Металл в вакууме
Интерес к ламповой технике не иссякает, несмотря на её нетипичную для современных хай-файных компонентов внешность, более высокую стоимость и энергопотребление. Ценность ламповых усилителей — и это начинают понимать многие — в том, что они способны воспроизводить именно музыку, а не звук. Какая разница, спросите вы, ведь с точки зрения физики музыка это всего лишь совокупность звуков. Отвечаю: разница в эмоциональном содержании. Поскольку чувственные реакции невозможно ни измерить, ни хотя бы оценить, они и стали яблоком раздора между меломанами и аудиофилами. У Гёрхарда Хирта (Gerhard Hirt), основателя австрийской компании Ayon Audio, на этот счёт своя теория. Он полагает, что при записи живой музыки в студийном тракте неизбежно возникают резкие всплески уровня, на 4 — 6 дБ превосходящие номинальное значение. На них не успевают реагировать ни VU-индикаторы, ни компрессоры с лимитерами, из-за чего транзисторные каскады перегружаются, обогащая исходный сигнал 3-й гармоникой. Гармоника эта неприятна на слух, она делает звучание тусклым и утомительным. Хирт считает, что ламповые усилители, по определению имея больший уровень искажений, чем транзисторные, способны восстановить первоначальное соотношение гармонических составляющих.
Кроме того — и тут я совершенно согласен, — лампы в силу высокой линейности и прекрасных частотных свойств позволяют построить усилитель без общей обратной связи. О вреде ООС говорилось много, повторяться не стану.
Интегральник Orion — новая разработка с двухтактными выходными каскадами на лучевых тетродах КТ-88 российского производства. При желании с пары таких ламп можно снять до 100 Вт мощности, но разработчики ограничились половинным значением, задав режим поближе к классу А. Кстати, в аппарате предусмотрено и триодное включение, при этом выходная мощность каждого канала составит 30 Вт. Напомню, что в триоде внутреннее сопротивление тетрода уменьшается, а демпфирование нагрузки, соответственно, увеличивается. Это существенное, но не единственное преимущество триода.
Конструкция усилителя производит сильное впечатление — при массе 28 кг поднять его в одиночку не так-то просто. В задней части шасси установлены силовой и выходные трансформаторы в цилиндрических экранах. Они намотаны на тороидальных сердечниках и залиты демпфирующим компаундом. Входные каскады и драйвер построены на двойных триодах 12AU7, причем это не новодел, а настоящие американские, с логотипом Sylvania. Все лампы подобраны и поставляются отдельно, в коробках с маркировкой. Балансировка выходных каскадов резисторами, выведенными под шлиц на заднюю стенку. Процедура несложная, но придется приобрести цифровой милливольтметр. Гораздо удобнее был бы встроенный стрелочный приборчик, тем более что место для него на верхней панели есть. Как и во всех усилителях Ayon, общая обратная связь отсутствует. Для продления ресурса ламп анодное напряжение подается с задержкой, после того как прогреются накалы.
Селектор входов коммутирует три линейных источника и один цифровой, через порт USB. Соответственно, в усилителе есть встроенный ЦАП, смонтированный на отдельной платке возле гнезда. Три выходные клеммы в каждом канале предназначены для подключения акустики сопротивлением 4 и 8 Ом.
Пульт ДУ тяжелый, из фрезерованного алюминия, на нем всего три кнопки: регулировка громкости и включение режима Mute.
После прогрева и тщательной установки режима ламп начинаем слушать симфоническую музыку в пентодном режиме. Сразу же вспоминается тезис, который я впервые сформулировал для себя лет 15 назад: при грамотной схемотехнике и бескомпромиссной её реализации грань между ламповым и транзисторным звучанием стирается. Ламповые усилители уже способны поразить динамикой и глубиной нижнего регистра, а «каменные» избавляются от врожденных недугов, вызванных глубокой ООС. «Орион» буквально обрушивает лавину звука, без малейших усилий раскачивая нашу тугую редакционную акустику. Выбор KT88 в качестве выходной лампы представляется мне оптимальным, это уникальная разработка General Electric 1956 года, способная выдержать анодный ток до 0,25 А и напряжение до 800 В. Кстати, этот тетрод очень любят металлисты за высокую перегрузочную способность и разборчивое звучание на высоких мощностях. Естественно, эти качества востребованы и на других, не столь экстремальных жанрах. Симфонический оркестр при своем реальном масштабе передается на редкость детально, и я бы даже сказал, бережно. Более того, усилитель, особо не акцентируя внимание слушателя на форме произведения, норовит сразу перейти к содержанию. Тут уже впору говорить не о микроконтрастах и чистоте верхнего диапазона (хотя это и заслуживает отдельного описания), а примечать нюансы исполнения. Что, впрочем, выходит за рамки нашей рубрики.
Пространственная картина выстроена идеально, что в ламповом тракте достигается синфазностью каналов, т.е. абсолютной идентичностью выходных трансформаторов. Запас энергии в блоке питания очень приличный — это чувствуется на всплесках уровня. И что очень ценно, даже на пиках громкости не теряется тембральная разборчивость, все инструменты узнаваемы.
Это качество оказывается востребо- ванным и на прогрессив-металле с крайне насыщенным и жестким спектром. Многие усилители просто сваливают всё в кучу, вот и бытует в народе мнение, что группы, подобные Dream Theater, так толком и не научились записывать. На самом деле их композиции редко удается адекватно воспроизвести, да и пытаются, если честно, немногие — жанр-то молодёжный, вот и слушают его на чём попало. В нашем случае будут довольны и родители, и дети — «Орион» действительно всеяден. Сочетание детальности и скрупулёзной пространственной локализации делает комфортным прослушивание любой музыки.
При переходе в триодный режим заметно падает чувствительность усилителя, и динамики может не хватить. При этом в нижнем регистре появляются новые интонации, он становится несколько живее, а звучание в целом — более расслабленным. Так лучше слушать камерные жанры. От аудиофильского сборника с фонограммами, записанными минимальными техническими средствами, я получил истинное удовольствие. Вокал, инструменты, реверберации помещения, — все абсолютно настоящее, вся сцена заполнена, в ней чувствуется глубина и обилие воздуха.
Источник: журнал Салон Audio Video
Наша афиша | Вся афиша
Wharfedale EVO 5.2: колонки из поколения лучших!
Новейшая серия акустических систем Wharfedale EVO 5 — заметное и яркое событие в мире Hi-Fi. О реализованных в колонках передовых технологиях, их великолепном звучании и редкой привлекательности для потребителя сказано в обзоре напольной пары EVO...
04.11.2025
Акустические системы Wharfedale EVO5.4: High End по цене доступного Hi-Fi
Британская компания Wharfedale могла бы проводить общемировые мастер-классы на тему «Как создавать продукты-бестселлеры». В течение десятилетий бренд предлагает рынку акустические системы, получающие самый горячий прием аудиофилов и специалистов.
15.09.2025
Слушать подано! Готовим системы для звуковых гурманов
Построение аудиосистемы высокого качественного уровня сродни кулинарному искусству. В обоих случаях результат зависит от верного подбора и сочетания ингредиентов. Как разные кулинарные специи не рождают сложного вкуса сами по себе, так и усилитель,...
14.09.2025
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025
Наша афиша | Вся афиша
Wharfedale EVO 5.2: колонки из поколения лучших!
Новейшая серия акустических систем Wharfedale EVO 5 — заметное и яркое событие в мире Hi-Fi. О реализованных в колонках передовых технологиях, их великолепном звучании и редкой привлекательности для потребителя сказано в обзоре напольной пары EVO...
04.11.2025
Акустические системы Wharfedale EVO5.4: High End по цене доступного Hi-Fi
Британская компания Wharfedale могла бы проводить общемировые мастер-классы на тему «Как создавать продукты-бестселлеры». В течение десятилетий бренд предлагает рынку акустические системы, получающие самый горячий прием аудиофилов и специалистов.
15.09.2025
Слушать подано! Готовим системы для звуковых гурманов
Построение аудиосистемы высокого качественного уровня сродни кулинарному искусству. В обоих случаях результат зависит от верного подбора и сочетания ингредиентов. Как разные кулинарные специи не рождают сложного вкуса сами по себе, так и усилитель,...
14.09.2025
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025
Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025
Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025
Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025
Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025
Акустические системы Wharfedale Super Linton
Эти системы усовершенствованная версия трёхполосных Linton 85 Anniversary, выпущенных в 2019 году, и она также разработана известным специалистом Питером Комо. Хотя обе модели выполнены в классическом дизайне 70-х и внешне очень похожи, отличий у...
31.01.2025
Тест полочников Leak Sandwich 250: обманчиво винтажная внешность
Времена, когда любителя качественного звука можно было удивить ретро-акустикой, давно прошли. Теперь буквально каждый бренд, чья история уходит в прошлый век, занимается возрождением классических моделей с той или иной степенью аутентичности. И,...
21.01.2025

