Наши бренды

01.12.2023

ЦАП MSB Premier DAC с внешним процессором Digital Director

Мы вторгаемся в область, где важна каждая мелочь. Этот материал дался нам нелегко, как на стадии прослушивания, так и в процессе измерений. Но мы в Alpha Audio любим преодолевать трудности, и поэтому решили протестировать ЦАП MSB Premier DAC вместе с внешним цифровым процессором Digital Director. Что это за звери? Не беспоойтесь, сейчас мы обо всем расскажем.



MSB Technology – американский производитель высококачественных цифро-аналоговых преобразователей и усилителей. Компания, возглавляемая Джонатаном и Дэниелом Галлманами, базируется в Кремниевой долине Калифорнии и занимается разработкой и производством высококачественного аудио уже более 25 лет.

Модульный подход

Это первое, на что мы сразу обратили внимание в конструкции ЦАП'ов – на полностью модульную архитектуру. Именно она позволяет без труда самостоятельно выбирать состав входов, что очень практично, поскольку далеко не всегда система остается неизменной на всю жизнь. Предположим, вы собираете систему и хотите начать с потокового аудио. С ЦАП'ом MSB это очень просто: достаточно вставить Ethernet-модуль в пустой слот. Прекрасно!




Кроме того, процесс апргейдов организован очень рационально. Меняя один модуль на другой, вы платите только разницу в их стоимости. Старый ЦАП также можно вернуть, поэтому хлопоты с его продажей вам не светят. Нечасто мы встречаемся с таким сервисом в стиле трейд-ин.

Собственные разработки

Очень немногие производители цифрового аудио используют свои собственные матрицы. И этому есть объяснение: слишком сложная тема. Компании, которые решились пойти по этому пути, можно перечесть по пальцам: это dCS, Sonnet, Grimm, Mola Mola и... MSB. 

Но не будем слишком вдаваться в подробности. Проще говоря, это, как MSB пишет своих пиар-материалах, их «Мультибитный ЦАП на основе резистивной матрицы R-2R», который работает не совсем так, как подобные матрицы в стандартных чипах. Главное отличие в том, что биты в них наполовину загружаются изначально (что соответствует нулевому уровню аналогового сигнала), а затем величины отсчетов просто корректируются до нужного уровня. Согласно MSB, это работает лучше, поскольку именно вблизи нулевой точки, где восприятие звуковых колебаний на слух наиболее критично, требуются относительно небольшие корректировки. В итоге получается меньше ошибок при в процессе цифро-аналогового преобразования, а ведь точность восстановления аналогового сигнала напрямую зависит от суммы величин всех погрешностей резистивной матрицы.



Но сегодня в Рим ведет на она, а множество дорог, и резистивная матрица – это лишь одно звено всей цепи. В процессе длительной переписки с Джонатаном мы узнали, что у MSB есть много собственных разработок, включая фемто-генераторы, оригинальные алгоритмы цифровой обработки и, конечно, цифровая фильтрация. Как в «Директоре», так и в самом ЦАП'е MSB использует особые фильтры, о которых они, к сожалению, не очень любят рассказывать во всех подробностях. При этом именно на стадии предварительной цифровой обработки во многом реализуется та «магия», которая определяет высокое качество звучания ЦАП'ов MSB.

Директор

Несомненно, этот небольшой чудесный ящичек избавляет нас от шумов и внешних помех, к которым весьма чувствительны ЦАП'ы и стримеры. Понижение общего уровня шумов способствует значительному улучшению качества воспроизведения звука в целом.

Компания MSB разработала Digital Director именно с целью изолировать ЦАП от внешней грязи, которая поступает в тракт извне. Это дополнительный компонент, к которому подключаются все внешние источники. К ЦАП'у Digital Director подключается по двум каналам: по каналу передачи данных и каналу синхронизации, и оба они оптические.




Соединив Директор с ЦАП'ом Premier DAC, мы сразу поймем, что последний находится в полном подчинении Директора. Все входы распознаются автоматически без каких-либо настроек.

Кстати, цифровую фильтрацию в Директоре вы можете включать и выключать по желанию, и разница хорошо заметна на слух. Можете выбрать тот или иной режим на свой вкус. Также предусмотрен видеорежим, оптимальный для звукового сопровождения кино. Внутренняя латентность (задержка сигнала) при этом может изменяться от 260 мс (что было зафиксировано в процессе измерений) до незаметных 6 мс. 

Мы испытали MSB Premier с Директором в нашей образцовой системе, однако к процессу испытаний привлекался также усилитель мощности MSB S202.

Состав системы:

  • Акустические системы TAD Evolution 2
  • Предварительный усилитель Pass Labs XP-12
  • Усилитель мощности MSB 202
  • Цифро-аналоговый усилитель Sonnet Pasithea
  • Тактовый генератор Mutec MC3
  • Компьютер Alpha Audio PC с Jcat USB и картами Ethernet
  • Блок питания для карт JCat Pura Audio Dodo PSU (5V)
  • Кабели Grimm TPM
  • Сетевые фильтры Isotek Titan / Aquarius
  • Сетевые кабели YETI
  • Акустические кабели Van den Hul Nova, Driade Flow Reference 808


Звук MSB Technology

Итак, как звучит MSB Premier DAC с процессором Director? Начнем с того, что по звуку MSB очень отличается от Sonnet Pasithea! И это неудивительно, поскольку MSB реализует абсолютно иной подход. В то время как Sonnet не использует фильтры, MSB уделяет значительное внимание цифровой обработке. И дело не в том, кто из них прав. В конце концов, существует огромное количество дорог, ведущих в Рим. Важно то, что звук MSB имеет ярко выраженный индивидуальный звуковой почерк.

Остальная часть системы

Частично испытания MSB производились с предусилителем Pass Labs XP-12. Но, если честно, без него тракте звучал лучше. И то же самое можно сказать и о ЦАП'е Pasithea. Но, поскольку для испытаний нам нужны были еще и аналоговые источники, мы не могли обойтись без приличного предварительного усилителя.




Видимо, MSB (как и Sonnet) – это настолько высокий уровень, что лишнее звено в цепи, даже если это Pass Labs, только мешает. Странно, но факт. Будем иметь это в виду.

Без XP-12 в тракте звуковая панорама приобретает дополнительную масштабность, а в тихих фрагментах MSB выдает больше информации. Мелкие детали не маскируются. Тишина в паузах почти осязаема. Можно ли услышать разницу в звучании двух компонентов на уровне -155 или -165 дБ? Автор не осмеливается дать однозначный ответ на этот вопрос. Но если говорить о прямом сравнении Sonnet и MSB, то компоненты MSB все же выдают немного больше подробностей. Кажется, что соло-гитарист окружен эфиром тишины. И ощущение этого эфира производит достаточно яркое впечатление.

Разные режимы

Но это еще не все. На самом деле, есть несколько вариантов настройки, включая в том числе и видеорежим (Video), в котором при небольшой задержке цифровой поток подвергается несущественной обработке, а также режим Director. Измерения показали, что «звон» до и после пика импульсной характеристики в видеорежиме становится меньше, а фазовая характеристика также отличается от таковой в нормальном режиме. И это очень заметно на слух как в плане характера звука, так и ощущения ритма.

В видеорежиме система звучит несколько жестче, чем в нормальном, но при этом ритм и локализация, по мнению автора, становятся более четкими. Конечно, каждый может выбрать себе режим, который лучше отвечает его индивидуальным предпочтениям.

В двух словах роль «директора» определяется производителем как гальваническая развязка ЦАП'а (с цифровой обработкой и фильтрацией). Фильтрацию можно, впрочем, и обойти. И снова разница здесь хорошо слышна. Фильтрация придает звучанию особую плавность, что воспринимается положительно. В режиме же Video Директор в нашей системе блестяще показал свою значимость: атака звука и чувство ритма становятся ярче притом, что в целом музыка приобретает дополнительную непрерывность и текучесть.

Тем не менее, наверняка очень многие слушатели предпочтут нормальный режим, поскольку он звучит слегка более «отполировано» и легче ложится на слух, чем режим Video. Некоторые сочтут режим Video резковатым в средние диапазоне. Вопрос: какой из них ближе к реальности? Если отталкиваться от измерений, режим Video «правильнее». И в довольно значительной степени.

А что в итоге?

Вынести окончательный вердикт звучанию MSB Premier DAC с процессором Director очень непросто. Но мы все же попытаемся. В обычном режиме этот комплект прекрасен, он вызывает ощущение теплоты и плавности. Самая разная музыка в нем воспроизводится очень благозвучно, и при этом без потерь по разрешению.

Режим же Video полностью раскрывает возможности нашего ЦАП'а по ритмике и контрастам. Середина и верхние частоты становятся более энергичными. Тут, как обычно, кому что больше нравится. К счастью, режим этот можно активировать или выключать.

А еще Director делает фон музыки более темным и тихим. И это неудивительно с учетом высокого разрешения MSB и очень низкого уровня шумов системы в целом. Измерения легко регистрируют любые возмущения сигнала, которые могут восприниматься на слух. Компоненты MSB – это устройства, специально созданные для гарантированно полноценного декодирования цифрового аудио и добросовестно выполняющие эту задачу, тем самым даря душевное спокойствие самым непоседливым аудиофилам.

Нельзя сказать, что при наличии Директора мы просто слышим больше звуков или музыки. Скорее, мы получаем возможность более легкого усвоения музыкального материала. И, осмелюсь утверждать, демонстрация работы фильтра путем его последовательного включения и выключения достаточно убедительна.

Результаты измерений

Измерения ЦАП'а MSB Premier производились с процессором Director. В основном они выполнялись с помощью комплекса Prism dScope III. Мы также оценивали форму импульсов на экране осциллографа. Современный комплекс dScope III обладет сумасшедшими возможностями, но и они имеют свой предел. И, к сожалению, в процессе измерения линейности мы в этот предел и уперлись.

Возможно ли сделать шумовой пьедестал еще ниже? Уровень -165 дБ и так уже очень невысок... Возможно, MSB удастся еще опуститься по шумам, пока мы этого не знаем. Но, испытывая эту парочку, мы порой задумывались, почесывая затылки – а вдруг действительно смогут?..

Мы хотели протестировать задающий генератор внутри аппаратов, но это оказалось сложной задачей. MSB использует дифференциальное включение генератора. Пытались применить балансный щуп, но он оказался недостаточно качественным для измерений такого рода (поскольку предназначался для усилителей). По этой причине нам пришлось отказаться от попытки верифицировать утверждение MSB о фемтосекундном джиттере генератора. Зато нам удалось измерить многие другие важные показатели.

Цифровой фильтр
Частотный диапазон
Импульсная характеристика
Фазовая характеристика 
Шумы и помехи 

MSB_Noise_Gr_1 MSB_Noise_Gr_2 MSB_Noise_Gr_3 MSB_Noise_Gr_4 MSB_Noise_Gr_5

Джиттер – Нелинейные искажения – Динамический диапазон

MSB_Jitter_Gr_1 MSB_Jitter_Gr_2 MSB_Jitter_Gr_3 MSB_Jitter_Gr_4 MSB_Jitter_Gr_5


Небольшое уточнение. Начнем с того, что братья Галлманы из MSB ознакомились с результатами всех наших измерений и на некоторые из них дали свои комментарии. Изделия MSB не так просто измерять. Тут важно учитывать все, каждую мелочь...

Первым открытием стал беспрецедентно низкий шумовой пьедестал компонентов MSB. Он оказался на целых 10 дБ ниже, чем у ЦАП'а Pasithea! Настоящее достижение! Мы предполагаем, что вся грязь ниже 100 Гц идет от кабелей. Это подтверждается тем, что такая же картина наблюдалась и с ЦАП'ом Pasithea, обладавшем тоже весьма малыми шумами порядка -155 дБ.

Характерно, что благодаря низкому уровню шумов мы смогли увидеть след от частоты генератора 48 кГц в процессе измерений. Подчеркнем, что этот пик был по уровню -130 дБ.

Изучая работу фильтра, мы увидели на экране полноценную прямоугольную характеристику фильтра в нормальном режиме. В режиме кинотеатра она выглядела слегка по-иному, но тоже с очень крутым спадом. И это нашло свое отражение в импульсной характеристике со слегка менее выраженным «звоном». Таким образом, присутствие процессора Director действительно вносило определенные изменения в характеристики цифрового тракта.

Теперь о фазовой характеристике ЦАП'а. Она также различна в режимах Video и обычном. Отклонения фазы в обычном режиме укладывались в диапазон между 3 и 6 градусами, и это очень хороший результат. Значит, цифровая обработка на самом деле дает положительный результат. И это, конечно же, слышно. Надо понимать, что фаза сильно влияет на восприятие – вспомним хотя бы об отражениях от стен помещения, расстановке колонок и пр., не говоря уже об акустики студии звукозаписи. Так что на этом этапе вряд ли можно делать далеко идущие выводы об итоговом качестве звучания системы, отталкиваясь только лишь от хорошей фазовой характеристики электрического тракта. Мы измеряли фазу просто потому, что это дает интересную информацию о фильтрах и эффектах, достигаемых с помощью DSP-процессоров.

J-тест – который дает очень нестабильные результаты, но может дать более или менее достоверное представление – показал уровень джиттера порядка 3.5 – 4 пс. Очень хорошо для J-теста, но, как уже упоминалось выше, этот тест не дает стабильных результатов. Единственный по-настоящему надежные измерения джиттера возможны с помощью специального прибора наподобие нашего Wavecrest, и только непосредственно на тактовом генераторе либо на выходе синхронизации BNC / SMA. К сожалению, у нас нет подходящего балансного щупа соответствующего уровня, иначе мы бы обязательно провели такое измерение.

Наконец, о динамике и разделении каналов. Эти показатели предельно высоки, что не удивительно, учитывая сверхнизкий шумовой пьедестал и продуманную конструкцию аппарата. Процессор Director, как было задумано, должен привносить живость в звучание и дополнительную развязку между цифровыми входами и ЦАП'ом. Его присутствие в системе легко определяется на слух. И измерения подтверждают небольшой дополнительный выигрыш по шумам при наличии Директора, особенно по краям звукового спектра. Без Директора мы можем видеть выброс на частоте 48 кГц (который соответствует частоте wordclock). При наличии же Директора он исчезает.

На пределе возможностей измерительного оборудования

Похоже, мы достигли предела возможностей Prism dScope III при испытаниях ЦАП'а MSB. Уровень шума -165 дБ – беспрецедентно хороший результат. Он говорит о том, что инженеры MSB по-настоящему знают свое дело и проявляют должное внимание к любым деталям. Немногие производители могут потягаться с MSB в этом отношении. И ведь «над» ЦАП'ом Premier стоят еще две модели... Честно говоря, мы пока даже не осмеливаемся на них замахнуться...

Заключение

Как это бывает – тестировать подобные хайэнд-изделия и рассказывать о них? Если честно, все это очень непросто. Сама по себе процедура измерений – практически подвиг. В ходе измерений возникало множество вопросов, на которые инженеры MSB любезно отвечали, обогащая наш опыт. Прослушивание также стоило нам больших усилий и оказалось более длительным, чем мы планировали, в связи с наличием опций, которые необходимо было испробовать: с директором в тракте и без, с фильтрацией и без нее. Неожиданно режим Video раскрыл перед нами много интересного в звучании и в том, как это перекликается с результатами измерений. Это был очень увлекательный процесс.

MSB также лишний раз доказали, что на столь высоком уровне важно все. Предусилитель Pass Labs XP-12 оказался тормозом в этой скоростной системе. Были выявлены и нейтрализованы также иные, менее значительные препятствия на пути сигнала, что лишний раз подчеркивает экстремально высокое разрешение и прецизионную точность воспроизведения звука этими аппаратами. И когда все встало на свои места, мы во всей полноте ощутили живость и глубину восприятия музыки. Изделия MSB – настоящие шедевры инженерного искусства!



источник: alpha-audio.net



Количество показов: 368
Производитель:  MSB TECHNOLOGY

Возврат к списку

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша