Цифроаналоговый преобразователь MSB Premier

31.03.2020 Возврат к списку Просмотрено: 1626 раз

Сегодня, когда цифровые аудиотехнологии и сетевые протоколы варятся будто в одном бурлящем котле, непросто создать High End систему в пуристских традициях — с предельно коротким трактом и с минимальным числом компонентов. Но одно такое лаконично-безупречное решение мы нашли, и основой в нем стал вот этот модульный конвертор.

noborder_1.jpg

МИНИСТР КУЛЬТУРЫ

Есть весьма показательный критерий системной продуманности, который одинаково хорош как для аудиокомплексов с большим количеством компонентов, так и для минималистских установок, собранных для работы с единственным источником. Достаточно взять какую-то определенную конфигурацию аудиотракта (в развитой системе, понятное дело, их будет множество) и проследить за тем, через какие кабельные соединения, интерфейсы и протоколы, селекторы и регуляторы, преобразования и фильтры приходится идти аудиосигналу прежде чем он достигнет динамиков в колонках. Понятно, что чем меньше переходов и трансформаций, чем совершеннее те связи, которых нельзя избежать, и, наконец, чем чище весь тракт от каких-либо параллельных цепей управления и контроля, тем для звука лучше.

В теории цифровые технологии могли бы значительно сократить число «пыток» для сигнала на всем пути его следования, но на практике пока выходит ровно наоборот. Посмотрите на любую воспроизводящую систему, заточенную под потоковое воспроизведение и, скорее всего, вы даже не сможете толком представить, что творится там со звуком еще на первом «сетевом» участке пути. Даже для тех, кто считает себя знатоком стриминговых технологий и аудиопротоколов, это настоящая «серая зона». Но мы сейчас попробуем выйти из нее, а заодно – избавить тракт от всего, что не сулит ничего хорошего для качественного воспроизведения сигнала.

noborder_4.jpg

noborder_6.jpg     noborder_8.jpg     noborder_10.jpg

Итак, в начало всей цепочки поставим накопитель Roon Nucleus, все функции контроля над которым, как и все задачи каталогизации аудиоконтента в сети, переданы программному ядру Roon. Управляющие приложения для гибкости взаимодействия установлены сразу на несколько смартфонов и ноутбук MacBook Air (эти девайсы, понятно, тоже могут служить сетевыми источниками). У решения от Roon Labs, помимо прочих достоинств – кроссплатформенность, мультиформатность, многозональность и т.д., – есть и одно неоспоримое: обмен данными между устройствами в локальном сегменте сети ведется не по набору стандартных протоколов UPnP, а по собственному RAAT. Он написан специально для передачи звуковой информации по Ethernet и Wi-Fi без ограничений на формат, разрядность, частоту, и в теории обеспечивает доставку данных на выходную точку без отличий от формы, заданной исходным аудиофайлом. Заодно в потоке на приёмный компонент передается и минимум системной информации – например, какой уровень громкости должен быть установлен. Впрочем, никто не мешает вам задействовать и функции обработки внутри той среды, которые предлагает Roon Core.

Это модульный аппарат – его можно сконфигурировать под любой коммутационный функционал, добавив порт USB, специальные цифровые интерфейсы, необходимые аналоговые выходы и прочее.

Конечная часть тоже предельно сокращена. Большие полнодипазонные мониторы Nime на три полосы, которые вы видите в этом сетапе, построены на керамических головках Accutone и фильтрах Mundorf почти топового класса (в принципе, любая подобная акустика заслуживает отдельного рассказа, но об этом в как-нибудь в другой раз). Они подключены к 600-ваттным моноблокам Ayre MX-R Twenty, которые замечательно проявили себя в наших тестах. Это усилители с полностью дифференциальной схемотехникой, собранные на цельном алюминиевом шасси с раздельными отсеками для системы питания и звуковой платы. Выходные транзисторы в них крепятся прямо к верхней стенке-теплоотводу, каскад усиления реализован по схеме Diamond Circuit (пары n-p-n и p-n-p транзисторов связаны перекрёстной связью) и не охвачен общей обратной связью. Подвод сигнала, естественно, по балансу. К электросети моноблоки подключены напрямую, а все остальные звенья – к регенератору.

noborder_12.jpg

Но самое ценное, что начало и финал тракта связывает всего один компонент – преобразователь MSB Premier. Это модульный аппарат – его можно сконфигурировать под любой коммутационный функционал, добавив порт USB, специальные цифровые интерфейсы, необходимые аналоговые выходы и прочее. В базовом варианте у «Премьера» есть только плата усилителя для балансных выходов, стандартный цифровой приемник (Coax, TOSLink) с гнездом BNC для внешней синхронизации, и панель для подключения разделенных блоков питания. В нашу конфигурацию добавлена лишь одна деталь – Roon/UPnP-совместимая плата MSB Network Renderer.

Кстати, плата сетевого рендера, добавленная в нашу конфигурацию, способна отдавать напрямую на преобразование поток PCM до 768 кГц/32 бит и DSD до 11,2 МГц.

Как видите, более лаконичный и короткий тракт (к тому же с гибридной аналогово/цифровой регулировкой громкости и балансный на всем пути от конвертора) построить уже невозможно. Такая система идеально подходит под мудрое высказывание Сент-Экзюпери о том, что «совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать».

Впрочем, кое-что в этом наборе можно и проапгрейдить – вместо штатной системы питания и комплектного генератора заказать еще более мощный PowerBase и термостабилизированный «клок» Femto93, приблизив тем самым «средний» Premier по классу к еще более дорогим моделям Reference и Select.

noborder_14.jpg

noborder_16.jpg     noborder_18.jpg     noborder_20.jpg

Изюминкой всех ЦАПов от MSB является модульность и самых конверторов, построенных на калиброванных R-2R-матрицах. В начальной модели Discrete используется две фирменных «планки» Prime DAC. В рассматриваемой здесь – по две на каждый канал, и такое удвоение позволяет улучшить соотношение сигнал/шум. В моделях классом выше применяются еще более дорогостоящие Hybrid DAC с отдельными конвертерами под однобитовые данные, но и «Праймы» обладают впечатляющими характеристиками – могут работать с PCM частотой до 3072 кГц (то есть с 16-кратным запасом относительно 192 кГц!), а по DOP – и с DSD до 22,4 МГц. Кстати, плата сетевого рендера, добавленная в нашу конфигурацию, способна отдавать напрямую на преобразование поток PCM до 768 кГц/32 бит и DSD до 11,2 МГц.

Когда вся эта система начинает звучать, то вспоминается еще одно высказывание знаменитого французского летчика-литератора: «Истина – это не то, что можно доказать, а то, чего нельзя избежать». В музыкальной подаче нет ни эстетской рафинированности, ни выдержанной дипломатичности, ни какого-то изощренного сладострастия, чем иногда с ходу подкупают дорогие аудиофильские сетапы. Это какой-то сплошной поток правды, и ее нельзя трактовать по-другому, ведь техника не скрывает ничего – ни качество проигрываемого материала, ни себя саму.

noborder_22.jpg

Если в фонограмме есть какие-то шероховатости или «аппаратные» оттенки, то все это преподносится без намека на замыливание, приукрашивание или еще какое-то лукавое исправление. Слушая записи в совсем не аудиофльском формате mp3 отмечаешь все, что пострадало от цифровой компрессии – упрощение тембров и синтетичность ВЧ, выхолащивание фонового рисунка и легкое размытие фокусов и планов в сцене. Но если такой файл имел технически классный исходник, то музыкальная содержательность никуда не исчезает – даже, казалось бы, «убитая» психоакустикой запись слушается с удовольствием! А когда слушаешь треки в форматах без потерь, но записанные, как теперь модно, со сжатым динамическим диапазоном, то они и подаются просто как записи – с ненатуральной плотностью, смягченным рельефом и чуть выделенной микродинамикой.

В музыкальной подаче нет ни эстетской рафинированности, ни выдержанной дипломатичности, ни какого-то изощренного сладострастия, чем иногда с ходу подкупают дорогие аудиофильские сетапы.

Но если попадается запись высокого качества, не тронутая какой-то хитрой обработкой, то это настоящий взрыв реализма! Чувствуется это в первую очередь по тому, как воспринимаются кажущиеся образы в стереопространстве – у них есть не только форма, масштаб и детали, но есть тело и даже есть кость. Я иногда использую для описания звучания слово «фундаментальный», но здесь такое определение следует отнести не к звуку в целом, а к каждому элементу сцены. При этом система с не меньшей прямотой и открытостью показывает и все артистические стороны, давая понять, что исполнение музыки – это совсем не простой труд и он требует от музыкантов и вокалистов вирутозности, тонкого чутья и самоотдачи. В итоге перед слушателем разворачивается не звук, а именно событие, причем разворачивается так, что начисто пропадает желание определять способ его воссоздания – это не похоже ни на цифровое воспроизведение, ни на аналоговое. Кстати, не потому ли качественные оцифровки с винила звучат божественно? Хотя кто бы мог подумать…

noborder_24.jpg

noborder_26.jpg     noborder_28.jpg     noborder_30.jpg

Что-то, определенно, можно отнести и к недостаткам. Система не очень впечатлила искренностью при проигрывании однобитовых потоков, хотя выразительно выдала контент в формате MQA, о качестве которого до сих пор спорят многие аудиофилы. Думаю, что после демонстрации возможностей последнего формата на этой системе все дебаты умолкли бы вмиг. Также мне показалось, что контент в PCM ниже уровня 192 кГц/24 бит звучит не так точно, как мог бы (в сравнении с более высокими стандартами), хотя и очень культурно. А это – веский повод дополнить базовый ЦАП продвинутым питанием и «клоком». Наконец, от всей конфигурации наверняка можно ждать и каких-то откровений по части «проявления» самых тонких тональных оттенков и пространственных деталей, если озаботиться подбором наиболее подходящих кабелей.

В итоге перед слушателем разворачивается не звук, а именно событие, причем разворачивается так, что начисто пропадает желание определять способ его воссоздания.

Несмотря на весь лаконизма тракта, он позволяет настроить воспроизведение (специально избегаю слова «звучание») на самый доверительный лад – с которым слушатель остается на «ты», а не на «вы». Система не несет в себе никаких неприятных сюрпризов и полностью управляема. Скажем, хочешь получить чуть отдаленную, широкую и богатую панораму, которая даст настоящее ощущение симфонического концерта или большого зала – просто отверни акустику от точки прослушивания на пару градусов. А если нужно выдвинуть пространство к себе, получить исключительный фокус и буквально «поставить» музыкантов в комнате прослушивания так, как они сидели в своей тесной заглушенной студии – сведи оси излучения от колонок на центр чуть впереди себя. Но это уже не совсем про ЦАП, хотя именно он и создает отличный базис для поиска своей музыкальной правды.

КОМПОНЕНТЫ

  • Ноутбук Apple MacBook Air A1465

  • Сетевой накопитель Roon Nucleus

  • Моноблоки Ayre MX-R Twenty

  • Акустические системы Nime Poetica

  • Кабели:

  •   цифровые InAkustik Exzellenz CAT6

  •   межблочные XLR Atlas Mavros

  •   акустические Atlas Mavros Speaker 2-2

  •   силовые Accustic Arts

  • Регенератор питания Volter Bliss Power

  • Подставки ISO Acoustic Orea

MSB Premier

Производитель: MSB Technology Corp (США)

www.msbtechnology.com

Входы: модуль с Coax и TOSLink (базовый слот), модуль для подключения раздельного внешнего питания и три слота под опционные модули AES/EBU, USB Type-B, Ethernet, I2S, ISL и другие || Выходы: модуль с парой XLR и модуль с BNC World Clock (базовый слот) || Напряжение на выходе: 3,57 В || Сопротивление по выходам: 150 Ом || Поддерживаемая разрядность: PCM от 16 бит/44,1 кГц до 32 бит/3072 кГц, DSD от 2,8 до 22,4 МГц (DoP) || Дисплей: дискретные LED || Потребляемая мощность: до 45 Вт (в полной конфигурации) || Отделка: андорованный алминий || Габариты: 433 x 68 x 305 мм (ЦАП) и 210 x 67 x 152 мм (источники питания) || Масса: 8,2 и 2 x 2,5 кг 


Источник: salonav.com

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша