Цифроаналоговый конвертор Ferrum Audio Wandla

22.12.2023 Возврат к списку Просмотрено: 719 раз

Выпуск «чистого» цифроаналогового конвертора Ferrum Audio — событие ожидаемое, но от этого не менее значимое. Отказавшись от секции усилителя для наушников, польские инженеры сосредоточились на совершенствовании процесса преобразования и внедрения в аппарат поистине инновационных решений. Так что Wandla — вовсе не ERCO без выходов на головные телефоны, а продвинутое современное устройство, созданное с нуля.

Слушаем с качественным ламповым усилением и делаем выводы.

Ferrum_Audio_Wandla_912.jpg

ПРОСТРАНСТВО ИЗ НУЛЕЙ И ЕДИНИЦ

Даже если сравнить технические параметры моделей Erco и Wandla, можно понять, насколько далеко продвинулись разработчики в области цифровой схемотехники. Гораздо меньший уровень искажений и шумов, более высокое поддерживаемое разрешение звуковых файлов достигнуто не только за счёт применения обновлённой элементной базы, но и благодаря построению совершенно новой внутренней архитектуры.

Горячее Serce

На разработку Wandla ушло больше запланированного времени, и на рынок он вышел с годичным опозданием. Дополнительное время потребовалось на отладку новой управляющей платформы, которая получила название Serce (сердце по-польски). «Сердцем» является 2-ядерный ARM-процессор, который отвечает за функционал, выполняемый в обычных ЦАПах пятью раздельными чипами. При этом путь сигнала к конвертору от интерфейсов USB-С, HDMI ARC, HDMI для I2S, AES/EBU, а также коаксиального и оптических портов был значительно сокращен, что положительно сказалось на качестве звучания. Эта платформа также позволила совместно с разработчиками HQ Player создать собственную систему динамических цифровых фильтров (DFF) и добавить два фирменных профиля к тем трём, что стандартно предоставляет применяемый конвертер ES9038Pro. В соответствии с пожеланиями пользователей Ferrum Audio обещает со временем добавить ещё несколько кастомных вариантов. Имеющиеся сейчас фильтры обозначены так: HQ Gauss, HQ Apod, ESS Lin-Ph, ESS Min-Ph, ESS Apod.

Ferrum_Audio_Wandla_805.jpg

Ferrum_Audio_Wandla_887.jpg    Ferrum_Audio_Wandla_915.jpg   Ferrum_Audio_Wandla_867.jpg

Замечу, что ES9038Pro чип хотя и не самый новый, но до сих пор считается одним из лучших у ESS Technology. У него не только высокие технические параметры (динамический диапазон до 140 дБ и уровень искажений 0,00008%), но и «аналоговый» характер звучания, что не раз отмечалось различными экспертами. Правда, производитель предупреждает, что параметры конвертера во многом зависят от качества его обвязки и, как мы увидим чуть ниже, специалисты Ferrum Audio в этом отношении сделали всё возможное.

«Сердцем» является 2-ядерный ARM-процессор, который отвечает за функционал, выполняемый в обычных ЦАПах пятью раздельными чипами.

Wandla поддерживает PCM 32/768, DSD512, DoP256 и MQA и может использоваться как предварительный усилитель, поскольку имеет линейный вход на RCA и два варианта выхода — на RCA и XLR. Топология звукового тракта полностью балансная.

Гнезда для сетевого кабеля 220 В у конвертора нет, он может получать питание 24 вольта либо от штатного внешнего источника питания SMPS, или, что намного лучше, от продвинутого гибридного блока Hypsos, который был специально разработан для использования с «настольными» компонентами OOR, ERCO и Wandla. Для подключения Hypsos предусмотрено 4-контактное гнездо постоянного тока Ferrum Power Link.

Ferrum_Audio_Wandla_scr.gif

Все перечисленные выше устройства выполнены в едином дизайне и форм-факторе, но Wandla отличается большим размером дисплея, который, будучи сенсорным, наряду с инфракрасным пультом, является средством управления. Кроме него, подсвечиваемого логотипа (яркость автоматически подстраивается под окружающее освещение, можно отключить совсем), окошка ИК-приёмника и внушительной ручки регулятора выходного уровня на лицевой панели ничего нет. И в этом тоже проявляется мастерство разработчиков, сделавших комфортным и интуитивно понятным общение со сложным техническим устройством. Например, запас громкости можно оценить по длинной горизонтальной полосе на дисплее, а все настройки режимы доступны через наглядные экранные меню.

В верхней крышке имеется масса вентиляционных отверстий, поэтому на конвертер ничего сверху лучше не ставить, чтобы не препятствовать конвекции.

Ferrum_Audio_Wandla_857.jpg

Ferrum_Audio_Wandla_851.jpg   Ferrum_Audio_Wandla_852.jpg    Ferrum_Audio_Wandla_854.jpg

Несмотря на то, что Wandla питается от внешних источников, почти четверть площади материнской платы приходится на вторичную фильтрацию, очистку от помех и стабилизацию напряжений с разделением шин для различных узлов конвертера.

Платформа Serce с процессором ARM собрана на отдельной плате, которая крепится над основной. Не ней же — два фемтосекундных тактовых генератора и чип Burr Brown, обслуживающий входы S/PDIF.

И в этом тоже проявляется мастерство разработчиков, сделавших комфортным и интуитивно понятным общение со сложным техническим устройством.

В передней части справа установлен тактовый генератор на 100 МГц, а рядом — собственно флагманского ЦАП от ESS — ES 9038 PRO. Чип этот восьмиканальный, его токовые выходы соединены по два в параллель для получения балансного сигнала. Для преобразования тока в напряжение специалистами Ferrum Audio был разработан составной гибридный каскад, состоящий из двух одинарных операционных усилителей. Параллельное соединение выходов ЦАПа позволяет снизить номиналы резисторов в цепи обратной связи и тем самым уменьшить искажения и шумы.

В выходных аналоговых буферах для всех четырех каналов также используются одиночные ОУ с усилением по току дискретными транзисторами. Реле AXICOM отключают линейные выходы при переходных процессах в схеме конвертора.

Ferrum_Audio_Wandla_848.jpg

Ferrum_Audio_Wandla_860.jpg    Ferrum_Audio_Wandla_865.jpg    Ferrum_Audio_Wandla_879.jpg

Бодрость духа, грация и пластика

В тестовой системе Wandla со штатным импульсным источником питания подключался по USB к сетевому проигрывателю Aurender N150, а выходной сигнал подавался на интегральный усилитель Fezz Audio Tinania EVO с КТ88 на выходе. Акустические системы — новые напольные Martin Logan XT F100 с ленточными твитерами.

Сразу же отмечу эргономику — выше уже упоминал её, но в работе и при изучении различных режимов мастерство программистов можно было оценить в полной мере. Уверен, затруднений с общением не возникнет даже у тех, кто совсем далёк от техники.

Wandla чётко показывает отличия в их звучании на разных треках. Где-то больше «серебра», где-то меньше, где-то металл прописан, так, что чувствуется его масса, а где-то — лишь в виде лёгкого облачка.

При прослушивании первым делом обратил внимание на верхний диапазон — некоторые ЦАПы с конвертерами от ESS не дружат с ленточными твитерами, но в нашем случае — никакой агрессии даже на горячих фонограммах с ярко записанными тарелками. Более того, Wandla чётко показывает отличия в их звучании на разных треках. Где-то больше «серебра», где-то меньше, где-то металл прописан, так, что чувствуется его масса, а где-то — лишь в виде лёгкого облачка. На записи Анне-Софи Муттер «Violin Concerto in A Minor» Бетховена по тембрам чётко разделены медные духовые, ударные и обертоны струнных, и такое разрешение по верху — большая редкость даже для очень дорогих ЦАПов.

Ferrum_Audio_Wandla_837.jpg

Любопытно, что ES 9038 PRO также используется и в конвертере Mytek Manhattan DAC II, который мы слушали четыре года назад, но не припомню, чтобы настолько информативным казался верхний регистр. Отмечу и общую прозрачность звучания, без малейших признаков типичных цифровых артефактов — потери живости и теплоты в нижней и верхней середине. Информации здесь много, но она слух не перегружает, поэтому слушать комфортно и интересно. Даже в такой примитивной музыке, как Duft Punk, проявляется богатство тембров — слышно, что у некоторых синтезированных звуков очень широкий частотный спектр.

И отмеченная у «Манхэттена» музыкальная пластичность, безусловно, прослеживается и в звучании Wandla.

Он позволяет шести НЧ-драйверам не просто воспроизводить бас, а именно артикулировать его, т.е. разделять на отдельные ноты, из которых складывается общий рисунок.

Характер нижней полосы в большей степени определяется акустическими системами, но вклад ЦАПа тоже достаточно существенен. Он позволяет шести НЧ-драйверам не просто воспроизводить бас, а именно артикулировать его, т.е. разделять на отдельные ноты, из которых складывается общий рисунок. Amon Amarth, «War of the Gods» — насколько мощно и убедительно, настолько же и по-аудиофильски — с фантастической пространственной картиной и разборчивостью в предельно загруженной нижней полосе.

Ferrum_Audio_Wandla_845.jpg

Чтобы послушать, как меняют характер звучания цифровые фильтры, мы подключили Wandla к «ушному» усилителю Fezz Audio Omega Luppi EVO, а к нему — наушники Audeze LCD-5. Традиционно смена фильтров влияла исключительно на ощущение пространства — на HQ Apod оно раздавалось шире и субъективно выходило за пределы наушников, а фильтр ESS Min-Ph заметно обогащал звучание длинными послезвучиями. Главное, что под любой жанр и любой источник (для CD и хайрезов обязательно нужны разные фильтры) можно подобрать оптимальный вариант, а это совсем не лишнее дополнение ко всему отмеченному выше.

СИСТЕМА

  • Сетевой проигрыватель Aurender N150
  • Интегральный усилитель Fezz Audio Tinania EVO
  • Акустические системы Martin Logan Motion XT F100
  • Сетевой распределитель Mudra Akustik LS
  • Кабели:
    • межблочные Atlas Mavros RCA
    • USB A-C Audioquest Carbon
    • акустические Hi-Fidelity
    • сетевые Mudra Akustik

Ferrum Audio Wandla

Производитель: HEM Sp. Z o.o. (Польша)

ferrumaudio.ru/product/wandla

Усиление балансное/небалансное: || Аналоговые входы: 2 х RCA || Входы питания: DС 2,5 мм, 4-контактный FPL || Аналоговые выходы: RCA и XLR линейные || Цифровые входы: USB-C (MQA, до PCM 32/768, DSD512, DoP256); Coax (MQA, до PCM 24/192, DoP64); TosLink (MQA, до PCM 24/96, DoP64, HDMI ARC, HDMI I2S, AES/EBU || ЦАП: ESS Sabre ES9038PRO|| Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц — 200 кГц (±0,1 дБ) || || THD/Шум: 0,00009%/-115 дБ || Динамический диапазон аналог/цифра: 130/120 дБ || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходное сопротивление: RCA/XLR: 22/44 Ом || Потребляемая мощность без сигнала: 10 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 217 x 50 x 206 мм || Масса: 1,8 кг


Источник: salonav.com

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша