Многоканальный AV усилитель Primare SPA 22

Многоканальный AV усилитель PRIMARE SPA 22
Обычно, говоря о Primare Systems, используют определение «скандинавский», что объясняется, с одной стороны, тем, что компания возникла в 1985 году в Дании, а спустя одиннадцать лет была перебазирована в Швецию, а с другой — что к созданию аппаратуры приложили руку такие известные в аудиомире люди, как Бо Кристенсен, Майк Бладелиус, Бент Нильсон и Ларс Педерсон
Предлагая аппаратуру для создания домашнего кинотеатра, большинство производителей делают ставку на AV-ресиверы. Но часто ли вы слушаете аналоговое радио вне кухни или автомашины, или встроенного FM-приемника МРЗ-плейера или сотового телефона? Если у вас есть потребность в живом эфире, то в производственной программе Primare присутствует соответствующий тюнер Т23, который может принимать также и цифровое вещание в формате DAB, что для России, однако пока проблематично. Так что AV-усилитель представляется более практичным и гибким решением, которого компания придерживается уже давно.
Новый аппарат выдержан в классическом для изделий Primare сдержанном скандинавском дизайне с минимальным количеством органов управления на передней панели, которые к тому же можно заблокировать командой с пульта ДУ. В этом случае все управление возлагается на последний. Усилитель может стать центром достаточно разветвленной системы, поскольку допускает подключение до пятнадцати звуковых источников (шесть цифровых и девять аналоговых, из которых восемь — двухканальные, а один — многоканальный, обозначенный EXTERNAL 7.1, который принимает от пяти до восьми каналов). Каждому звуковому входу может быть поставлен в пару один из тринадцати видеовходов. Вообще-то, у SPA22 цифровых входов звука девять, но три — универсальные входы HDMI.
В усилителе реализованы два необычных для аппаратов такого класса технических решения. Во-первых, предусмотрен конструктивный апгрейд (возможна, как в системном блоке компьютера, физическая замена всех модулей на более современные по мере их появления), что гарантирует усилителю долгую жизнь. Пару модулей можно заменить со стороны задней стенки: идея, правда, не нова, ибо впервые была использована еще в 70-х, но реализация крайне удобна. Первый пример уже налицо. Изначальная версия усилителя, несмотря на наличие цифровых входов HDMI, не позволяет декодировать звуковое сопровождение в HD-форматах (Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio), а понимает только многоканальный РСМ, но начиная с сентября уже доступен апгрейд, при котором необходимо заменить один модуль (цена вопроса — увеличение стоимости приблизительно на одну шестую). Отметим также, что в новом усилителе вся обработка видеосигналов осуществляется в цифровом виде (для аналого-цифрового преобразования используется 10-разрядный АЦП TVP5146 от Texas Instruments), тогда как у предшественника была возможна только коммутация компонентных видеосигналов и аналоговое преобразование S-video в компонентный. Во-вторых, это первый AV-усилитель Primare, в котором усилители мощности работают в классе D, и который питается от импульсного источника питания. Справедливости ради стоить отметить, что импульсные усилители уже использовались Primare ранее, например, в таких моделях, как CD-ресивер CDI 10. Однако в SPA22 используется новая оригинальная версия на UFPD — сверхбыстрых мощных транзисторах (по паре в каждом канале). У дешевых цифровых усилителей резко возрастают искажения при увеличении частоты: часто более чем в 100 раз и более по сравнению со значением на 1 кГц для частот 7-9 кГц и выше. Это выражается, например, в том, что женский вокал звучит грубо и металлически, а ударные больше похожи на бьющееся стекло. У реализованной Primare схемы подобных недостатков нет. Благодаря использованию UFPD выходной каскад AV-усилителя Primare не чувствителен к нагрузке и обеспечивает постоянное усиление и минимальные искажения во всей полосе, а потому способен работать с любым громкоговорителем.
В качестве бонуса, который возникает вследствие использования импульсного блока питания и выходных усилителей, можно рассматривать и уменьшение массы усилителя почти вдвое по сравнению с предыдущей моделью SPA21. Внутри у задней стенки усилителя в три яруса располагаются платы, идентичные используемым в AV-процессоре SP32, а в середине — плата выходных усилителей импульсного источника питания. При одинаковых габаритах разница в массе составляет всего 3 кг. Выходы от платы усилителей через фильтры, помещенные в экран, подключаются к клеммам. Поскольку они располагаются в нижнем ряду, то использованы клеммы со специальными защитными колпачками, допускающими подключение кабеля только снизу.
Индикация осуществляется матричным дисплеем, форма которого уже давно является одним из фирменных признаков аппаратуры Primare. При выборе входа появляется его название (во всю высоту дисплея четырнадцать точек), а затем в две строки (по семь точек) индицируется текущее состояние усилителя: вход, уровень громкости, выбранный режим работы и т.д. Система вложенных меню, по которой только и можно произвести настройку, достаточно традиционная как по структуре, так и по отображению. Это вызвано использованием стандартного генератора OSD LC74763 от Sanyo. Система меню позволяет выбрать число каналов, и для каждого канала индивидуально частотную характеристику каждого, уровень громкости, межканальный баланс и задержку, величину которой при регулировке можно индицировать в миллисекундах, метрах или в футах. Заметим, что даже при отключенном сабфувере нижняя граничная частота всех других каналов не может быть ниже 40 Гц.
Работу в театральном варианте мы оценивали только со встроенными усилителями, т.е. в конфигурации 5.1. Звуковая картина получилась объемная и очень цельная, как на динамичных фрагментах, так и камерных с хорошей локализацией диалогов. Особый интерес у нас вызвал встроенный ЦАП (см.техкомментарий), и поэтому при прослушивании CD мы подключили источник по цифровому, а не по аналоговому входу. Звучание оказалось значительно чище и музыкальней и, как заметили коллеги, интересней, чем с собственным ЦАП'ом нашего не самого дешевого проигрывателя.
Частотная характеристика усилителя оказалась достаточно ровной и протяженной: спад на 0,5 дБ наступил только при 45 кГц. При этом нелинейные искажения, находясь на уровне 0,05% для низких и средних частот, возросли на высоких только до 0,11%. Выходная мощность во всем диапазоне оказалась даже больше заявленной более чем на 20%. Оригинальная схема позволила получить у усилителя с цифровых выходом достаточно большой коэффициент демпфирования: почти 100. Декодер продемонстрировал прекрасное разделение каналов для всех цифровых форматов: во всех случаях, как и для аналогового многоканального входа, разделение больше 70 дБ. Очень порадовал встроенный ЦАП. Такого чистого и гладкого спектра на аналоговом выходе мы не наблюдали давно. Даже у многих дорогих проигрывателей, которые проходили через нашу лабораторию, интермодуляционные помехи часто были значительно больше. Прослушивание полностью оправдало наши ожидания в этой части.
У задней панели усилителя расположилась этажерка плат (сверху вниз):
цифровое видео, аналоговое видео и аналоговый звук.
Цифровой звук находится на вертикальной плате (на фото справа).
Перед ними — плата цифровых усилителей мощности и импульсного источника питания
Алексей Грудинин журнал «Стерео» сентябрь 2009
Наша афиша | Вся афиша
Акустические системы Wharfedale EVO5.4: High End по цене доступного Hi-Fi
Британская компания Wharfedale могла бы проводить общемировые мастер-классы на тему «Как создавать продукты-бестселлеры». В течение десятилетий бренд предлагает рынку акустические системы, получающие самый горячий прием аудиофилов и специалистов.
15.09.2025

Слушать подано! Готовим системы для звуковых гурманов
Построение аудиосистемы высокого качественного уровня сродни кулинарному искусству. В обоих случаях результат зависит от верного подбора и сочетания ингредиентов. Как разные кулинарные специи не рождают сложного вкуса сами по себе, так и усилитель,...
14.09.2025

Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Наша афиша | Вся афиша
Акустические системы Wharfedale EVO5.4: High End по цене доступного Hi-Fi
Британская компания Wharfedale могла бы проводить общемировые мастер-классы на тему «Как создавать продукты-бестселлеры». В течение десятилетий бренд предлагает рынку акустические системы, получающие самый горячий прием аудиофилов и специалистов.
15.09.2025

Слушать подано! Готовим системы для звуковых гурманов
Построение аудиосистемы высокого качественного уровня сродни кулинарному искусству. В обоих случаях результат зависит от верного подбора и сочетания ингредиентов. Как разные кулинарные специи не рождают сложного вкуса сами по себе, так и усилитель,...
14.09.2025

Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Акустические системы Wharfedale Super Linton
Эти системы усовершенствованная версия трёхполосных Linton 85 Anniversary, выпущенных в 2019 году, и она также разработана известным специалистом Питером Комо. Хотя обе модели выполнены в классическом дизайне 70-х и внешне очень похожи, отличий у...
31.01.2025

Тест полочников Leak Sandwich 250: обманчиво винтажная внешность
Времена, когда любителя качественного звука можно было удивить ретро-акустикой, давно прошли. Теперь буквально каждый бренд, чья история уходит в прошлый век, занимается возрождением классических моделей с той или иной степенью аутентичности. И,...
21.01.2025

Усилители Quad: предварительный 33 и оконечный 303
Через 57 лет после выхода своих самых популярных моделей британский бренд выпускает их обновлённые реплики. Благодаря уникальному дизайну, сочетающему неповторимый облик прототипов 70-х (которые даже были представлены в нью-йоркском Музее...
05.12.2024

Акустические системы Tannoy Super Gold Monitor 15
Большие студийные мониторы из аналоговой эпохи звукозаписи до сих пор приводят многих меломанов в восхищение. За некоторыми уцелевшими раритетами на рынке винтажа идет настоящая охота. Но есть другой путь, и он перед вами — вы получаете новенькие...
30.11.2024

Проигрыватель винила Transrotor Bellini TMD
Очень интересная вещь у нас на испытании — 24-килограммовый проигрыватель с фирменным магнитным приводом Transrotor Magnetic Drive. Это классическая конструкция, выполненная из акрила и алюминия с выносным двигателем и проводным блоком управления.
24.11.2024

Тест проигрывателя Transrotor Max Nero: равномерное упрощение
У Transrotor каталог построен интересным образом: даже младшая модель, Max, выглядит достаточно космически, в то время как собранная в более традиционном для большей части мира форм-факторе Strato, недавно побывавшая у нас на тесте, находится...
30.10.2024
