Звук студии

26.12.2018 Возврат к списку Просмотрено: 2284 раз

Профессиональная родословная этих «полочников» так очевидна, что они могли бы играть на Abbey Road. Но насколько хороши они для дома, спрашивает Джейсон Кеннеди?

1 копия.jpg

Как писал Дэвид Вивиан в своей колонке Opinion (Мнения) в 386-м номере HiFi Choice, есть школа производителей акустических систем, представители которой считают: «То, что хорошо для студии - хорошо и для дома». Один из таких производителей – британская компания ATC (Acoustic Transducer Company), производящая профессиональные и бытовые мониторы, и наделяющая те и другие схожим звучанием. В студии мониторы используются для того, чтобы разоблачить огрехи, выделить те моменты записи, которые в ней вообще не должны присутствовать. Монитор – это фундаментальный инструмент записи и мастеринга, окно в процесс производства. 

Есть и другая школа, приверженцы которой уверяют, что дома не нужен такой доскональный анализ записи, важна сущность музыкального действа, а не все его мелкие детали и недостатки. Предшественники тестируемого монитора прошли долгий путь, чтобы доказать, что это не так. 

ATC SCM19 –самый маленький монитор в домашней линейке компании из тех, что имеют  эквивалент в профессиональной серии продуктов (SCM20PSL Pro). У профессиональной модели другой твитер, но СЧ/НЧ излучатели у обоих громкоговорителей одинаковые, равно как и рабочие объемы, несмотря на различные цифры в названии. Название SCM19 присутствовало в линейке ATC долгое время, но никогда еще громкоговоритель не имел такие изысканные формы, никогда не выглядел так притягательно. Предыдущая версия имела традиционный прямоугольный корпус с черной передней перегородкой, имеющей отверстия для защелок гриля. Обновленная версия имеет сетчатые магнитные грили, изготовленные из стали, но без них громкоговоритель выглядят элегантнее. Как и другие двухполосные конструкции ATC, SCM19 – это закрытый корпус типа «бесконечной перегородки». Компания считает, что порт фазоинвертора ухудшает контроль басового излучателя на частотах ниже резонансной. Цена, которую приходится платить за закрытый корпус – невысокая чувствительность и меньшая протяженность АЧХ по басу, но при этом удается выиграть в том, что для ATC является главным приоритетом, а электроэнергия в наши дни не так уж дорога.

Основной излучатель представляет собой 150-миллиметровый SL (Super Linear, т.е. выполненный по суперлинейной спецификации) блок с интегрированным в него 75-миллиметровым мягким куполом (soft dome) и моторной магнитной ассамблеей, выполненный по принципу «короткая катушка в длинном магнитном зазоре». Вес излучателя - 9 кг. Именно поэтому SCM19 - такой тяжелый для своих размеров. Если бы об акустике судили по соотношению масса/цена, то колонки этого бренда всегда бы выигрывали первые места. Помимо изменений в конструкции корпуса, эта модель отличается от предшественника новым твитером, который ATC теперь изготавливает на своем заводе. Твитер SH25-76 имеет уникальную систему двойного подвеса, разработанную для подавления раскачивающих мод (rocking modes) в куполе на высоких уровнях громкости. На практике это означает более чистое звучание в высокочастотном диапазоне – даже если вы, поставив альбом «Металлики», выкрутили громкость до предела. Именно здесь выходит на передний план профессиональная родословная ATC – компания привыкла работать со звукоинженерами, весь рабочий день слушающими материал на большой громкости, поэтому на ATC знают, как изготавливать «пуленепробиваемые» излучатели. Моторная система твитера  также построена по принципу короткой катушки в длинном узком магнитном зазоре, а сама звуковая катушка намотана плоским проводом, что обеспечивает очень низкие искажения и устраняет потребность в феррофлюиде, который, как известно, со временем высыхает. Сам магнит изготовлен из неодия, прошедшего термообработку, что позволяет рассеивать тепло с максимальной эффективностью – это еще один фактор, обеспечивающий надежную работу на высокой мощности. Нужны ли нам дома акустические системы с такой высокой перегрузочной способностью? В большинстве случаев - нет, но это вселяет уверенность в том, что они никогда не выйдут из строя. 

Все вышесказанное справедливо и для общего качества изготовления. Отделка корпуса соответствует самым высоким стандартам, а две пары терминалов, позволяющих организовать «би-вайринг», прочны и полностью соответствуют цене. Тот факт, что оба излучателя и кроссовер изготовлены на собственном заводе компании в Глостершире, особо примечателен с учетом то, сколько просят за эти колонки. Немногие производители в наше время сами изготавливают твитеры. Компания ATC не дает жестких рекомендаций относительно высоты стендов для SCM19, но предполагает, что верхняя точка СЧ/НЧ излучателя будет находиться на уровне уха слушателя. 

Качество звука

Не так давно я делал ревю на SCM11. Эти акустические системы меньшего размера с 6.5-дюймовым излучателем другой конструкции произвели настоящий фурор на рынке. Непосредственные, жизнерадостные, они способны увлечь кого угодно своим юношеским задором и энергетикой. SCM19 в этом смысле - более зрелый громкоговоритель, все в нем указывает на  профессиональную родословную ATC. Здесь гораздо больше баса, а музыка приоткрывается самым спокойным и сдержанным образом. Понадобится какое-то время, чтобы по достоинству оценить, как много позволяет услышать эта акустика, ведь окраска звучания здесь практически отсутствует. Это - прекрасное качество, поскольку оно позволяет услышать максимум из того, что хотел передать исполнитель. В нашем мире, где нет ничего абсолютного, и звук – не исключение, это подлинное достоинство монитора. Мы ведь нечасто  слушаем «аудиофильские» записи для гурманов, претендующие на абсолютно естественный звук. Лучшее, на что можно рассчитывать - это звук, созданный в студии и отслушанный на студийных мониторах. С учетом того, какое число студий сегодня использует акустику ATC, у вас есть хороший шанс «эмулировать» запись на домашней акустике. 

2 копия.jpg

Две пары высококачественных износостойких терминалов обеспечивают реализацию режима Bi-Wiring 

В случае живой записи Донни Хэтэвея, The Ghetto, это означало огромную протяженность образа в высоту и глубину, что вместе с «дымящимися» клавишными, ритмом conga et el, позволило воссоздать неотразимое по своей притягательности музыкальное действо. Кто-то скажет, что это не самая чистая запись, но гораздо важнее та атмосфера, которая создается в комнате, нет никаких сомнений в том, что на диске - настоящий «сейшн». Эти ATC наделены великолепным басом, он способен уходить глубоко вниз, но при этом остается плотным и полностью текстурированным, а при наличии достойного усилителя бас к тому же останавливается и вновь возникает в пространстве с бескомпромиссной точностью. Когда пианист использует педаль, вы точно знаете, как именно он это делает. Отчасти это объясняется тем, что SCM19 – очень спокойный громкоговоритель, корпус практически не вносит искажений в звук, а отсутствие порта позволяет избавиться от паразитных резонансов, свойственных конструкциям с фазоинвертором. При том, что бас здесь очень серьезный, никаких запаздываний и «подвисания» низкочастотных звуков в воздухе не наблюдается. Обычно, быстрый бас пытаются реализовать, избегая слишком низких нот, но SCM19 –  не тот случай. 

Новый альбом джаз-нуар певицы из Бельгии, Мелани де Басио, No Deal - великолепный вокал на фоне глубокого синтезированного баса, фортепиано и ритмической секции. Это – «чернильно-темная» запись, из которой SCM19 извлекают массу деталей. В частности, очевидно, что вокал подвергнут обработке, но это не делает музыку менее притягательной. Вы можете погрузиться в самые недра микста и оценить все нюансы игры каждого из музыкантов группы, все это в контексте чрезвычайно открытых вокалов на фоне «темного» инструментального сопровождения. Все выкладывается начистоту, но благодаря способности громкоговорителей замолкать и вновь возобновлять воспроизведение с прецизионной точностью, «тайминг» остается безукоризненным. 

Поставьте что-то менее управляемое, например Roxy By Proxy Фрэнка Заппы, и вы погрузитесь в неприукрашенную реальность живого концерта знаменитой группы. Сможете оценить уровень искажений концертной акустики и постичь композиторский гений Заппы.

Но если вы действительно хотите понять, на что способны эти колонки, послушайте фортепиано. Я был просто захвачен звучанием пьес Гайдна и Бетховена, хотя до этого они оставляли меня равнодушным.

Заключение

Акустические системы SCM19 представляют собой хороший пример верности утверждения Билли Вудмана: «Что хорошо для студии, наилучшим образом подойдет и для дома». И инженер звукозаписи, и любитель музыки хотят получить максимальную прозрачность, хотя и преследуют при этом разные цели. Но, и тот и другой желают услышать как можно больше. В этом отношении, SCM19 – просто бомба, они сообщают обо всем, что происходит на записи, хорошо это или плохо. 

Мы задали несколько вопросов Ричарду Ньюмену, инженеру-разработчику компании ATC. 

Q&A

Джейсон Кеннеди: Почему на этих колонках нет маркировки «Mk 2»?

Ричард Ньюмен: Да, это второе поколение SCM19, но мы стараемся не увлекаться такими вещами – в конце концов, об этом сказано в информационной литературе. Во всем, кроме названия – это SCM19 Mk 2.

Похоже, что SCM19 звучат намного прозрачнее и более уравновешенно, чем SCM 11. Это в основном результат использование более крупного излучателя и корпуса?

Оба громкоговорителя используют 6.5-дюймовый излучатель, но излучатель в SCM19 – гораздо дороже, и имеет лучшие технические характеристики, отсюда и разница в цене. Громкоговоритель SCM11 использует технологию демпфирования ограниченным слоем (constrained layer damping), при которой диафрагма излучателя состоит из двух отдельных диафрагм с расположенным между ними слоем вискозы, выполняющим роль демпфирующего медиума, тогда как в SCM19 – это кусок мягкой ткани, как в случае среднечастотного купола. На самом деле, излучатель в SCM19 выполнен из той же ткани, что и среднечастотный купол, с наложением на него демпфирующего материала. Мне нравится мягкая ткань, поскольку она не имеет каких-либо явно выраженных собственных резонансов. Громкоговоритель SCM19 – это единственный наш «двухполосник», имеющий аналог в профессиональной линейке, там он называется SCM20PSL PRO.

Какую высоту стенда вы рекомендуете для SCM19?

Фазовая плоскость проходит через вертикальную линию, проведенную между твитером и басовым излучателем. Верхняя точка на резиновом подвесе басового излучателя даст точное положение фазовой плоскости для установки громкоговорителя. Именно на этом уровне должно находиться ваше ухо, или чуть ниже, но не выше.

Как я слышал, вы считаете, что студийные мониторы и домашние громкоговорители не должны отличаться, но разве они  не предназначены для разных целей?

Для нас императивом является то, что HiFi громкоговоритель – это громкоговоритель, обладающий высокой достоверностью. (Сам термин «High-fidelity» переводится с английского как «высокая достоверность»). Как можно составить суждение с помощью чего-то, не обладающего наилучшей достоверностью? По правде говоря, если вы слушаете записанную музыку, то чем выше достоверность, тем качественнее будут ваши ощущения. Я думаю, это и есть основа hi-fi, и лучше этого придерживаться!


Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша