Интегральный усилитель VTL IT-85

Концентрация внимания
Американскую компанию VTL (Vacuum Tube Logic) основал Люк Мэнли, признанный специалист в области лампового усиления. Свою любовь к лампам он объяснил в интервью, которое мне довелось у него взять 13 лет назад:
«В ламповом тракте все каскады, включая оконечный, усиливают напряжение, а выходной трансформатор лишь преобразует его в ток. Это намного полезнее для звука, чем транзисторная схемотехника, когда сигнал разгоняется до нужной величины, а затем тормозится мощным буфером с единичным усилением. Вдобавок транзистор — очень нелинейный элемент, и чтобы выправить его кривизну, требуется коррекция и глубокая ООС. Так что если делать два усилителя равной мощности и с одинаковым звучанием, транзисторный получится дороже».
В числе разработок Люка фонокорректоры, предусилители и оконечники, включая таких монстров, как 1250-ваттные моноблоки Wotan с микропроцессорным контролем режимов. По сравнению с ним интегральник VTL IT-85 кажется детской игрушкой, тем не менее, это вещь вполне серьёзная и продуманная до мелочей. Здесь на одном шасси в несколько изменённом виде объединены две прежние разработки VTL – линейный предусилитель TL-2.5 и стереофонический оконечник ST-85.
Все лампы, кроме выходных – двойные триоды пальчиковой серии. Каскады предварительного усиления построены на 12AU7 (ECC82), затем следует разделитель фаз и драйвер на 12AT7s (ECC81), раскачивающий сетки мощных пентодов EL34. Выбор последних, наверное, стоит прокомментировать. «Тридцатьчетвёрки» были разработаны в 1954 году специально для аудио, и наряду с 6L6 долгое время применялись многими производителями Hi-Fi. После появления более мощных тетродов 6550, KT88 и др., EL34 отошли на второй план, и в настоящее время их можно встретить разве что в гитарных комбиках. Кое-кто считает, что им только там и место из-за длинного шлейфа гармоник, который так нравится рокерам-металлистам, но его не так сложно укоротить, если подобрать правильное сочетание анодного напряжения и тока. По данным наших британских коллег из Hi-Fi World, в спектре VTL IT-85 присутствует только вторая и третья гармоники, причём чётная доминирует, что не типично для двухтактного усилителя, но полезно для звука.
При необходимости предварительный и оконечный усилители в VTL IT-85 легко разделить на два самостоятельных блока. С выхода PreOut регулируемый по уровню сигнал можно подать на сабвуфер или другой оконечник, а если соответствующий тумблер на лицевой панели перевести в положение PROCESSOR, то вход оконечного усилителя IT-85 подключится к разъёмам Proc/Amp in напрямую, минуя предварительный тракт. Такой режим пригодится при наличии в системе декодера окружающего звучания, ЦАПа или CD-проигрывателя с регулируемым выходом. Всего же к IT-85 можно подключить до пяти линейных источников, а также наушники сопротивлением 5 – 500 Ом. Для активации 6,3-миллиметрового гнезда нужно щёлкнуть другим тумблером, который перебросит сигнал с выходных клемм.
В IT-85 нет отводов на акустику сопротивлением 4 и 8 Ом, оптимальная нагрузка для усилителя – 5 Ом. Это мудрое решение, ведь большинство современных АС имеет импеданс 4 – 6 Ом, а лишние отводы выходному трансформатору совершенно ни к чему. Мощность усилителя 2 x 30 Вт в классе AB.
Кстати, трансформаторы здесь исключительно на Ш-сердечниках, с солидной толщиной набора. На железе компания никогда не экономила, т.к. у ламповых усилителей это основа звука.
На пульте ДУ всего три кнопки – громкость +/- и Mute. Всё остальное делается вручную.
Слушали мы с 4-омными напольными системами Vienna Acoustic Mozart Grand Symphony чувствительность 90 дБ, и связка оказалась на редкость удачной. Первым делом отмечу полное отсутствие вуали в верхнем диапазоне и, как следствие, чрезвычайно ясный, словно отмытый звук с потрясающе высокой детальностью. Тарелки, треугольник, обертоны медных духовых – всё очень натурально, контрастно и без агрессии. То же можно сказать и о середине, здесь представлено всё богатство тембров, потрясающая информативность и та же самая лёгкая непринуждённость, что и в верхней полосе. Усилитель извлекает из записи самые тонкие эмоциональные оттенки, которые и придают звучанию натуральность и музыкальную выразительность без попыток что либо искусственно приукрасить. Благодаря такому характеру подачи восприятие не перегружается обилием нюансов и информационно насыщенной картиной.
Собственно говоря, для ламповых усилителей всё описанное выше – ситуация не такая уж редкая. Гораздо сложнее им справиться с нижним регистром, требующем уверенного демпфирования и повышенной энергоотдачи. У IT-85 большая бочка действительно большая, и наполненный, хлёсткий удар, говорит о способности контролировать диффузоры, пусть даже и не рекордного калибра. Возможно, чуть не хватает фундаментальности вблизи нижней рабочей границы, но рельеф электронных басов очень чёткий, проработанный, а столь деликатное обращение с послезвучиями редко встретишь у транзисторных оконечников. Люк Мэнли не любит вводить в свои усилители глубокую обратную связь, поэтому в звучании есть не только атака и скорость, но и свобода. Столь выразительная и реалистичная динамика на ударных инструментах – настоящее достижение для 60-ваттного лампового аппарата. На большой громкости чувствуется некоторая жёсткость в верхней середине, свидетельствующая о росте искажений, но ни разборчивость, ни слитность при этом не страдают.
Большое значение имеет вклад усилителя в построение пространственной картины. В сочетании с IT-85 акустические системы способны дать точную привязку инструментов к определённому месту, развернув звуковую сцену по всей ширине переднего плана. Присутствует и то, что принято называть эшелонированием – некоторые виртуальные источники уверенно располагаются далеко за передней линией.
IT-85 – усилитель для внимательного меломана, способного оценить деликатность, точность и натуральность звучания. При чувствительной акустике, как в нашем случае, с динамикой тоже всё будет в порядке – даже для тяжёлого рока.
Источник: www.salonav.com
Наша афиша | Вся афиша
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Наша афиша | Вся афиша
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Акустические системы Wharfedale Super Linton
Эти системы усовершенствованная версия трёхполосных Linton 85 Anniversary, выпущенных в 2019 году, и она также разработана известным специалистом Питером Комо. Хотя обе модели выполнены в классическом дизайне 70-х и внешне очень похожи, отличий у...
31.01.2025

Тест полочников Leak Sandwich 250: обманчиво винтажная внешность
Времена, когда любителя качественного звука можно было удивить ретро-акустикой, давно прошли. Теперь буквально каждый бренд, чья история уходит в прошлый век, занимается возрождением классических моделей с той или иной степенью аутентичности. И,...
21.01.2025

Усилители Quad: предварительный 33 и оконечный 303
Через 57 лет после выхода своих самых популярных моделей британский бренд выпускает их обновлённые реплики. Благодаря уникальному дизайну, сочетающему неповторимый облик прототипов 70-х (которые даже были представлены в нью-йоркском Музее...
05.12.2024

Акустические системы Tannoy Super Gold Monitor 15
Большие студийные мониторы из аналоговой эпохи звукозаписи до сих пор приводят многих меломанов в восхищение. За некоторыми уцелевшими раритетами на рынке винтажа идет настоящая охота. Но есть другой путь, и он перед вами — вы получаете новенькие...
30.11.2024

Проигрыватель винила Transrotor Bellini TMD
Очень интересная вещь у нас на испытании — 24-килограммовый проигрыватель с фирменным магнитным приводом Transrotor Magnetic Drive. Это классическая конструкция, выполненная из акрила и алюминия с выносным двигателем и проводным блоком управления.
24.11.2024

Тест проигрывателя Transrotor Max Nero: равномерное упрощение
У Transrotor каталог построен интересным образом: даже младшая модель, Max, выглядит достаточно космически, в то время как собранная в более традиционном для большей части мира форм-факторе Strato, недавно побывавшая у нас на тесте, находится...
30.10.2024

Стендовые акустические системы Leak Sandwich 250
Колонки в таком формате тепло примут многие меломаны в нашей стране. Одним они напомнят популярные и очень заводные советские S90. Другим — роскошные трехполосные Diatone из Японии, которые даже спустя полвека вызывают уважение качеством...
14.10.2024

Стендовые мониторы Davis Acoustics Ariane 2
Недорогая и хорошо звучащая акустика до сих пор в дефиците — это показывает стабильный интерес меломанов к самодельным конструкциям из нашего раздела «Практика AV». Приятных исключений на нынешнем хай-файном рынке действительно немного, но они всё...
30.09.2024
