Проигрыватель винила Bergmann Galder Signature Gold Edition

Редкая удача: топовая модель датского гуру, да ещё в эксклюзивном золотом исполнении. Единство формы и содержания: двойное шасси, опорный диск увеличенной массы с вакуумным прижимом пластинки, тангенциальный тонарм с воздушным подшипником и, как завершение композиции — эксклюзивный японский картридж Etsuro Gold ручной работы.
Любуемся, слушаем, рассказываем.
ПОГРУЖЕНИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ
Тангенциальные тонармы выглядят намного проще поворотных: модель Odin, установленная на нашем нынешнем испытуемом — лёгкая палочка с картриджем на конце, скользящая по горизонтальной направляющей. Так почему же производители так редко используют столь простой способ получить идеальный трекинг, ведь линейный тонарм в точности повторяет траекторию резца и в отличие от поворотного не даёт угловой ошибки?
Отмена физики
Дело в том, что простота тангенциального тонарма — кажущаяся. В жизни так часто бывает: несложная с первого взгляда задача требует нетривиальных решений. Главная проблема в данном случае — обеспечение точного следования иглы в канавке пластинки. Чуть не рассчитаешь усилие, и она будет либо заедать, либо перескакивать на несколько дорожек вперёд. Поэтому шаговые двигатели находили применение лишь в приводах недорогих музыкальных центров, для серьёзных конструкций они не годились. Помню, как в модели Sharp с вертикальной установкой диска у моего знакомого каждый шаг каретки отзывался заметным стуком в колонках. Так что да, простые решения здесь не работают, а непростые требуют не только опыта, но и изрядной доли энтузиазма.
И то, и другое у Джонни Бергманна Расмуссена (Johnnie Bergmann Rasmussen), основателя датской компании Bergmann Audio, имеется в избытке. Свой первый проигрыватель он создал в 22 года, а конструкции современных моделей обкатывались в течение семи лет. Все они оснащаются тангенциальными (линейными) тонармами, обеспечивающими, как мы уже знаем, наиболее точное считывание информации с виниловой пластинки. Бергманн отказался от их принудительного перемещения, предоставив вести иглу самой звуковой дорожке.
Масса диска необходима для инерции, которая сглаживает мгновенные колебания скорости, а также уводит основной резонанс конструкции в неслышимую инфранизкую область.
Осталось лишь решить проблему с трением, которое учебник физики определяет как «силу, препятствующую движению одного тела по поверхности другого». Поскольку никакая смазка полностью устранить трение не способна, Бергманн сделал блестящий ход — закрепил задний конец тонарма на трубке, которая движется вдоль по полированному стержню. А чтобы устранить трение, в зазор подаётся воздух, устраняющий физический контакт между поверхностями. Такой воздушный подшипник имеет ещё одно преимущество: поскольку тонарм не соприкасается с другими частями проигрывателя (только через иглу и сигнальный провод), он совершенно невосприимчив к акустической обратной связи. Можно выкручивать громкость на полную катушку, не опасаясь, что система «заведётся».
Для подачи воздуха используется внешний компрессор с системой трубок-воздуховодов. Их две, поскольку компрессор выполняет и другие важные функции — создаёт воздушную подушку, снижающую давление тяжёлого диска на опору главной оси, а также разрежение, благодаря которому пластинка прижимается к его плоскости. Напор воздуха для тонарма и диска регулируется отдельно на задней панели проигрывателя.
Для топовой модели Bergmann Galder Signature Gold Edition подушка особенно актуальна — диск из немагнитной нержавеющей стали весит 36 кг, и без подкачки воздуха скорый износ опорного узла был бы неминуем. Что стоит отметить особо, компрессор у этой модели совершенно бесшумный, поэтому его можно разместить в непосредственной близости от остальной аппаратуры. Масса диска необходима для инерции, которая сглаживает мгновенные колебания скорости, а также уводит основной резонанс конструкции в неслышимую инфранизкую область.
Фирменная схема с тахогенератором обеспечивает скорость вращения диска с отклонением не более 0,0027%.
Шасси проигрывателя состоит из двух частей — массивной платформы, на которой закреплён главный подшипник, и основания тонарма. Обе выточены на станке с ЧПУ из цельного куска литого под давлением алюминия и окрашены в цвет «Черный бархат». Части соединяются 10-миллиметровой алюминиевой плитой, которая устанавливается на трех регулируемых ножках из нержавеющей стали с развязывающими керамическими шариками. На этой плите установлен и двухскоростной двигатель постоянного тока, момент вращения с которого передаётся через плоский пассик. Чтобы устранить наводки на головку, электронную схему управления разместили в корпусе компрессора, при этом питание к мотору передаётся по пятиметровому кабелю. Фирменная схема с тахогенератором обеспечивает вращения диска с отклонением скорости не более 0,0027%.
Вращение диска начинается после двойного нажатия кнопок 33 или 45 об/мин. После первого нажатия начинается подача воздуха, а второе запускает двигатель. При выключении подача воздуха автоматически прекращается через две минуты.
Версия Galder Signature Gold Edition с золотым покрытием кнопок и боковин опорного диска — самая эксклюзивная, для настоящих эстетов. Да и с инженерной точки зрения это настоящий шедевр.
О картридже Etsuro Gold, установленном на проигрывателе, стоит рассказать особо. Это верхняя модель японской компании Etsuro Urushi. Напомню, что Urushi это натуральный лак с особыми свойствами, которым покрываются корпуса головок. Но у флагманской Etsuro Gold он отделан не лаком, а покрыт фольгой из чистого золота 24K. Эту тонкую работу вручную выполняет мастер из специализированной фирмы Hakuichi Co., Ltd в городе Каназава.
Сам корпус выполнен из качественного дюралюминия A7075, который был выбран на основе многолетнего опыта компании. Магниты — из электромагнитной стали с добавками самария и кобальта. Кантилевер представляет собой алмазный стержень диаметром 0,22 мм, профиль алмазной иглы — микролайн 80 мкм с особой полировкой. Для обмоток используется чистая медь, подвергнутая специальной обработке.
Помимо Etsuro Gold у компании есть две модели помладше — и Cobalt Blue и Bordeaux. Вот их корпуса покрываются лаком Urushi, задающим нужный характер звучания.
Повышающий МС-трансформатор — тоже от Etsuro Urushi. В модели ETU-50 используются сердечники из пермаллоя особого сорта Ex-Type с 78% никеля. «Усиление» 26 дБ, частотный диапазон 10 Гц — 150 кГц.
Открытие за открытием
Если модель Bergmann Magne, которую мы слушали чуть больше года назад, была названа в честь скандинавского бога, то Galder вызывает совершенно иные ассоциации. Это псевдоним Томаса Руне Андерсена, норвежского композитора, гитариста и вокалиста, основателя блэк-метал-группы Old Man’s Child и соло-гитариста группы Dimmu Borgir.
Система для прослушивания была подробно описана здесь, но в ней вместо стримера в качестве источника был задействован наш испытуемый — Galder Signature Gold Edition.
Кроме того, в этот раз мы решили обойтись без аудиофильского винила, чтобы понять, как будут звучать на такой системе обычные пластинки из массового тиража. Правда, не самые дешманские, а выпущенные на авторитетных лейблах.
Уже через несколько минут этот безбашенный фриджаз начинает захватывать по-настоящему — т.н. аппаратная составляющая сводится к абсолютному нулю и ты остаёшься тет-а-тет с музыкантами.
Звучание техники такого уровня бессмысленно раскладывать на формальные составляющие — явных поводов для критики вы всё равно не найдёте. Важно, как система представляет музыку, насколько бережно и точно. Чик Кориа, «The Song of Singing» — альбом авангардный, сложный для восприятия из-за сложнейшей ритмической основы и атональной нотной гаммы. Тем не менее, уже через несколько минут этот безбашенный фриджаз начинает захватывать по-настоящему — т.н. аппаратная составляющая сводится к абсолютному нулю, и ты остаёшься тет-а-тет с музыкантами. Партия каждого из них считывалась без малейших усилий, а вместе они складывались в многогранную, но вполне доступную для понимания структуру. Определяющее значение имела естественность звучания, узнаваемость инструментов и масса музыкальных подробностей, которые игла извлекала из обычной пластинки. Особенно рельефно подавался контрабас Дэйва Холланда, задающего темп своим коллегам по трио. И это главное — все попытки анализировать звучание система переводила в совершенно иную плоскость, превращая абстракцию в гармонию. Идеальный вариант для музыкальных критиков!
Следующее испытание тоже непростое — «Sabbath Bloody Sabbath» на родном лейбле Vertigo. Вот где оказывается полезной масса опорного диска: в нижнем регистре, который лёгкие проигрыватели превращают в бесформенный монотонный гул, считывается каждый отдельный звук, а бас-гитара и бочка не только различимы по тону, но и разделены пространственно. Звукорежиссура подчёркнуто простая, но в этой простоте — весь смысл. Вокал выдвинут вперёд, ударные, наоборот, далеко за передней линией. Знаменитые риффы Айоми, на которых основан весь альбом, заполняют фронтальную панораму во всю её ширину. И в этой звуковой лавине масса подробностей, в которые можно вслушиваться до бесконечности. Проигрыватель легко расшифровал все смысловые линии, заложенные в этот громоподобный саунд, предоставляя слушателю не только форму, но и содержание музыки. Правда, содержания у Black Sabbath не слишком много, но то, что есть — раскрыто полностью.
Игла извлекает малейшие нюансы записи, волшебным образом игнорируя шумы далеко не новой пластинки. Редкое свойство.
Теперь о форме. Кассандра Уилсон, «New Moon Daughter». Шикарный альбом — и записан фантастически, и сыгран идеально. Номер 1 в чартах Billboard, «Грэмми» за лучший джазовый вокал. Какая-то нереальная для винила динамика и тембральное богатство, которое редко услышишь даже на самых лучших хай-резах.
Наша система не отвлекала на частности, на каждом треке показывая реальное событие, зафиксированное при записи. Выстреливающий энергией контрабас, многоплановая ритмическая конструкция, выстроенная экзотическими инструментами, и ошеломляющие динамические контрасты даже на самом вокале. В обзоре Magico S5 2024 уже упоминал, что эти колонки способны рельефно воспроизводить очень низкие звуки, и на альбоме Уилсон это свойство буквально потрясало — отдельные ноты уходили в такую глубину, что воспринимались скорее телом, чем ушами. А ведь это выдавал, причём без затяжек, проигрыватель с головкой, считывающей механическую запись! И, конечно, микродинамика. Перкуссии, вибрафон, акустическая гитара — все инструменты прорисованы филигранно, со своей характерной атакой и послезвучиями почти на границе слышимости. Игла извлекала малейшие нюансы записи, волшебным образом игнорируя шумы далеко не новой пластинки. Редкое свойство. А в целом — каждый трек словно захватывающий перформанс.
И, наконец, сцена. «Night Flight to Venus», первый пресс. Барабаны на вступлении к титульной композиции перемещаются из канала в канал, а на это движение наложены остальные инструменты с бэк-вокалом. Звуковое пространство огромное, такой масштаб на этой пластинке слышать ещё не доводилось. И расположение каждого инструмента, каждого удара трёхмерном объёме легко определялось на слух. Жаль, что в 1978-м, когда вышел альбом, у нас в стране не было техники, способной полностью передать всю глубину этой записи.
Bergmann Galder Signature Gold Edition — источник, способный заново открыть музыку, известную чуть ли не с детства.
Так что Bergmann Galder Signature Gold Edition — источник, способный заново открыть музыку, известную чуть ли не с детства. Причём на самых обычном, не 180-граммовом виниле. Для серьёзного коллекционера, собирающего пластинки в течение десятилетий, это настоящая находка.
МУЗЫКА
- Chick Korea. «The Song of Singing». Blue Note. 1971
- Black Sabbath. «Sabbath Bloody Sabbath». Vertigo, 1973
- Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995
- Boney M, «Night Flight to Venus». Atlantic/Hansa Records, 1978
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Galder Signature Gold Edition
- МС-головка Etsuro Gold
- МС-трансформатор Etsuro ET-U50
- Фонокорректор Vitus Audio SP-103 MKII
- Предварительный усилитель Vitus Audio SL-103
- Усилители мощности моно Vitus Audio SM-103 Mk II
- Акустика Magico S5 2024
- Кабели ZenSati Seraphim
Galder Signature Gold Edition
Производитель: Bergmann Audio (Дания)
bergmannaudio.com
Управление микролифтом | ручное |
---|---|
Тип привода | пассиковый |
Тонарм | Odin, тангенциальный с воздушным подшипником |
Эффективная масса | 14 г |
Головка | Etsuro Gold |
Двигатель | серво со следящей системой |
Скорости вращения | 33 1/3, 45 об/мин |
Диаметр диска | 300 мм |
Масса диска | 36 кг |
Коэффициент детонации | н.д. |
Отклонения скорости | н.д. |
Питание | выносной адаптер 16 В DC |
Потребляемая мощность | 25 ВА |
Отделка | черная матовая, золото |
Габариты проигрывателя | 365 x 480 x 190 мм |
Габариты компрессора | 390 x 420 x 210 мм |
Масса проигрывателя | 61 кг |
Масса компрессора | 30 кг |
Etsuro Gold
Производитель Daiichi Shoji Co., Ltd (Япония)
etsurojapan.com/product/gold
Тип | MC |
---|---|
Частотный диапазон | 10 — 50 000 Гц |
Выходное напряжение | 0,3 мВ/1 кГц |
Разбаланс каналов | <0,3 дБ/1 кГц |
Разделение каналов | 33 дБ/1 кГц |
Прижимная сила | 2 г |
Сопротивление | 4 Ома/1 кГц |
Трекабилити | 70 мкм/2 г |
Профиль иглы | полированный алмаз микролайн 80 мкм |
Кантилевер | алмазный, диаметр 0,22 мм |
Основание картриджа | сапфировая пластина 2,5 мм |
Корпус | экстра дюралюминий A7075 |
Отделка корпуса | золотая фольга Kinpaku 24K Gold |
Покрытие контактов | золото 24K |
Масса картриджа | 8,7 г |
Источник: salonav.com
Наша афиша | Вся афиша
Акустические системы Wharfedale EVO5.4: High End по цене доступного Hi-Fi
Британская компания Wharfedale могла бы проводить общемировые мастер-классы на тему «Как создавать продукты-бестселлеры». В течение десятилетий бренд предлагает рынку акустические системы, получающие самый горячий прием аудиофилов и специалистов.
15.09.2025

Слушать подано! Готовим системы для звуковых гурманов
Построение аудиосистемы высокого качественного уровня сродни кулинарному искусству. В обоих случаях результат зависит от верного подбора и сочетания ингредиентов. Как разные кулинарные специи не рождают сложного вкуса сами по себе, так и усилитель,...
14.09.2025

Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Наша афиша | Вся афиша
Акустические системы Wharfedale EVO5.4: High End по цене доступного Hi-Fi
Британская компания Wharfedale могла бы проводить общемировые мастер-классы на тему «Как создавать продукты-бестселлеры». В течение десятилетий бренд предлагает рынку акустические системы, получающие самый горячий прием аудиофилов и специалистов.
15.09.2025

Слушать подано! Готовим системы для звуковых гурманов
Построение аудиосистемы высокого качественного уровня сродни кулинарному искусству. В обоих случаях результат зависит от верного подбора и сочетания ингредиентов. Как разные кулинарные специи не рождают сложного вкуса сами по себе, так и усилитель,...
14.09.2025

Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Акустические системы Wharfedale Super Linton
Эти системы усовершенствованная версия трёхполосных Linton 85 Anniversary, выпущенных в 2019 году, и она также разработана известным специалистом Питером Комо. Хотя обе модели выполнены в классическом дизайне 70-х и внешне очень похожи, отличий у...
31.01.2025

Тест полочников Leak Sandwich 250: обманчиво винтажная внешность
Времена, когда любителя качественного звука можно было удивить ретро-акустикой, давно прошли. Теперь буквально каждый бренд, чья история уходит в прошлый век, занимается возрождением классических моделей с той или иной степенью аутентичности. И,...
21.01.2025

Усилители Quad: предварительный 33 и оконечный 303
Через 57 лет после выхода своих самых популярных моделей британский бренд выпускает их обновлённые реплики. Благодаря уникальному дизайну, сочетающему неповторимый облик прототипов 70-х (которые даже были представлены в нью-йоркском Музее...
05.12.2024

Акустические системы Tannoy Super Gold Monitor 15
Большие студийные мониторы из аналоговой эпохи звукозаписи до сих пор приводят многих меломанов в восхищение. За некоторыми уцелевшими раритетами на рынке винтажа идет настоящая охота. Но есть другой путь, и он перед вами — вы получаете новенькие...
30.11.2024

Проигрыватель винила Transrotor Bellini TMD
Очень интересная вещь у нас на испытании — 24-килограммовый проигрыватель с фирменным магнитным приводом Transrotor Magnetic Drive. Это классическая конструкция, выполненная из акрила и алюминия с выносным двигателем и проводным блоком управления.
24.11.2024

Тест проигрывателя Transrotor Max Nero: равномерное упрощение
У Transrotor каталог построен интересным образом: даже младшая модель, Max, выглядит достаточно космически, в то время как собранная в более традиционном для большей части мира форм-факторе Strato, недавно побывавшая у нас на тесте, находится...
30.10.2024
