г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 23

EAT: современные технологии воспроизведения винила

07.07.2025 Возврат к списку Просмотрено: 166 раз

Кто бы знал, что в 21-ом веке можно организовать преуспевающую компанию, опираясь на технологии из середины века 20-го. В аудио индустрии это возможно, и за примерами далеко ходить не нужно. Один из таких примеров – компания EAT (European Audio Team). Впрочем, первое впечатление нередко бывает обманчиво. Да, модельный ряд EAT целиком занят ретро-аппаратурой: виниловыми проигрывателями, лампами и ламповыми усилителями, фонокорректорами, а также тонармами, головками звукоснимателей и прочими аксессуарами для воспроизведения «винила». Однако не стоит думать, что инженеры EAT скопировали свои продукты с музейных экспонатов. Присмотревшись, понимаешь – продукты EAТ созданы на самой современной технологической базе с использованием новейших материалов и комплектующих. Впрочем, дело не только в технологиях. Несмотря на достижения цифровизации, новые суперформаты звука и успехи полупроводниковой электроники, многие меломаны продолжают отдавать предпочтение аудиокомпонентам старой школы. А все потому, что людей в основной массе интересует не внутренняя схемотехника и не этапы цифро-аналогового преобразования, а музыкальность воспроизведения. Ну и внешний вид компонентов тоже имеет значение. А с этим, что у проигрывателей виниловых пластинок, что у ламповых усилителей – все в полном порядке. Поэтому и продажи, что одних, что других, долгие годы держатся на очень хорошем уровне.


Название European Audio Team было придумано неспроста. Были времена когда разработка и производство продукции EAT велись в нескольких странах Восточной и Западной Европы, но сегодня из-за преимуществ в логистике производство сосредоточено в Словакии и Чехии. Компания, созданная в середине нулевых Жозефиной Лихтенеггер (Jozefina Lichtenegger), довольно быстро проделала путь от малоизвестного бренда до одного из самых респектабельных производителей премиальных виниловых проигрывателей. Среди продуктов EAT встречаются очень дорогие устройства, но учитывая высочайший уровень разработки, изготовления, эксклюзивный дизайн и безусловное качество воспроизведения High End, высокая цена абсолютно оправдана. При этом подчеркнем важный момент – наряду с дорогостоящими элитными проигрывателями EAT успешно разрабатывает и продает проигрыватели средней ценовой категории: разброс стоимости составляет от 170 тыс. до более 3 млн. руб. (цены лета 2025-го года). Мало какие бренды, даже из крупных, могут позволить себе столь широкий охват рынка.


Жозефина Лихтенеггер - владелица и генеральный директор EAT

Владелица и генеральный директор EAT, Жозефина Лихтенеггер, пришла в аудио бизнес в конце 90-ых, защитив степень магистра по экономике. Далее она приобрела ценный опыт, участвуя в делах чешского производителя радиоламп VAIC. Отчасти это был семейный бизнес, так как владелец VAIC был женат на сестре Жозефины. Со своим будущим мужем – Хайнцем Лихтенеггером – Жозефина познакомилась в 2003-ем году на встрече с потенциальными дистрибьюторами. В России Хайнц известен как глава австрийской компании Pro-Ject, но на самом деле он куда более влиятельная фигура. В холдинг Лихтенеггера Audio Tuning Vertriebs помимо Pro-Ject входят и другие именитые бренды: Musical Fidelity, J.C. Verdier, Rekkord Audio, Tone Factory, Mo°sound и другие. Кроме того, Audio Tuning является очень крупным продавцом и дистрибьютором аудиотехники.

Но вернемся к истории EAT. В 2006-ом Жозефина выкупила завод по производству радиоламп Tesla Vrsovice, который и стал отправной точкой для рождения ее собственного бренда. И пусть сам завод пришлось несколько раз переносить, Жозефине удалось сохранить костяк из высококвалифицированных сотрудников. Тему радиоламп компания не забросила, продолжая по сей день выпускать наиболее ходовые модели: ECC803, ECC88, 300B и KT88. Компания принципиально не гонится за большими тиражами, отдавая предпочтение качеству. И это не просто похвальба, лампы EAT изготавливаются вручную опытнейшими мастерами и считаются одними из лучших в своем классе.

        


Те кто интересуется радиолампами в аудио наверняка видели изделия EAT, даже не осознавая этого. «Пальчиковые» лампы EAT не спутаешь ни с какими другими благодаря фирменной опции – запатентованному радиатор-демпферу, который одновременно поглощает вибрации и отводит лишнее тепло. Радиаторная часть полезной штуки сделана из легкого алюминиевого сплава с анодированной поверхностью. А демпферы, вставленные в пазы на внутренней стороне «кольца», выполнены из специально подобранной смеси тефлона с ПТФЭ. Суть же патента заключается в том, что алюминиевое «кольцо» имеет форму шестиугольника с несколькими пазами на каждой грани. Переставляя демпферы в разные пазы можно регулировать внутренний размер «кольца», надевая его на лампы разного диаметра от 19 до 22 мм. Радиатор-демпферы EAT можно приобрести отдельно и самостоятельно установить на подходящие лампы.

LP-проигрыватели EAT

Сегодняшний продуктовый ряд компании довольно велик, но основу его по-прежнему составляют проигрыватели винила. О всех моделях мы рассказывать не будем, рассмотрим лишь конструкцию знаковых аппаратов. Заодно проиллюстрируем на конкретных примерах разницу между референсными проигрывателями EAT, а также моделями из средней и базовой групп. Забегая вперед, заметим, что даже стартовые модели проигрывателей EAT сделаны на высоком уровне, демонстрируя инженерные решения, которые обычно не встретишь в аппаратах данной ценовой категории.


    


    

Группа флагманских LP-проигрывателей EAT объединяет четыре модели: Fortissimo и Fortissimo S, Forte и Forte S. Бескомпромиссные по всем параметрам проигрыватели Fortissimo и Forte имеют раздельные шасси для блока «вертушки» и моторной секции, в то время как модели с литерой «S» собраны на едином шасси и поэтому имеют более компактные размеры. Но все флагманские модели объединяет принцип очень тяжелого опорного диска, слабочувствительного к мелким вибрациям и обладающего очень стабильной скоростью вращения.

Для наглядности рассмотрим подробнее конструкцию главного «босса» – проигрывателя Fortissimo. Для его перемещения стоит озаботиться тележкой, так как проигрыватель монструозно тяжел и весит 68 кг. Крупный опорный диск проигрывателя весом более 22 кг имеет увеличенный до 40 см диаметр. По периметру диска располагаются 12 цилиндрических вставок-утяжелителей из латуни или молибденового сплава, плюс дополнительная круглая плита на самом верху опорного диска прямо под виниловым матом для пластинки. Сам диск изготовлен из двух сплавов: более тяжелый применен на периферии, более легкий – внутри, а для демпфирования механических резонансов используется прослойка из сорботана.

Блок «подвеса» опорного диска в Fortissimo – это отдельная история. Блок выполнен из сплава с хромом, массивный вал инвертированного подшипника покрыт высокотехнологичным материалом Movic (с молибденом в составе), позаимствованным из аэрокосмической промышленности. Это решение позволило в 6 раз уменьшить трение по сравнению с более ранними образцами. Шарик подшипника сделан из очень твердой и инертной керамики. На стороне опорного диска «чашка» подшипника покрыта тефлоном, который сочетает гладкость поверхности с хорошими демпфирующими свойствами. Совсем интересно – в базу подшипникового блока и опорный диск встроены сильные неодимовые магниты, отталкивающие друг друга. Получается, что тяжелый опорный диск частично «левитирует» за счет магнитов, существенно снижая нагрузку на подшипник. Благодаря новациям инженерам EAT удалось избавиться от эффекта акустического рокота, типичного для LP-проигрывателей с тяжелыми опорными дисками.

Мотор Fortissimo вынесен на отдельное шасси, тем самым изолируя основной блок проигрывателя от вибраций. Моторный блок довольно тяжел, используя слоистый корпус из металла и MDF. Внутри применена сложная электрическая схема с отборными комплектующими и фильтрами, выдающая стопроцентно чистый переменный ток. Блок оснащен сразу двумя малошумящими приводами, которые в комбинации работают «тише», чем один более мощный движитель. Пассики изготовлены из особого силикона, который хорошо гасит собственные колебания.


        

Стандартно проигрыватели Fortissimo поставляются с фирменными тонармами C-Note или F-Note. Последний был специально разработан как апгрейд для старших проигрывателей бренда. Этот тонарм отличается существенной массой и прецизионной механикой с использованием четырех подшипников с низким коэффициентом трения. Кроме того тонарм обладает улучшенной точностью настроек, в том числе благодаря юстировке по лазерному лучу. В F-Note покупатель имеет возможность заменить трубку тонарма, выбрав материал и форму (прямую или S-образную). Однако на этом возможные опции не заканчиваются – на заказ клиенту могут поставить проигрыватель Fortissimo с тонармом от Graham или Ikeda. Еще одно доступное улучшение – приобретение виброзащитной платформы Fortissimo Base.

Модели Fortissimo отделываются черным рояльным лаком или шпоном с оттенком макассар, но на заказ можно приобрести двухцветные решения, варианты со вставками из натуральной кожи или керамических панелей в произвольных цветах. Дизайн – объективно сильная сторона EAT, причем проигрыватели компании (не только старшие модели) в целом выделяются оригинальными отделками на фоне других производителей.

LP-проигрыватели Forte сделаны по тем же принципам с незначительным упрощением конструкции и сниженным весом. В частности в моделях не применяется аэрокосмическое напыление вала подшипника и используются облегченные опорные диски, лишенные вставок-утяжелителей: у Forte – 20 кг, у Forte S – 15 кг (за счет сокращения диаметра диска до 36 см).

    


    

Однако кроме крупных тяжелых флагманов, EAT выпускает элегантные проигрыватели куда меньших габаритов и не по таким кусачим ценам. Один из таких проигрывателей носит имя C-Sharp – по сравнению с флагманскими моделями он просто пушинка: 13.5 кг собственного веса, плюс полкило выносного блока питания и управления. Шасси проигрывателя выполнено из MDF наивысшей плотности. Над шасси располагается стол из углеродного волокна и MDF, установленный на 10 промежуточных конусах из термопластового эластомера (TPE) – одного из лучших современных материалов для поглощения вибраций. Мотор с пассиковым приводом скрыт под опорным диском, имеющим двойную конструкцию. Внизу – 700-граммовый суб-диск, над ним – пригнанный с прецизионной точностью основной диск, выполненный из утяжеленного алюминиевого сплава и демпфированный вставками из TPE. На самом верху расположен широкий виниловый мат, а для прижима пластинки используется массивный клэмп. Проигрыватель оснащен фирменным тонармом C-Note, объединяющим преимущества одноопорного рычага с подшипниковым шарнирным. Трубка тонарма, вторя верхней части стола, изготовлена из углеродного волокна, используя для эффективного поглощения микровибраций силиконовый наполнитель.


        

Второй проигрыватель из средней группы, о котором мы расскажем, называется C-Dur. Проигрыватель также оборудован двойным опорным диском и предустановленным тонармом C-Note. Массивное шасси аппарата изготовлено из MDF толщиной 5 см и внизу опирается на регулируемые по высоте конические ножки с TPE-вставками. Опорные диски сделаны из алюминия: суб-диск весит 900 г, основной диск – 5.2 кг при общей массе проигрывателя 15.6 кг. В блоке «подвеса» используется керамический подшипник и отполированный вал из нержавеющей стали. Венчает опорный диск фетровый мат. Проигрыватель шикарно смотрится, особенно в отделке шпоном сливы с покрытием рояльным лаком. Кроме того нельзя не упомянуть эксклюзивную версию C-Dur со столом, отлитым из бетона. По весу бетонная версия вдвое превышает стандартную, достигая 32 кг, что позитивно сказывается на звучании. Из-за этого ограниченный тираж модели уже несколько раз «переиздавался».


         


Проигрыватель B-Sharp – шаг по направлению к более доступным LP-проигрывателям. Однако он приятно удивляет продвинутой конструкцией. При весе 8.5 кг B-Sharp оборудован основным шасси из MDF и суб-шасси, подвешенным на уже знакомых нам по более дорогим моделям демпферах из TPE. Внизу стол опирается на регулируемые по высоте антивибрационные ножки. По умолчанию проигрыватель укомплектован головкой Ortofon 2M Blue ММ-типа и тонармом B-Note, оборудованным головкой звукоснимателя из анодированного алюминия и трубкой из углеродного волокна. Тонарм, несмотря на свой базовый ранг, позволяет все ключевые юстировки и снабжен функцией антискатывания (anti-skating), которая значительно упрощает настройку.


    

Prelude – стартовый LP-проигрыватель в линейке EAT. Аппарат весит 5.5 кг, оснащен алюминиевым опорным диском с фетровым матом и полированным с минимальным допуском подшипником из нержавеющей стали, помещенным в бронзовую втулку. Стол черного цвета выполнен из MDF и покрыт восемью слоями глянцевого лака. Малошумящий мотор механически развязан с корпусом, не передавая тому вибрации. Тонарм проигрывателя оснащен головкой Ortofon 2M Red ММ-типа. Трубка тонарма и головка звукоснимателя сделаны как целое из углеродного волокна. Для демпфирования резонансов в тонарме применяется блок подшипников и противовес.

До сих пор мы обходили вниманием головки звукоснимателей EAT. У компании есть богатый опыт использования в своих проигрывателях головок Ortofon, да и основа модельного ряда картриджей EAT – модели Jo №5 и Jo №8, имеющие хорошую прессу и позитивные отзывы – представляют собой качественные доработки головок этой датской компании. Однако недавно EAT выпустила совершенно новую головку MC-типа Jo №10 – полностью фирменную разработку, нацеленную на бескомпромиссную точность воспроизведения.


        

Иглодержатель (кантилевер) EAT Jo №10 изготовлен из экстремально легкого и экстремально прочного искусственного алмаза. Игла имеет особую форму с микрогребнем (micro-ridge), позволяющим стилусу аккуратно следовать изгибам звуковой канавки. Катушка сделана из меди высочайшей чистоты. Якорь катушки подвергается криогенной обработке, улучшающей магнитную линейность и дающей чрезвычайно низкие искажения. Корпус головки выточен из твердой древесины, вручную покрыт натуральным шеллаком и расписан мастером (по слухам этим занимается наша соотечественница – профессиональный реставратор икон). А вес головка имеет минимальный – всего 6 г.

Ламповые аудиокомпоненты EAT

Фонокорректоры на радиолампах – это еще одна большая категория продуктов EAT, выделенных в семейство E-Glo. Опять же, мы не будем рассказывать обо всем, выбрав лишь несколько моделей из доступных в России. Компоненты отличает представительный внешний вид с дизайном в стиле ретро: лампы напоказ, крупные ручки и тумблеры на верхней панели, декоративные деревянные накладки на боках корпусов.


        

Но начнем мы не с фонокорректора, а со стоящего в семействе особняком интегрированного усилителя E-Glo i. Выходной каскад усилителя собран на прославленных лампах KT88 производства Electro Harmonix или EAT. Схема переключается между триодным и ультралинейным режимами, кроме того у усилителя есть функция автоматического смещения с катодной обратной связью. Регулятор громкости сделан на релейных матрицах, индивидуальных для каждого канала. Регуляторы позволяют изменение громкости с шагом 1 дБ в диапазоне 63 дБ. Отклонение в уровнях каналов не превышает 0.05 дБ, превосходя по этому параметру лучшие потенциометры. Выходные трансформаторы для расширения полосы пропускания оснащены несколькими секциями двухпроводных обмоток, обеспечивая усилителю рабочий диапазон до 50 кГц (±0.5 дБ). Что касается мощности, E-Glo i дает 2 х 35 Вт в ультралинейном режиме и 2 х 18 Вт в триодном, работая в чистом классе А.


        


Ламповый фонокорректор E-Glo 2 – старший среди устройств этой категории у EAT. Фонокорректор сделан из отборных комплектующих, используя схему на базе шести ламп: 4х ECC83, 2x ECC88. В устройстве используется полностью пассивная схема коррекции с нулевой обратной связью. E-Glo 2 работает с картриджами ММ/МС типов, позволяя выбор сопротивления и емкости нагрузки. Для картриджей MC есть возможность подключения к балансным входам XLR. Линейный блок питания вынесен в отдельный корпус и оборудован тороидальным трансформатором с двойным экранированием между обмотками, защищая сигнал от радиочастотных помех. Особого упоминания заслуживает красивая подсветка ламп с возможностью выбора цвета.


        

E-Glo Petit – наоборот, самый младший фонокорректор в модельном ряду EAT. Устройство собрано в компактном корпусе, не изменяя, впрочем, дизайнерским традициям семейства. Фонокорректор имеет полностью дискретную гибридную схему, использующую лампы 12AX7 и полевые транзисторы в каскодном включении. Усовершенствованный блок питания оснащен эффективными схемами стабилизации и фильтрации, и оборудован дополнительной цепью, поддерживающей лампы в оптимальном рабочем режиме. Цепь держит лампы «горячими», а значит всегда готовыми выдать максимальную производительность. Фонокорректор поддерживает картриджи MM/MC, дает выбрать импеданс и емкость нагрузки, а кроме того имеет отключаемый инфразвуковой фильтр (на всякий случай).

На недавней выставке в Мюнхене EAT объявила о значительном расширении линейки фонокорректоров, обещая устройства с полностью балансным трактом (на вход и на выход), а также распространение на новые модели функции подсветки ламп. Поставки новых фонокорректоров EAT в Россию планируются уже этим летом.

*****

Компания EAT выпускает широкий ассортимент LP-проигрывателей и принадлежностей к ним (тонармы, головки звукоснимателей, фонокорректоры и т. д.), нацеливаясь на премиальный класс воспроизведения и стильный дизайн, скрывая за привлекательным ретро-обликом аппаратуры современные материалы и технологии. Если вы хотите взять максимум от звучания «винила», рекомендуем обратить внимание на продукцию EAT. И конечно, не стоит игнорировать лампы и ламповые аудиокомпоненты EAT, достойные вашего внимания не меньше проигрывателей.


Источник: avreport.ru

EAT Fortissimo S C-note 12" Makassar
EAT Fortissimo S C-note 12" Makassar
Проигрыватель виниловых дисков, привод: пассиковый, скорости вращения: 33/45, мотор: переменного тока, диск опорный: алюминий, 400 мм, 22 кг, материал стола: МДФ, антирезонансные магнитные опоры TPE, тонарм: C-note 12", звукосниматель: опция, габариты: 550 x 250 x 440 мм, вес: 47 кг, варианты цветов: Makassar.

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша