Wharfedale EVO 4.4 – доступная роскошь
Напольные колонки в ценовом диапазоне от 100 до 150 тысяч рублей – одновременно и очень востребованный, и весьма дефицитный класс акустических систем. Объяснить этот парадокс сложно – видимо, маркетологи разводят в стороны потребителей массовой акустики, которая должна быть, по их мнению, доступнее, и людей, способных платить за качество и изысканность, на которых рассчитаны продукты более высоких ценовых сегментов. И Wharfedale EVO 4.4 – редкое исключение, достойное самого пристального внимания любителей музыки.
У британского бренда Wharfedale, одного из патриархов среди производителей акустики, отметившего в прошлом году 90-летний юбилей, зачастую случается путаница с нумерацией поколений своей продукции. Так было с популярной доступной серией Diamond, потерявшей, судя по номеру, в процессе эволюции целых три поколения. А со старшей серией EVO случилось обратное – любителям музыки хорошо известны первые два поколения этих акустических систем, после чего были представлены колонки серии EVO4. Что случилось с третьим поколением «Эволюций» можно только гадать.
Изучаем
Напольные акустические системы Wharfedale EVO 4.4 занимают топовую позицию в серии EVO4, представленной осенью 2019 года. Кроме них в линейку входят «напольники» поменьше с индексом EVO 4.3, две полочных модели – двухполосная EVO 4.1 и трёхполосная EVO 4.2. Для формирования системы окружающего звучания домашнего кинотеатра серия дополнена двумя колонками центрального канала – двухполосной EVO 4.CS и трёхполосной EVO 4.C, а также дипольными настенными АС EVO 4.S. Сабвуферы у Wharfedale традиционно выведены за пределы конкретных серий акустических систем.
По одной из гипотез, пропуск в нумерации поколений между EVO2 и EVO4 сделан намеренно, чтобы подчеркнуть, что новое поколение было разработано практически «с нуля». Главное отличие заметно, что называется, невооруженным глазом – купольный твитер в EVO2 уступил место ленточному AMT-излучателю. Использование такого твитера, достоинства которого перевешивают его единичные недостатки, в колонках этого ценового диапазона встречается крайне редко, что является серьёзным конкурентным преимуществом колонок серии EVO4 вообще и модели Wharfedale EVO 4.4 в частности.
В твитере AMT (Air Motion Transformer), или излучателе Хейла (назван в честь его разработчика Оскара Хейла), или ленточном излучателе в качестве излучающего элемента используется изготовленная из тончайшей майларовой или тефлоновой плёнки мембрана с нанесёнными на её поверхность методом напыления токопроводящими дорожками. Для увеличения площади излучения такую мембрану сворачивают гармошкой. Если её поместить в сильное магнитное поле, а к дорожкам приложить полезный электрический сигнал, то возникнет сила, вызывающая движение сначала мембраны, а затем и воздуха, образуя звуковые волны. Применение гофрированной плёнки позволило сделать твитер компактным и расширить диаграмму направленности излучения.
Преимущества AMT-твитера особенно ярко проявляются при воспроизведении высокочастотного диапазона, поскольку вес тончайшей пленочной мембраны ощутимо меньше веса конического или купольного диффузора обычной динамической головки. А значит за счет меньшей инерции уровень искажений при использовании ленточного твитера будет ниже. К недостаткам AMT-излучателей относят, прежде всего, сложность их изготовления и, как следствие, высокую стоимость. Именно по этой причине в бюджетных акустических системах AMT-твитер – редкий гость.
Акустические системы Wharfedale EVO 4.4 выполнены в трёхполосной конфигурации. Очень важный для человеческого слуха диапазон от 1,4 до 4,7 кГц здесь поручен драйверу с мягким куполом диаметром 50 мм. Купольный диффузор покрыт демпфирующим составом, а позади него расположена камера специально рассчитанной формы, задача которой гасить излучение тыльной стороны диффузора, что благотворно сказывается на детальности звучания. Впрочем, сам по себе купольный среднечастотный динамик новшеством для акустики серии EVO не является – аналогичное решение было и в колонках предыдущего поколения.
Низкочастотный фундамент в Wharfedale EVO 4.4 обеспечивает пара драйверов с плетёными диффузорами из композитного волокна Kevlar диаметром 6,5 дюймов на резиновых подвесах, обеспечивающих их длинный ход. В центре диффузора расположена фазовыравнивающая пуля, которая способствует уверенному контролю движения такого диффузора. Динамики работают в фазоинверсном акустическом оформлении. Как и в предыдущем поколении, порт фазоинвертора здесь фирменный – SLPP (Slot Loaded Profiled Port). Выход трубы фазоинвертора направлен вниз, а чтобы обеспечить его нормальную работу колонка установлена на плиту с зазором между ней и корпусом, образующим боковые щелевые порты. Виброразвязку с полом обеспечивают вмонтированные в плиту опоры с шипами. Такое решение позволяет уменьшить турбулентность выходящего потока воздуха при воспроизведении низких частот и избавиться от посторонних призвуков.
Отдельно нужно остановиться на корпусах колонок Wharfedale EVO 4.4. Традиционно для Wharfedale, корпус не имеет ни одного прямого угла – британцы одними из первых отказались от классической прямоугольной формы акустики. Фронтальная панель с динамиками плавно переходит в боковые грани, изгибы которых завершаются у довольно узкой задней стенки – в разрезе профиль колонки напоминает каплю. И такая сложная форма – вовсе не дань дизайну (хотя, смотрится очень стильно), отсутствие параллельных поверхностей и сочленений под прямым углом позволяет эффективно поглощать и рассеивать внутренние отражения звуковых волн, что благотворно сказывается на качестве звучания. Стенки корпуса представляют собой многослойную структуру из твёрдых слоёв МДФ и более мягких древесных панелей. Подобное решение позволяет бороться с резонансами на различных частотах. Внешняя сторона корпусных панелей отделана шпоном натурального дерева – наряду с AMT-твитером, это тоже крайне редко встречающаяся особенность в этом ценовом сегменте. На выбор предлагается отделка шпоном белого дуба (именно такие колонки были на тесте), чёрного дуба и наиболее уютный вариант – шпон орехового дерева. В комплекте идут защитные грили с магнитными креплениями, что, в сочетании со скрытными креплениями динамиков, делают внешность колонок монолитной.
Подключаем
Прослушивание Wharfedale EVO 4.4 проходило в демонстрационном зале салона AV Comfort с начальной акустической обработкой. В качестве источника выступал сетевой стример Naim ND5 XS2. Усиление было реализовано в двух вариантах – в первой системе работал интегральный усилитель Simaudio Moon 240i, во второй – старшая модель Simaudio Moon 600i V2. Да, во втором случае стоимость усилителя в десять раз превосходит цену акустики и, скорее всего, в реальных системах такое сочетание не встретишь, однако, как мы не раз писали, использование усилителей более высокого класса при тестировании акустических систем позволяет полностью раскрыть потенциал колонок и выявить их сильные и слабые стороны. Сравнивая же работу Wharfedale EVO 4.4 с усилителями Simaudio Moon, которые в два и в десять раз дороже, можно было выявить, насколько важно для этой модели акустики мощность и способность усилителя отдать в нагрузку высокий ток. Тестовый материал стандартного и высокого разрешения воспроизводился с внешнего флеш-накопителя.
Слушаем
Одной из особенностей ленточного твитера является довольно узкая диаграмма направленности в горизонтальной плоскости. Другими словами, звучание колонок с AMT-излучателями чувствительно к их ориентации относительно слушателя. Не стали исключением и Wharfedale EVO 4.4 – оптимальная точка прослушивания для них, как и ожидалось, оказалась в вершине равностороннего треугольника. При этом, колонки лучше направить непосредственно на слушателя. Фирменный порт фазоинвертора, работающий «в пол», не накладывает жёстких ограничений на позиционирование акустики относительно стен комнаты прослушивания – при необходимости можно установить колонки довольно близко к задней или боковым стенам. Правда, особенно увлекаться этим я бы не советовал во избежание деградации звучания басовой части спектра.
Прежде всего, хотелось бы отметить ровную и нейтральную подачу, свойственную и другим моделям Wharfedale. При этом, акустика не переходит грань, за которой начинается холодная хирургическая аналитичность – звучание EVO 4.4 сохраняет теплоту и живость. Вклад ленточного твитера ощущается с первых тактов – музыка очень воздушна и наполнена мельчайшими деталями. Высокочастотный спектр просто рассыпается хрусталём, причём без намёка на резкость и металл. Подача средних частот тоже заслуживает самых лестных эпитетов – женский вокал, рояль и акустические струнные звучат очень тепло и натурально, с верным тональным балансом. Излучатель с мягким куполом отлично справляется со столь важным для общего восприятия музыки участком спектра.
С басовым регистром сложнее. Когда я выше говорил о ровности подачи, подразумевалось отсутствие акцентов на каком либо участке АЧХ, в том числе и на басовом. То есть, басы здесь подаются честно, без приукрашивания. И при воспроизведении камерных произведений в исполнении малосоставных коллективов, либо вокальных партий – всё практически идеально. Но если речь идет о тяжёлой рок-музыке или о металле, то вам может не хватить привычного безбашенного напора. На ураганных композициях AC/DC или Metallica иногда хочется сделать погромче в поисках стены звука и удара в грудь. И здесь, как показало прослушивание, поможет замена усилителя на более мускулистый. Со старшим Simaudio Moon 600i V2 мы получили от тяжёлых жанров всё, о чём можно было мечтать. Из чего можно сделать вывод, что, несмотря на стабильное сопротивление (номинальное 8 Ом с минимумом 4,3 Ома), невысокая чувствительность (89 дБ) заставляет уделить должное внимание подбору достойного партнёра для усиления.
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Wharfedale EVO 4.4 | Цена – 121 990 руб. | Частотная характеристика, Гц – 44 – 22 000 (+/– 3 дБ) | Число полос – 3 (ВЧ – ленточный AMT-твитер 30 x 60 мм, СЧ – динамик с мягким куполом диаметром 50 мм, НЧ – 2 драйвера с кевларовыми диффузорами диаметром 165 мм, частоты раздела кроссовера – 1,4 кГц, 4,7 кГц | Акустическое оформление – фазоинвертор, порт на нижней стенке корпуса | Номинальное сопротивление, Ом – 8 | Минимальное сопротивление, Ом – 4,3 | Максимальное звуковое давление, дБ – 107 |Чувствительность, дБ – 89 (2.83V @ 1 метр) | Подводимая мощность, Вт – от 30 до 200 | Отделка – рояльный лак (белый, чёрный), шпон грецкого ореха | Габариты одной колонки, см – 106 x 25 x 34 | Масса одной колонки, кг – 25,6
Оценки
Плюсы: живое, натуральное звучание, ровный тональный баланс, воздушные, детальные высокие частоты, изысканный дизайн и отделка
Минусы: некоторая жанровая избирательность, чувствительны к размещению в комнате
Дизайн – 100
Качество изготовления – 95
Звучание – 95
Эргономика – 95
Итого – 95
Вывод:
Более доступный вариант роскошных Elysian получился очень органичным. При многократной разнице в цене, Wharfedale EVO 4.4 подарят и стильный дизайн с роскошной отделкой натуральным деревянным шпоном (никаких имитаций!), и честное выразительное звучание. Да и в части примененных технологий между сериями британской акустики много общего. При этом, по критерию отношения качества к цене «Эволюции» намного опережают старших сестёр. Впрочем, при такой разнице в стоимости вопрос выбора между линейками вряд ли встанет.
Источник: www.hi-fi.ru