Тест ЦАПа Cambridge Audio DacMagic Plus: на все случаи жизни
Внешние ЦАПы выпускаются уже не первый десяток лет, и за это время успел сложиться удивительный «зоопарк», в котором самые новые модели далеко не всегда звучат интереснее предшественников, а экзотические технологии переживают все новые и новые инкарнации. Вот и наш сегодняшний герой интересен тем, что на рынке он появился несколько лет назад, однако уходить на покой, судя по всему, совершенно не собирается.
Надо сказать, разработчики Cambridge Audio вообще не склонны обновлять модельный ряд с пулеметной скоростью. И это правильно — серьезная техника не терпит суеты и спешки. На данный момент в каталоге британской компании, кстати, отметившей недавно 50-летие, представлены два ЦАПа — и DacMagic Plus является в этом тандеме самым продвинутым и многофункциональным.
Внешнее оформление многих «Кэмбриджей» ненавязчиво, однако настолько характерно, что аппараты моментально опознаются без единого взгляда на логотип. Ну а наша небольшая коробочка ко всему прочему щеголяет круглой фирменной накладкой на верхней части корпуса. Правда, диск этот настолько похож на колесико регулировки, что поначалу так и подмывает покрутить его пальцем.
Фронтальная панель DacMagic Plus богата на индикаторные светодиоды, однако, благодаря буквально точечным размерам, ощущение благородного минимализма они не нарушают.
Если же посмотреть на аппарат с тыла, то в силу большого количества мелких надписей и разнокалиберных коннекторов, включая XLR, коробочка ассоциируется не столько с домашним Hi-Fi, сколько с неким профессиональным модулем.
На коммутации имеет смысл остановиться подробнее, поскольку именно в ней и заключается одна из основных фишек DacMagic Plus. Помимо обязательного по нынешним временам порта USB-B, здесь обнаружились целых две пары (оптика + коаксиал) входов S/PDIF, а также аналогичные разъемы для вывода сигналов на внешние цифровые устройства.
Балансные выходы и особенно переключатель Ground Lift намекают на
возможность работы в профессиональных сетапах
Аналоговых выходов тоже два: тюльпаны и балансные XLR. На самом деле, второй порт USB тоже имеется, но предназначен он главным образом для подключения внешнего Bluetooth-донгла. В каталоге Cambridge Audio «свисток» называется ВТ100 и у нас в России его можно купить примерно за 4 500 рублей. Не дешево, конечно, зато он понимает протокол aptX, запоминает до восьми связанных устройств и поддерживает фирменную систему апсемплинга. Впрочем, о ней мы поговорим чуть позже.
Не просто ЦАП
По большому счету, DacMagic Plus представляет собой не просто ЦАП, но целый комбайн, включающий предусилитель с коммутируемыми цифровыми входами и усилителем для наушников. Интересно, что каскад с регулировкой громкости у него отключаемый. Достаточно при инициализации нажать на барабанчик уровня громкости — и на выходы будет подаваться линейный сигнал.
Кстати, данный регулятор полностью цифровой, и, чтобы от минимума добраться до максимальной громкости, придется прокрутить его оборота на три. И все это время под пальцами будет ощущаться легковесный пластик. В отличие от остальных элементов конструкции, изготовлен он простовато, однако, не прикасаясь к аппарату, заметить это почти невозможно.
Но вернемся к функционалу, который по сегодняшним временам богат просто на удивление. К примеру, отдельная кнопка отвечает за выбор типа аналоговой фильтрации ЦАПа. Доступны три значения: линейная и минимальная фаза, а также фильтр с повышенной крутизной среза. А если данную кнопочку подержать подольше, включится инверсия глобальной фазы сигнала.
В качестве цифроаналоговых преобразователей в DacMagic Plus используется пара небезызвестных 24-битных двухканальных чипов Wolfson WM8740. Их собственные характеристики: соотношение сигнал/шум 120 дБ при общих искажениях 104 дБ (в одноканальном режиме), поддержка сигналов PCM с частотой семплирования до 192 кГц и, хорошо это или не очень, отсутствие совместимости с форматом DSD.
Сам аппаратик действительно способен работать с асинхронными потоками вплоть до 24 бит/192 кГц, однако нужно иметь в виду две хитрости. Во-первых, по умолчанию его USB-интерфейс работает в режиме версии 1.1 — соответственно, треки высокого разрешения (более 48 кГц) он принимать отказывается. Переключить его несложно, просто нужно не забыть это сделать. Ну а во-вторых, при воспроизведении редких записей в 32 кГц индикатор частоты дискретизации остается выключенным. Но пусть вас это не пугает — все работает, просто светодиодик для данного режима не предусмотрен.
Обязательный апсемплинг
Ну а теперь самый важный момент. Независимо от исходных параметров, любой сигнал в DacMagic Plus подвергается апсемплингу до 24 бит/384 кГц. Отвечает за данную операцию сигнальный процессор Analog Devices ADSP-21261. Этот чип, относящийся к третьему поколению высокопроизводительной линейки SHARC, запрограммирован в соответствии с алгоритмами ATF2, разработанными швейцарской компанией Anagram Technologies.
Такой комплект цифровой коммутации в наше время найти практически невозможно
ATF расшифровывается как «Адаптивная Временн aя Фильтрация», а суть данной технологии — в интерполяции огибающей сигнала с применением полиномов. По словам создателей, она работает гораздо корректнее, чем другие способы апсемплинга. Кроме того, процесс предусматривает глубокую буферизацию цифрового потока с целью подавления джиттера. Судя по всему, к возможностям ATF2 в Cambridge Audio относятся действительно очень серьезно, ведь ее отключение в DacMagic Plus не предусмотрено в принципе.
Итак, перед нами достаточно продвинутый ЦАП, к которому, помимо компьютера по USB и мобильных гаджетов по Bluetooth, можно подключить еще два цифровых источника посредством S/PDIF. Таким образом, к примеру, можно интегрировать в сетап плеер SACD, спутниковый ресивер или игровую консоль. Тонкость заключается в том, что DacMagic Plus — аппарат чисто стереофонический, и многоканальные потоки Dolby Digital или DTS он не декодирует. Однако их коммутация проблем не вызывает, так что никто не мешает получить битстрим 5.1 с цифрового выхода и отправить его дальше на ресивер домашнего кинотеатра.
Кстати, интересный момент — перед подачей на выход S/PDIF никакие сигналы апсемплингу не подвергаются, за счет чего аппарат можно использовать как конвертор среды передачи. Например, для подключения к компьютеру какого-нибудь экзотического ЦАПа, не умеющего самостоятельно работать по USB.
Светло и открыто
Не знаю у кого как, но у меня прослушивание аппаратуры с включенным апсемплингом частенько вызывает подсознательное беспокойство. Отличное разрешение на высоких может показаться слегка гипертрофированным, а умеренная динамика еще и сойти за признак неестественной компрессии. Так вот, в нашем случае интерполяция исходного сигнала действительно происходит на редкость корректно и поводов к паранойе не дает.
Другое дело, что сам по себе DacMagic Plus звучит достаточно светло и открыто, особенно на контенте высокого разрешения. О чрезмерной яркости речи не идет, но кристальность его звукового почерка при планировании сетапа нужно обязательно иметь в виду.
Отличный способ сэкономить на подставке для наушников
Что касается музыкального разрешения как такового, то для данного ценового диапазона я бы назвал его весьма достойным. Отсюда логично проистекает добротная проработка музыкальной сцены с хорошей глубиной и правильным позиционированием источников. Правда, инструменты с низкочастотным спектром в общей картине иногда казались несколько уменьшенными по масштабу и значимости. А потому здесь явно к месту окажутся басовитые колонки или в меру темноватые «уши» — они добавят низам основательности, в то время как управляемости и структурированности им и так не занимать.
Кстати, о наушниках. Характер их тракта, в общем, схож с почерком предусилителя в связке с активными мониторами, однако чувствительность и импеданс играют тут роль даже более значительную, чем обычно. С низкоомными «ушами» звук детален и воздушен, а теплота и основательность проявляются в нем ровно в тех пропорциях, которые были предусмотрены их создателями.
К ЦАПу прилагается компактная подставка для вертикальной установки и импульсный блок питания
Для тестирования я, в основном, использовал новые открытые планары Quad ERA-1. При чувствительности в 94 дБ/мВт их импеданс составляет всего 20 Ом. Формально они даже не попадают в рекомендованный диапазон для DacMagic Plus (32–600 Ом), но это не помешало «Эре» отлично отыграть тестовый материал, достойно раскрыв басовую динамику и не позволив сверхтонким деталям на ВЧ смешаться в интерференционной каше.
Да и вообще, по соотношению класса звучания и цены эта новинка приятно удивила. А вот с высокоомными наушниками опыт оказался менее оптимистичным. Драйва в саунде несколько поубавилось, так что к верхнему пределу импеданса лучше не приближаться. С другой стороны, вместе с мягкостью звук обрел легкую, но очень комфортную теплоту. Так что поле для экспериментов тут большое.
Вывод
В общем и целом, DacMagic Plus проявил себя опытным универсальным солдатом, достаточно современным и бойким, чтобы с успехом отбивать наскоки нахального молодого поколения.
Достоинства: эффектный детальный саунд, универсальность, нетривиальный функционал, информативность индикации.
Недостатки: кнопка отключения апсемплинга и пульт ДУ все же не помешали бы.
Официальный сайт: https://www.cambridgeaudio.com/en/products/hifi-and-home-cinema/dacmagic-plus
Паспортные данные
Воспроизводимые частоты (линейный выход): 20 Гц — 20 кГц (±0,1 дБ)
Воспроизводимые частоты (на наушники): 10 Гц — 100 кГц
Входной сигнал: PCM 16 бит/32 кГц — 24 бит/192 кГц
Макс. вых. напряжение: 2,1/4,2 В (RCA/XLR, RMS)
Коммутация: USB, вход 2 х SPDIF (Toslink/RCA); выход SPDIF (Toslink/RCA); 2 х XLR / 2 x RCA (аналог)
КНИ (линейный выход): <0,001% / <0,002% (1 кГц/20 кГц)
Сигнал/шум (линейный выход): 112 дБ
Сигнал/шум (на наушники): 111 дБ
Взаимопроникновение каналов: -130/-112 дБ (1 кГц/20 кГц)
Рекоменд. импеданс наушников: 32–600 Ом
Полное выходное сопротивление: <50 Ом
Потребляемая мощность: 12 Вт
Габариты: 215х52х191 мм
Масса: 1,2 кг
Источник: stereo.ru