BRODMANN30
Итак, создатель колонок Brodmann – музыкант, звукоинженер, акустик и разработчик Ханс Дойч. Имя его хорошо известно во всем мире, и уж тем более в Австрии и родном Зальцбурге.
Первое, музыкальное, образование он получил в знаменитом Моцартеуме (Зальцбург, Австрия) по классам скрипки и вокала. Но помимо музыки Дойч с детства испытывал сильную тягу к технике, и поэтому решил продолжить свое образование. Его неукротимой энергии хватило на обучение в четырех технических университетах, в том числе в Брауншвейге и Аахене. Добавив к музыкальному образованию техническое, Дойч, как и следовало ожидать, стал звукоинженером, и весьма востребованным: он записывал многих мэтров, выступавших в зальцбургском Фестиваль-Холле, включая Леонарда Бернстайна, Джона Итона и других. А главным дирижером зальцбургского оркестра в это время был сам маэстро Герберт фон Караян, который работал вместе с Хансом Дойчем целых три года. Фон Караян по достоинству оценил профессионализм Дойча и стал первым ценителем результатов попутного увлечения Дойча, а именно акустических систем, конструированием которых Ханс не на шутку увлекся в то время.
Фактически фон Караян и благословил Дойча на этом поприще, которое впоследствии стало для него основным, хотя Дойч оставил свой след и в озвучивании и акустическом оформлении концертных и конференц-залов. В качестве примера можно привести знаменитый Гаштайн Конгресс-центр, хотя это и не единственный объект, к которому Ханс Дойч приложил руку. В том же Фестиваль-Холле Зальцбурга также был установлен комплект акустики Ханса Дойча – колонки VC7 серии Vienna Classic.
В 70-х годах акустические системы Hans Deutsch были очень популярны благодаря их яркому, сочному и натуралистичному звучанию, достигнутому нетривиальным инженерными решениями Ханса. Многие модели вошли в историю аудио и до сих пор украшают частные коллекции и системы.
Однако таланты музыканта, инженера и коммерсанта редко уживаются вместе. Хансу Дойчу не хватило именно третьего, его творческая натура никогда не вписывалась в скучные рамки бухгалтерии. И по этой причине права на бренд Hans Deutsch в 80-х годах пришлось продать стороннему производителю, а Дойч занялся разработками акустики для ряда европейских фирм, не афишируясь при этом, как это обычно бывает. Кстати, с тех пор колонки Hans Deutsch по-прежнему выпускаются и ценятся на рынке АС.
Прошло время, и история творчества Дойча получила новое развитие, на сей раз связанное с производством пианино и роялей. Инструменты австрийской рояльной фабрики Bosendorfer, основанной в 1828 году в Вене, уже в 19-м веке пользовались заслуженной славой. В 20-м же, как это часто бывает, эта фабрика была с потрохами продана американцам. Но на заре 21 века австрийцы всполошились: почему национальное достояние, гордость Австрии должно находиться под юрисдикцией янки?! И решили выкупить этот бренд назад. Что им и удалось, но с условием определенных ограничений объемов производства роялей. Стали искать способы наладить какое-нибудь попутное производство, чтобы нарастить обороты. А что ближе всего к роялям по технологическим критериям? Конечно, колонки! И тут Ханс Дойч, истинный австриец и известный разработчик акустики с кучей плодотворных идей, снова пришелся как нельзя кстати.
Однако не только с точки зрения технологий, но и идеологически колонки Ханса Дойча идеально вписались в рояльное производство: во-первых, сам он музыкант и прекрасный эксперт по звуку с огромным опытом студийной работы, а, во-вторых, свои колонки он создавал по тем же принципам, которые лежат в основе акустических инструментов, включая рояль. А именно – резонансы, которые обычно давят, добиваясь ровной частотной характеристики колонок, и благодаря которым инструменты звучат своими неповторимыми голосами, как считает Дойч, следует не убивать, а приручать: где-то ограничивать, а где-то давать им полную свободу, и тогда музыка из колонок будет звучать свободно и естественно. И добиваться ровной отдачи колонок нужно также по возможности акустическими методами: формой корпусов, их внутренней структурой, определенной направленностью излучателей – практически так же, как в музыкальных инструментах, в которых резонансы не имеют выраженного характера на каких-то определенных частотах, а формируют практически ровную частотную характеристику благодаря особой форме корпуса (читай – резонатора), будь то скрипка, контрабас или тот же рояль.
Таким образом, в основу АС Bosendorfer легли патентованные технологии активной акустической панели и рупорного резонатора авторства Ханса Дойча.
Но через некоторое время бренд Bosendorfer, под именем которого было создано несколько великолепных моделей акустики, был продан японскому концерну Yamaha. Точнее, японцы купили рояльное производство, колонки же остались в Австрии, правда, пришлось изменить название. Так появился Brodmann. Джозефф Бродманн был учителем легендарного производителя австрийских роялей Игнация Бозендорфера, основателя Дома Бозендорфер.
Ныне АС Brodmann выпускаются в том же форм-факторе, что и известные модели Bosendorfer прошлых лет. Под брендовым именем Brodmann появилась новая, флагманская, серия крупной акустики Joseph Brodmann, в которой идеи Ханса Дойча нашли наиболее бескомпромиссное воплощение.
Секреты корпусных технологий рояльного производства теперь используются и при изготовлении колонок: готовые корпуса покрываются слоем защитного герметизирующего лака, затем наносится восемь слоев полиэфирного рояльного лака. На заключительном этапе отделки поверхность АС полируется до глянцевой поверхности.
Натуральный звук немыслим без резонансов.
Звучание натуральных, неэлектронных, инструментов основано на резонансах. Для того, чтобы акустические системы могли правильно передать звук, они должны сохранить гармоническую структуру резонансов. Музыкальный инструмент является активным резонатором, создающим особый оттенок тембра. Акустические системы должны быть пассивным резонатором, чтобы правильно передать тембр музыкального инструмента. Динамики акустической системы играют роль лишь возбудителя резонансов, как струны скрипки, рояля ил гитары. Для передачи низких частот динамик должен быть установлен на панели с достаточно больной поверхностью, которая играет роль пассивного резонатора. На натуральность звучания безусловно, влияют также акустико-механические свойства возбудителей и резонаторов, то есть жесткость, гибкость, удельный вес и другие параметры диффузоров динамиков и панелей корпуса.
В акустических системах Brodmann сочетаются нерезонирующий корпус самой АС и резонирующие звуковые деки, что дает гармоничную структуру звучания без призвуков.
Статьи по бренду | Все статьи
Акустика Brodmann JB155 и компоненты Jadis
Владелец этого комплекта поставил себе цель красиво озвучить 100-метровый зал с высоченными потолками на третьем этаже загородного дома. Красиво – значит, презентабельно внешне и достойно с музыкальной точки зрения, чтобы техника радовала и глаз, и ухо. Поэтому вариант с монструозными транзисторными моноблоками и вычурными рупорами не рассматривался.
Технологии акустических систем Brodmann
В акустические системы австрийской фирмы Brodmann заложены необычные идеи, аппаратура обладает непривычным внешним видом, неожиданным звучанием. Из-за недостатка информации, любители музыки не в состоянии оценить сложность поставленных задач и необычную красоту применяемых решений. Стараясь навести порядок в используемых идеях и технологиях, я написал статью, которая, ответит на наиболее актуальные вопросы о конструкции акустических систем Brodmann.