Комплект Focal Chora Dolby Atmos

18.04.2020 Возврат к списку Просмотрено: 174 раз

Мы уже делились своей оценкой музыкальных качеств акустики Focal Chora, рассматривая отдельно и компактные мониторы, и старшие напольные модели. Но в новой малобюджетной серии есть и системы, необходимые для построения современного домашнего театра под стандарт Dolby Atmos. Посмотрим, насколько они хороши в командной игре.

noborder_1.jpg

ВЫСТРЕЛ В НЕБО

В развитии любого аудиоформата можно четко выделить несколько этапов. Сначала его представляют узкому кругу специалистов. Спустя год-два начинается фаза продвижения – выходит первый коммерческий контент, производители электроники начинают выпускать технику для его воспроизведения. В тот же временной отрезок начинают действовать и конкуренты с альтернативной технологией. Затем наступает этап рыночной экспансии – формат уходит в массовую аппаратуру, а производство контента ставится едва ли не на поток. Ну а дальше начинается период, когда потребителю без него уже никуда – хочет он того или нет, а приходится думать о том, чтобы формат обязательно поддерживался домашней системой.

Именно в эту четвертую фазу и входит сегодня Dolby Atmos. Всё правильно: в 2012 – анонс передовой системы 3D-окружения, в 2014 – первые фильмы в нем для широкого проката, первые коммерческие кинозалы нового типа и первые компоненты для домашнего театра, 2015 – выход конкурента в лице DTS:X… Что было дальше вы и сами знаете, если следили за нашими тестами и новостями. Сегодня сложно найти AV-ресивер, где упомянутого «Атмоса» нет, формат уже снизошел до саундбаров, телевизоров и даже смартфонов. В онлайн-кинотеатрах число фильмов и сериалов с 3D-саундреком растет как на дрожжах.

noborder_3.jpg

В общем, я подвожу к тому, что время для масштабного апгрейда своей AV-системы уже наступило. Первый и самый простой шаг: замена старой панели на новый UHD-телевизор размером 55 — 65 дюймов. В плане звучания немного сложнее. Не проблема найти подходящий по цене AV-ресивер, поддерживающий 4К и конфигурации вроде 5.1.2, 5.1.4 или даже 7.1.4 под высотные каналы. Но что делать с акустикой?

Посмотрите на Chora 826-D – это, в сущности, такие же стильные и весьма музыкальные «башни», но с особой нишей в верхней панели, прикрытой пылезашитным грилем.

На новую систему можно перейти без компромиссов, установив в комнате потолочные системы, хотя к такому готовы далеко не все. Более быстрый, хотя тоже не всегда бюджетный вариант – поставить на имеющиеся колонки «атмос»-добавки, работающие на отражение от потолка. Однако мы уже не раз убеждались, что такое решение не всегда работает эффективно и приемлемо из соображений дизайна. Есть еще третий способ – оставить все как есть и понадеяться на «виртуальные» каналы. Но их даже полумерой не назовешь – 3D-эффект у таких штук часто получается нестабильным и невыразительным.

Возможно, лучший вариант на сегодня – замена имеющейся акустики на комплект, предназначенный специально для Atmos. Причем такая рокировка, как вы сейчас увидите, вовсе не вынуждает поступаться другими качествами – например, музыкальностью.

noborder_5.jpg

noborder_7.jpg    noborder_9.jpg    noborder_11.jpg

Осенью мы тестировали трехполосные напольники Focal из новейшей бюджетной серии Chora. Теперь посмотрите на Chora 826-D – это, в сущности, такие же стильные и весьма музыкальные «башни», но с особой нишей в верхней панели, прикрытой пылезашитным грилем. Под ним на специальном наклонном подиуме размещен 13-сантиметровый динамик с диффузором из того же передового термопластичного полимера Slatefiber (углекомпозит, но без привычной тканной структуры), из которого отформованы и мембраны основных головок. Разумеется, сигнальная цепь этой секции отделена от основных фильтров, а на задней панели АС под нее отводится отдельная клеммная колодка. Получается, стереопара как бы включает в себя еще две АС, поэтому не пугайтесь более высокого ценника на 826-D.

Широкополосное воспроизведение в Atmos-канале достигается не совсем типичной головкой. Вы не увидите в центре диффузора центрального колпачка – вместо него стоит инвертированный купол из алюминий-магниевого сплава, похожий на тот, что применяется в основной пищалке TNF. Но динамик при этом не коаксиальный – и диффузор, и купол имеют общую звуковую катушку. Так сделано потому, что в Atmos-канале, который несет в общем-то пространственную информацию, линейностью воспроизведения высоких частот можно пренебречь, а вот когерентность в работе излучателей должна быть идеальной – любое фазовое расхождение сильно осложняет для нашего слуха локализацию звуков.

noborder_13.jpg

Еще обратите внимание на то, что внутри ниши излучаемые волны дополнительно фокусируются в широкий направленный под углом луч при помощи акустической линзы (тонкими параллельными пластинами, расположенными перед головкой). А если вы посмотрите на верхний гриль с обратной стороны, то заметите, что с уклоном отлит и каркас! Даже такие мелочи, по мнению французских инженеров, не должны расширять дисперсию, в данном случае совершенно нежелательную. Как видите, компания Focal не стала повторять привычные решения для Atmos-колонок со всеми их недостатками, и фактически придумала новое решение, оформив его в фирменном изысканно-лаконичном стиле.

Обратите внимание на то, что внутри ниши излучаемые волны дополнительно фокусируются в широкий направленный под углом луч при помощи акустической линзы.

Возможно, точно такую же штуку им стоило сделать и для мониторов. Только представьте, как расширились бы варианты комплектации многоканально-высотной системы, будь в серии, скажем, и полочники Chora 806-D. Впрочем, проявить креативность в проекте домашнего театра можно с напольными Chora 826-D – если комната и средства позволяют, то такие АС можно поставить и на тыл, получив уже полноценную схему с четырьмя высотными каналами. Новая линейка вообще позволяет развернуться с размахом, ведь в ней также есть настенные Chora Surround и даже специальная стойка под голосовой Chora Center!

noborder_15.jpg

Центральный канал, который мы применим в тесте, тоже заслуживает отдельного упоминания. В нем – такие же солидные по размеру 16,5-сантиметровые драйверы, что и в основной паре АС, но работают они в закрытом объеме. При этом корпус громкоговорителя не слишком глубок, что позволяет использовать его на компактных TV-тумбах. А в комплекте еще идет и подставка, которая придает центру тот же характерный наклон, что и у напольных моделей.

Довершает нашу систему двухполосные Chora 806 на тылах. Сабвуфера в системе нет. Созданный специально для бюджетной серии SUB 600P на момент тестирования в России еще не было, но его присутствие и не требуется. Дело в том, что фронтальные «башни» и сами в состоянии взять почти всю LFE-полосу (по тестам 826 мы уже знаем, насколько высок басовый потенциал этих колонок). Кроме того, избавив себя от хлопот по настройке бас-машины, мы сможем сразу взяться за оценку 3D-звучания и сделать это точнее.

Еще на этапе прогона автокалибровкой Audyssey, встроенной в AV-ресивер Denon, мы обратили внимание на то, насколько похожи по тональному рисунку все колонки в серии Chora. Процесс, кстати, прошел без запинок. Автоматика точно выставила и все уровни, и все дистанции – ручных коррекций не пришлось вносить вообще, а внимания потребовал лишь параметр «высота до потолка», который задается пользователем.

noborder_17.jpg    noborder_19.jpg

noborder_21.jpg    noborder_23.jpg

noborder_25.jpg    noborder_27.jpg

При желании можно использовать и более тонкую избирательную коррекцию при помощи приложения Audyssey. Результаты до и после коррекции наглядно отображаются на дисплее смартфона. Также можно внести поправки в целевую кривую для каждого канала, или наоборот – выделить ту часть диапазона, которая вообще система не должна трогать (кстати, именно такой подход обещает самое «хай-файное» звучание от Chora – сама акустика достаточно линейна, а управа требуется только на частокол комнатных резонансов).

На всех демонстрационных программах эффекты Atmos воспроизводились так, будто в комнате была размещена именно потолочная акустика.

Хотя Audyssey выставила ограничение в 40 Гц для фронтов, заданных в системе как Large (видимо, чтобы не перегрузить их «тяжелыми» эффектами, которые должны были идти на сабвуфер), уже первое включение показало отличные результаты. На всех демонстрационных программах эффекты Atmos воспроизводились так, будто в комнате была размещена именно потолочная акустика, а не та, что работает на отражение. Больше всего удивило, что сформировавшийся всего двумя звуковыми «спотами» эффект над диваном был хорошо заполнен и в передней части полусферы, и в тыльной. Конечно, были и отличия. Акустика не смогла «нарисовать» на потолке такой четкий паттерн из виртуальных объектов, как с реальным колонками на потолке. Но вектор и скорость перемещения всего, что порхало над головой, передавалось вполне верно. А еще казалось, что звуки исходит не с уровня потолка, а с еще более высокого, поэтому иллюзия 3D была выражена очень сильно.

noborder_31.jpg

noborder_31.jpg    noborder_33.jpg    noborder_35.jpg

Но вернемся к основе. Считается, что передняя пара в сочетании с центральным каналом и LFE несут всю ответственность за качество подачи саундтрека и комфортность его восприятия. Даже небольшие отклонения в тональной картине, нестыковки в полосах, какие-либо потери в динамике и прочие технические огрехи настройки делают звук кашеобразным и «отрывают» сцену от экрана. Так вот, в нашем сетапе с Focal Chora не было даже признаков такой проблемы. В основной полосе всегда царила ясность, не было отвалившихся от картинки «голосов» и прочих дефектов (вроде гундосых нот, выделенных сибилянтов, бесформенного баса). Центральный канал настолько хорошо вписался во фронтальное «измерение», что ощущение чистоты и глубины планов при проигрывании многоканальных музыкальных программ только подчеркивалось. А в стереофонии на треках аудиофильского качества система выглядела порой еще убедительнее, чем в театральной роли, хотя тут надо сделать поправку на отсутствующий саб и на ограничение в 40 Гц.

В финале – про воспроизведение в разных форматах. Тот же Dolby Atmos на посредственной акустике нередко воспроизводится сухо, с выхолощенными тембрами. Здесь же ничего «антимузыкального» заметить не удалось – все фрагменты прозвучали живо, без техницизма и без окраски. Спорное впечатление оставили как раз программы DTS:X. Некоторые саундтреки к фильмам показали потрясающую динамику и выразительное 3D в звуке, но часть проигралась нарочито «двухмерно».

noborder_37.jpg

noborder_39.jpg    noborder_41.jpg    noborder_43.jpg

Конечно, чтобы судить объективно о плюсах того или иного формата, как и о качестве сведения «второго этажа» звука в фильме, системы, собранной по схеме 5.0.2, попросту недостаточно. Вот почему всем требовательным киноманам стоит раскошелиться еще как минимум на пару высотных спикеров в заднюю полусферу, чтобы не столкнуться с теми же странностями.

А в стереофонии на треках аудиофильского качества система выглядела порой еще убедительнее, чем в театральной роли.

Совсем иное дело – изначально «плоские», зато сулящие максимальное качество Dolby TrueHD и DTS Master. Вот где французская акустика даже в ограниченной системной конфигурации показала чудеса разборчивости и информативности: звуковое поле заполнилось мельчайшими деталями, живой атмосферой и будто вообще вышло за пределы помещения. Воспроизведение можно сделать еще чище и динамичнее, если переключить тракт ресивера в режим Direct. Или добавить в него третье измерение, активировав DTS Neural:X. Причем даже с этой «примочкой» не возникло неприятного эффекта скомканного и раздутого по всем направлениям звука, что часто отмечался в других системах на симуляции 3D. А это значит, что мы наконец-то имеем дело с акустикой, которая трехмерный звук воспроизводит как надо, а не как получится. Другие объяснения найти трудно.

СИСТЕМА

  • BD-проигрыватель Denon DBT-3313UD

  • NAS-хранилище Synology DS 115

  • AV-ресивер Denon AVR-X3600H

  • Кабели

  •   цифровые InAkustik HDMI Premium и InAkustik LAN CAT6

  •   акустические InAkustik Referenz LS-1203 и InAkustik Star 2×2,5

  •   силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6

Focal Chora 826-D

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

www.focal.com/ru

Конфигурация: 5 излучателей, 1 и 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 48 — 28 000 Гц (+/-3 дБ) и 100 — 20 000 Гц (Atmos-секция)  || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 39 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/2,9 Ом и 6 Ом || Частоты раздела полос: 270 и 2700 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 250 Вт|| Габариты: 303 х 1053 х 388 мм || Масса: 27 кг

Focal Chora Center

Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: закрытое || Диапазон воспроизводимых частот: 59 — 28 000 Гц (+/-3 дБ) || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 51 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3,8 Ом || Частоты раздела полос: 2100 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 200 Вт || Габариты Ш х В х Г: 620 х 320 х 390 мм || Масса.: 10,7 кг


Источник: salonav.com

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша