08.11.2021 Возврат к списку Просмотрено: 1345 раз

Продолжаем исследовать недорогие ММ-головки, которые можно использовать с отечественными проигрывателями, выпущенными во времена СССР, или импортными моделями начального уровня.

Здесь мы увидим, как некоторые неприятные особенности звучания головок можно свести на нет правильным подбором нагрузки.

MM-MC-char2-Arctur.jpg

В ПОИСКАХ ЖЕМЧУЖИНЫ часть 2

Закончив главу по головкам начального уровня, вспомнил про очень популярную ныне модель, Audio-Technica АТ-95, которой комплектуют вертушки типа АТ-120 USB, клоны Technics 1210. Впервые познакомился с этой головкой при настройке вертушки АТ-120, головка была прикручена на шелл, без документации. Снял АЧХ, все неплохо, в допуске, звук приятный. Позже снова привезли эту модель в паре с ламповым корректором и жалобой на нехватку ВЧ, что подтвердилось измерениями. Плавный и протяженный спад отдачи наверху устранил подгонкой тау-3, дефицит верха ушел. Звук оживился.

MM-MC-char2-gr01.png

Так выглядит исходная АЧХ головки АТ-95 (красные линии) в сравнении с Audio-Technica АТ120 (белая). Завал на 20 кГц минус 5 — 6 дБ нуждается в исправлении. Хотя, отсутствие резонанса на верхнем крае выгодно отличает эту недорогую головку от многих других.

Невозможно оставить без внимания и такую заслуженную и признанную модель, как Shure V-15 Mk III. Недаром ценят её любители винила, и есть за что.

К счастью, давний друг приобрел к своему 15-му «Шуру» комплект различных вставок, результаты замеров перед вами.

MM-MC-char2-gr02.png

Были сняты несколько АЧХ с разной нагрузкой, чтобы найти оптимальный вариант. В итоге остановились на сопротивлении 49 кОм и ёмкости 390 пФ — в этом случае и звук, и характеристика (нижняя кривая) получились наилучшими. Конденсатор 390 пФ был добавлен на вход корректора, в дополнение к имеющейся емкости кабеля вертушки (100 пФ). Верхняя кривая — при нагрузке 68 кОм/390 пФ.

Звучание головки V-15 Mk III особенное — ясное, полетное, прозрачное, живое, музыкальное. Много хорошего можно сказать про эту головку.

MM-MC-char2-gr03.png

Но есть нюанс. Приведенные АЧХ касаются лишь оригинальной вставки, сделанной в США (синяя кривая). В случае с новодельными все немного иначе. Особенно печальная картина с Jico (красная).

MM-MC-char2-gr04.png

До сих пор популярна в народе головка ADC-220х, которую сильно хвалят и, думаю, незаслуженно. Продаётся она с разными вставками, стоит примерно 5000 рублей, а звучание можно оценить от ужасного до сносного. У неё есть особенность — безрезонансный спад АЧХ наверху, который хорошо виден на графике.

Чёрной штриховкой показано переходное затухание между каналами. Как видим, на НЧ оно практически отсутствует.

У сферической иглы с огромным радиусом звуки «С» воспринимаются как «Ф». Эллиптическая игла на красной вставке звучит интереснее, но завал слышен все равно.

MM-MC-char2-gr05.png

Один приятель гордо вручил мне вставку от ADC-550, уверяя, что с ней все проблемы отпадут. Дескать, он только её слушает, используя для контроля сотни виниловых дисков, идущих через его руки. Но замеры и прослушка в моей системе показали обратное. Очень скромное звучание, даже не знаю, чем там можно похвалиться.

Синим показана АЧХ ADC-220х со вставкой от ADC-550, а красным — переходное затухание.

Переходим к измерениям ММ-головок классом повыше.

Начну с одной модели, давно полюбившейся мне за особо душевное звучание, несмотря на демократичную цену и скромные параметры. Это Audio-Technica АТ-120. Вставка от неё легко становится на тушку от АТ-440 или АТ-150. Разумеется, достичь уровня звучания АТ-440 MLa c её мультирадиусной иглой и тончайшим невесомым кантилевером, а тем более, АТ-150, нереально, но сохранить и передать само звучание семейства АТ можно.

MM-MC-char2-gr06.png

Особенность АЧХ головки АТ120 — выброс на верхнем крае, в виде полочки. Проявляется он как подчеркивание верхушек, достаточно вежливое, но иногда есть акцентик на «сс». В целом звучание достойное. К тому же, уменьшением нагрузочного сопротивления головки с 47 кОм (красная кривая) до 30 — 27 кОм (зелёная) можно понизить уровень этого выброса до нормы, что видно на этом графике.

Теперь рассмотрим модели «Аудиотехники» АТ-440 MLa, АТ-150 и АТ-160. 440-я удачная во многом, тут и невысокая индуктивность катушек, снижающая требования к емкости кабеля и корректора, и малая масса кантилевера, уводящая механический резонанс за пределы звукового диапазона и многорадиусная игла, все, что и создает особый почерк АТ-440. К сожалению, головка снята с выпуска, её сменила модель AT-VM 540, но там есть упрощения в подвижной системе, не замедлившие сказаться на звучании.

MM-MC-char2-gr07.png

Итак, АТ -440 MLa, Эта АЧХ снята с правильным корректором, имеющим небольшую входную ёмкость. Его частотная характеристика показана красным цветом. Звучание прозрачное и утончённое.

MM-MC-char2-gr08.png

Для сравнения: АТ440 подключена к китайскому ламповому корректору на 12АХ7 с высокой, около 300 пФ, входной емкостью. Посмотрите, насколько испортилась АЧХ в верхнем диапазоне (синяя и зелёная кривые).

MM-MC-char2-a-t-kntl.jpg

И, наконец, популярные ММ-головки Audio-Technica АТ-150 и АТ-160. Обе достались мне в идеальном состоянии, в красивой фирменной упаковке. Порадовали ровнейшей характеристикой и безупречным звучанием.

MM-MC-char2-gr09.png

Обратите внимание на переходное затухание АТ160: -40 дБ (синяя кривая). Отсюда и особая панорама, объём иной, все даже лучше, чем у прекраснозвучной АТ150.

MM-MC-char2-gr10.png

На этом графике видно, что по АЧХ АТ160 и АТ150 практически не отличаются, а вот по разделению каналов младшая модель заметно уступает (синяя и красные кривые).


Источник: salonav.com

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша