Компоненты серии Rotel Diamond
Эти модели компания Rotel выпустила к своему «бриллиантовому» 60-летнему юбилею. Но стильная гравировка серии на верхней панели — не единственная фишка. Над повышением качества звучания здесь поработали так серьезно, что хорошо известный фирменный слоган Rotel Affordable High End окончательно подтвердил своё право на существование.
В серии, получившей название Diamond и индекс 6000, пока два аппарата: интегральный усилитель с модулями Bluetooth/ЦАП и продвинутый конвертор/транспорт с функциями CD-плеера. Для нас так и осталось загадкой, почему Rotel определила последний в транспорты, ведь у этого аппарата даже нет цифровых выходов, но факт остается фактом — простым дисковым проигрывателем он точно не является.
На языке пресс-релизов юбилейные Diamond 6000 описываются как модели, которые «отражают традиции, историю и наследие бренда» — непоколебимую приверженность к качеству и страсть к исключительному звучанию, идущую ещё от самого основателя компании Томоки Точикава. И это не дежурные фразы: Rotel и спустя 60 лет остается крепким семейным предприятием с уникальными принципами разработки аудиофильской техники.
Примечательно, что новые компоненты никак не подчеркивают свою «историчность» и отличаются по дизайну от всего, что компания производила раньше.
Примечательно, что новые компоненты никак не подчеркивают свою «историчность» и отличаются по дизайну от всего, что компания производила раньше. Стильные «радиаторы» по краям лицевой панели несут чисто декоративную функцию — вертикальные проточки зрительно делают аппарат более высоким и придают ему ещё большую солидность в тех же габаритах. А плоские точеные кнопки с тончайшей блестящей фаской добавляют фасаду этакую приборную строгость.
Короче, выглядит пара Diamond 6000 классно. Издалека кажется, будто в системной стойке техника ценой под 10 — 20 тысяч долларов за компонент, а не то, что производитель именует Rotel Affordable High End.
Где мы это видели?
Rotel, как и все компании с глубоко японскими традициями, всегда отдавала предпочтение поступательному эволюционному развитию. Вот и здесь такой подход налицо.
Усилитель RA-6000 явно сделан на базе старшего интегральника 15-й серии, который был выпущен ещё шесть лет назад. Задняя коммутационная панель предоставляет практически те же возможности подключения, которые были у RA-1592, а компоновкой и расположением органов управления на лицевой панели новинка повторяет своего предшественника вообще точь-в-точь.
Итак, в лице RA-6000 мы получаем более доступную альтернативу X3, которая практически не уступает в классе.
Внутри тоже кое-что знакомо. Плата цифровых входов, которая включает в себя также приемник USB Audio 2.0 (до 384 кГц/32 бит), увенчанный 32-битовым конвертором на чипе от TI, идентична той, что компания Rotel стала применять после недавнего апгрейда 15-й серии (у нас на тесте, кстати, был один из усилителей второго поколения). Только здесь приемник Bluetooth уже усовершенствован до версии с aptX HD. А тороидальный трансформатор в сплошном металлическом экране по габаритам больше напоминает тот, что применяется в более дорогом усилителе Michi X3. От него же — и некоторые схемотехнические новшества.
Отличаются и паспортные данные. Усилительный тракт в классе АВ, наделенный развитым внутренними радиаторами и развивающий до 200 ватт на 8 Ом, и до 350 — на 4 Ома, по уровню искажений и демпинг-фактору у новой модели даже превосходит оконечники элитного «икс-третьего»! Из этого мы делаем заключение, что усилитель «бриллиантовой» серии наверняка отличается и некоторыми улучшениями в цепях стабилизации питания.
Итак, в лице RA-6000 мы получаем более доступную альтернативу X3, которая практически не уступает в классе. А у ЦАП/транспорта DT-6000 вообще нет аналогов. Конечно, здесь также просматривается некоторая компоновочная схожесть с проигрывателем RCD-1572MKII, но лишь на уровне шасси. На лицевой панели новинки появилась новая группа кнопок, которая отвечает за селекцию цифровых входов, на задней панели — внушительная шеренга цифровых входов для дополнительных источников.
Многоконтурная система питания, если судить по набору основных составляющих (это особые «быстрые» электролиты с перфорированными обкладками и кастомный трансформатор-тор в экране), на первый взгляд такая же, но расположение элементов на плате и разводка дорожек полностью изменена.
Таким образом были получены сверхнизкие шумы, повышена точность преобразования, а заодно обеспечена и работа всего цифрового тракта с однобитовым потоком DSD.
Цифроаналоговая часть вообще другая. В проигрывателе 15-й серии использовались чипы от Texas Instruments (а еще раньше — от Asahi Kasei Microdevices), которые, как и в интегральных усилителях, работали с PCM до 32 бит/384 кГц и поддерживали аппаратное декодирование MQA Studio. Но этому унифицированному решению инженеры теперь предпочли особое — они поставили ESS Sabre ES9028PRO. Это проверенный временем высококлассный 8-канальный ЦАП, который в DT-6000 работает в двойном дифференциальном включении (для чего потребовалось четыре конвертора на каждый канал) и выдает сигнал на балансные выходные фильтры. Таким образом были получены сверхнизкие шумы, повышена точность преобразования, а заодно обеспечена и работа всего цифрового тракта с однобитовым потоком DSD.
Кстати, и RA-6000, и DT-6000 имеют лицензию Roon Tested, т.е. их конверторы могут работать как сертифицированные ЦАПы для «руновского» сетевого ядра. В тесте мы их сравним между собой и поймем, какое предпочтительнее.
Но прежде — короткий дисклеймер. Все оценки, вынесенные этому комплекту в ходе теста, были изложены в настоящем тексте буквально за несколько часов до того, как пришла информация от EISA о присвоении «бриллиантовой» серии престижной награды в номинации Best Stereo System 2022 — 2023. Возможно, изложенное ниже мнение совпадёт с тем, что высказало европейское жюри, но на наши впечатления их вердикт повлиять не мог.
Привыкаем к выбору
Первые пробы были сделаны без включения «транспорта», т.е. RA-6000 справлялся со всеми заданиями в одиночку.
По Bluetooth при кодеке aptX HD аппарат показал удалую и быструю динамику без следов какой-то «синезубой» зажатости. Это важное отличие. Второй неоспоримый плюс: стабильная и на удивление объемная (для беспроводного подключения) сцена. Третий: реально тонкая деталировка, которая, например, позволила услышать мельчайшие различия в настройках приложения-апсемплера (оно было запущено на смартфоне вместе с плеером).
С «Айфона» (кодек AAC) — чуть мягче, красочнее, с более крупными мнимыми образами в сцене, но также объемно и детально. Порадовал и выход на наушники RA-6000 — музыка с него тоже звучала куда более фактурно и живописно, чем напрямую со смартфона.
Переключаемся на соединение ноутбук/USB/усилитель. Общий характер меняется. Теперь RA-6000 покоряет разборчивостью планов, точностью локализации и буквальной материализацией живого вокала в сценическом объеме и инструментальном бэкграунде — сразу слышно, где голос живой, а где прошёл предварительную обработку. Такая ясность обрадует всех адептов предельно «прорисованного» звучания.
RA-6000 покоряет разборчивостью планов, точностью локализации и буквальной материализацией живого вокала в сценическом объеме и инструментальном бэкграунде.
Поначалу нас немного смущала едва различимая подкраска на верхах (не зная, чем её объяснить, мы отнесли её к особенностям тестовой акустики). Но далее по USB был подключен ноутбук с Roon, и этот легкий агрессивный налет испарился почти бесследно — ВЧ стали мягче, чище и воздушнее. Это сразу сняло вопросы и к усилительному тракту интегральника, и к остальным звеньям системы.
Еще одно важное изменение — более естественно зазвучали хай-резы и файлы MQA. Когда те же треки воспроизводились штатными проигрывателем Mac OS X, изобилие пространственных деталей скорее отвлекало от общей картины, чем дополняло её. А с Roon все упорядочилось, встало на свои места и ощутимо добавило органичности.
Отвыкаем от выбора
Но это были цветочки. Реальные возможности усилителя раскрылись только в сочетании с DT-6000, причём через аналоговое подключение по XLR. Если до этого микродинамика на басах, как тембральные краски в основной полосе у усилителя со встроенным ЦАПом могли показаться немного скуповатыми, а общий рисунок — несколько схематичным, то теперь реализм воспроизведения вышел скачком на новый уровень. В самой низкой полосе появилась незримая, но мощная опора, в мидбасах проступил плотный рельеф, выше по спектру — теплота и гармония, многослойность и живое дыхание. К сцене вообще не было вопросов — практически идеальная трехмерная картинка.
Заметим, что источником сигнала в последнем случае служил все тот же компьютер с Roon, переключенный на USB-вход DT-6000. Именно такая конфигурация показала самый впечатляющий результат. При проигрывании компакт-дисков, например, живая наполненность в звучании более-менее сохранялась, то той естественной и увлекающей нюансировки уже не было.
Теперь представляете, каков реальный уровень разрешения у DT-6000? Не всякие источники High End позволяют услышать такие тонкости!
У нас не было возможности корректно проверить качество звучания с источников, подключенных к DT-6000 по S/PDIF, но допускаем, что там тоже компромиссы неизбежны.
Полный тракт Roon + ЦАП/транспорт + усилитель запомнился также заметными различиями в типах файлов. Один и тот же трек в MQA с разрешением Studio звучал определенно богаче и был точнее оформлен пространственно как в сравнении с его рипом в CD-стандарте, так и с версией в DSD64. Даже при сопоставлении с DSD128 версия в MQA нередко казалась более честной (вероятно, это зависело от того, в каком формате — PCM или однобитовый — писался мастер). Теперь представляете, каков реальный уровень разрешения у DT-6000? Не всякие источники High End позволяют услышать такие тонкости!
В заключительных прослушивания мы проигрывали файлы на Macbook Pro не с помощью Roon, а штатными средствами Mac OS X, используя разные настройки для интерфейса USB. И вот тут нас ждал еще одни приятный сюрприз. Напомним, что интегральный усилитель с ЦАПом на чипсете TI при наилучших раскладах показывал подробный, но все-таки подчеркнуто техничный саунд. А транспорт на восьмиканальном ESS сумел сохранить внятный и тембрально сочный звук, почти не отличимый по деталировке и содержательности от Roon.
Вывод прозвучит ожидаемо: в пользу именно системного сочетания новых «бриллиантовых» компонентов Rotel говорит всё. И прежде всего то, что у DT-6000 отсутствуют цифровые выходы, и его использование в связке с RA-6000 фактически безальтернативно.
КОМПОНЕНТЫ
- Смартфон OPPO Reno, iPhone 11
- Ноутбук Apple MacBook Pro A2338
- Наушники Audio-Technica ATH-MSR7b (36 Ом)
- Акустические системы Bowers&Wilkins 702 Signature
- Кабели
- цифровые InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные XLR Transparent Ultra
- акустические Transparent Super
- силовые Audioquest NRG
Rotel Diamond DT-6000
Производитель: Rotel Europe/The Rotel Co, Ltd (Япония)
rotel.com
Поддерживаемые форматы: CD-Audio, CD-R/RW, LPCM 384 кГц/32 бит, MQA, DSD 2,8/5,6/11,2 МГц || Выходы: стереопара RCA и XLR || Входы: USB Type A (сервисный), USB Type B, коаксиальный, оптический TOSLink || Беспроводные протоколы: нет || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц (при неравномерности -0,15 дБ), 10 — 70000 Гц (-2 дБ) || Динамический диапазон: более 99 дБ || Отношение сигнал/шум: более 115 дБ || Искажения (S/PDIF/CD или USB): 0,0007/0,0012 % || Потребляемая мощность: 25 Вт || Отделка: черная, серебристая || Габариты: 431 х 104 х 320 мм || Масса: 8,11 кг
Rotel Diamond RA-6000
Входы: стерепара XLR, 3 стереопары RCA, Phono, 3 коаксиальных S/PDIF, 3 оптических TOSLink, USB Type B (PCM до 32 бит/384 кГц, MQA), USB Type A (для iPod) || Беспроводное подключение: Bluetooth (AAC/aptX HD) || Сопротивление на входах RCA/XLR: 5,6/100 кОм (47 кОм на Phono MM) || Выходы: «джек» 3,5 мм, 2 SUB, PreOut RCA || Выходная мощность: 200/350 Вт (8/4 Ом) || Воспроизводимый диапазон: 10 Гц — 100 кГц (+/-0,5 дБ) || Отклонения RIAA: +/-0,5 дБ || Отношение сигнал/шум: 103/102/80 дБ (RCA/Digital/Phono) || Гармонические искажения: менее 0,0075% || Интермодуляционные искажения: менее 0,03% || Демпинг-фактор: 600 || Потребляемая мощность: 500 Вт || Габариты (ВхШхГ): 431 x 144 x 425 мм || Масса: 18,81 кг
Источник: salonav.com