Саундтрек без посредников
Мы настолько привыкли к затасканному рекламному штампу «выбор профессионалов», что даже не обращаем на него внимания. Между тем в некоторых случаях это выражение может иметь под собой вполне реальную подоплёку. Как, например, в нашем — система, которую мы сегодня будем слушать, представлена двумя брэндами, пользующимися заслуженным авторитетом у самых именитых деятелей киноиндустрии.
Акустические системы MK Sound более 35 лет считаются стандартом контрольной акустики для работы с многоканальными фонограммами. Они установлены на крупнейших голливудских киностудиях, в просмотровых залах, а также комнатах прослушивания Dolby Laboratories и DTS, расположенных в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Среди всех компаний, производящих акустику, MK Sound одна из первых начала сертифицировать свои изделия в соответствии с требованиями THX. Напомню, что они были разработаны специалистами Lucasfilm, чтобы максимально приблизить звучание систем домашнего кинотеатра к тому, что было задумано звукорежиссёрами при записи в студии. Более того, по многим параметрам акустика MK Sound превосходила спецификации THX, что и было по достоинству оценено Джорджем Лукасом — мониторы этой марки использовались при создании саундтреков к трём эпизодам «Звездных войн».
Любопытно, что именно MK Sound создала первую в мире специализированную акустическую систему для воспроизведения баса. Пассивный сабвуфер с двумя мощными драйверами был изготовлен в 1973 г. по заказу группы Steely Dan для сведения альбома «Pretzel Logic», а годом позже появилось первое подобное изделие для домашнего применения. В 1977-м компания (тогда она называлась Miller & Kreisel в честь своих основателей) развивает успех, выпустив на рынок первую активную бас-машину под названием MK Servo Volkswoofer.
В нашей системе три акустические системы S-150 THX, установленные на невысоких стойках, озвучивают центральный и фронтальные каналы. Формой корпуса они действительно напоминают скорее студийные мониторы, чем обычные домашние полочники. На широкой лицевой панели в два ряда расположены пять излучателей, работающие в двухполосной конфигурации.
Акустическое оформление закрытое — это непреложное правило компании, которое соблюдается даже при проектировании сабвуферов. За счёт этого достигается высокое быстродействие, способность достоверно воспроизводить резкие звуки. Два мидбасовых драйвера калибра 5 1/4 дюйма с полипропиленовыми диффузорами работают в параллель и способны выдержать подводимую мощность до 400 Вт. Высокие частоты воспроизводятся тремя твитерами, выстроенными в вертикальную линейку. Каждый купол дюймового калибра (шелк с антирезонансной пропиткой) находится в центре параболического волновода, расширяющего диаграмму направленности. Для снижения интерференции между ВЧ-излучателями наклеены перегородки из пористого звукопоглотителя. Временное согласование головок осуществляется фирменными кроссоверами Phase Focused.
Обеспечение тыла мы возложили на два монитора SS-150 THX Tripole, которые были специально разработаны для этой цели. Несмотря на небольшие размеры, они представляют собой две независимые системы в одном корпусе, способные излучать в трёх направлениях. Первая, состоящая из мидбаса и твитера (аналогичных тем, что используются в S-150), отвечает за точную локализацию источников. Ещё два широкополосных излучателя, установленных на боковых гранях, работают от 300 Гц и создают непрерывную панораму позади слушателей. Акустика не боится перегрузок благодаря охлаждению звуковых катушек ферромагнитной жидкостью. Эти мониторы могут размещаться как на стойках, как в нашем случае, так и на стенных кронштейнах (опция).
Сабвуфер MX-350 THX тоже имеет не совсем обычную конструкцию. Он построен на двух длинноходных 12-дюймовых драйверах, работающих пуш-пулльно на закрытый объём. Один из них установлен на передней панели, а второй — снизу, магнитом наружу. Такое решение даёт сразу несколько преимуществ по сравнению с традиционными: вдвое увеличивается звуковое давление, а бас отличается быстротой и не имеет посторонних призвуков за счёт отсутствия фазоинвертора. Встроенный 350-ваттный усилитель выполнен по фирменной схемотехнике Headroom Maximizer IV, которая снижает заметность искажений при клиппинге. Активный фильтр перестраивается в пределах 50 — 125 Гц, а нижняя граница воспроизведения при правильной установке в комнате может достигать 18 Гц.
Компания Parasound из Сан-Франциско, возглавляемая аудиоинженером Джоном Кёрлом, тоже хорошо известна в профессиональных кругах. Усилители мощности этой марки по достоинству оценили звукорежиссёры Lucasfilm, Pixar, Sony Pictures, 20th Century Fox, Warner Brothers, Universal Pictures, Skywalker Sound, и название фирмы даже упомянуто в титрах «Звездных войн». Компоненты Parasound также участвовали в озвучивании таких фильмов, как: «Парк Юрского периода», «Гарри Поттер», «Индиана Джонс», «Люди–Х», «Рататуй», «Симпсоны» и «Терминатор-2».
Пятиканальный оконечник Parasound 51A мы тестировали два месяца назад, и он получил награду экспертов за выдающееся звучание в музыкальной системе. Сегодня мы испытываем его по прямому назначению — для озвучивания довольно большого кинозала.
Но сначала несколько технических подробностей. Этот массивный аппарат, разработанный самим Джоном Керлом, относится к референсной серии HALO и сертифицирован по THX Ultra2. Способность выдать 5 х 400 Вт на 4-омной нагрузке в немалой степени обусловлена наличием тороидального трансформатора 2,2 кВт с пятью независимыми обмотками и сглаживающего фильтра общей ёмкостью 164000 мкФ. Для усиления напряжения используются полевые транзисторы, а мощности — 15-амперные биполярные, по 8 штук в каждом канале. В схеме нет переходных конденсаторов, связь между всеми каскадами непосредственная. Предусмотрена защита от любых аварийных ситуаций, внешнее управление по 12-вольтовому триггеру и балансное подключение.
Источником в нашей системе служил Blu-ray проигрыватель NAD M56, который по качеству картинки может дать фору многим конкурентам. Он поддерживает разрешение 1080p/24, расширенный цветовой охват Deep Colour и xvYCC, способен работать в локальной сети через порты Ethernet и Wi-Fi.
Несмотря на то, что M56 имеет собственные декодеры Dolby TrueHD и DTS Master Audio 7.1, для получения бескомпромиссного звучания мы подключили его к предусилителю-процессору NAD М15HD. Он построен на двух 24-битовых сигнальных процессорах с фантастической производительностью, за счёт чего достигается меньший уровень искажений и шумов, чем могут обеспечить широко распространенные 32-битовые DSP с плавающей запятой. Преобразование из цифры в аналог и наоборот происходит в формате 24 бита/192 кГц, для этого используются самые продвинутые чипы Burr-Brown, Wolfson и AKM. Таким образом, аппарат способен работать со всеми существующими ныне аудиоформатами.
Пока мы фотографировали со всех возможных ракурсов, сотрудники салона включили многоканальный DVD «Aero» Жана-Мишеля Жарра. И вот что интересно, где бы я ни был — на передней линии, в центре комнаты или уходил, чтобы не попасть в кадр, назад, — звуковая картина оставалась неразрывной с правильным балансом и временным согласованием всех шести каналов. Именно шести, поскольку сабвуфер тоже органично вписывался в общий строй — бас не опаздывал и при вполне солидной глубине не казался слишком назойливым. Под впечатлением тестовое прослушивание я решил начать с музыки, точнее, с юбилейного DVD «Аквариум 30» со звуковыми дорожками в Dolby Digital и DTS [1]. В отличие от картинки звук на нём прописан очень грамотно, с великолепным разрешением — хотя и в далеко не идеальных концертных условиях. В комнате эта атмосфера была скопирована со скрупулёзной точностью, и иллюзия присутствия в зале была очень убедительной. И дело не только и не столько в звуке как таковом, а в способности передать смысловые и эмоциональные оттенки, энергетику исполнителей. Никогда не был поклонником БГ, но должен признать, что его песни способны оказывать какое-то гипнотическое воздействие. Наверное, «виновата» атмосфера живого зала и отсутствие каких-либо артефактов звучания, отвлекающих внимание. Наш кинозал был не очень большим, но и уровень громкости не превышал разумных пределов. При этом звуковая сцена казалась неразрывной по всему периметру, очень натурально ощущалось присутствие зрителей справа, слева и сзади. Полное впечатление, что сидишь в середине первых рядов партера: спереди великолепно выстроенный музыкальный перформанс, а вокруг «воздух» — реверберация, аплодисменты, выкрики зрителей…
Но, как и следовало ожидать, настоящие способности системы проявились на голливудских боевиках. Здесь стали очевидны преимущества закрытого оформления акустики, и в первую очередь сабвуфера. Любые звуки с резкой атакой — удары при столкновении машин, выстрелы, взрывы — кажутся абсолютно естественными. Даже тыловая панорама тембрально выверена и пространственно организована. Особенно это заметно на «Терминаторе-3» [2], когда блондинка на пожарной машине бесстрастно крушит столбы, другие автомобили и придорожные строения. Грохот и отдельные удары настолько убедительны, что невольно оглядываешься. Великолепна и сцена на кладбище: Шварценеггер стреляет из ручного пулемета, и в наступившей вдруг тишине отчетливо слышно, как на каменную плиту падает последняя гильза. Хотя чувствуется и то, что специалисты MK Sound всё же пожертвовали глубиной баса ради его качества — не могу сказать, что инфранизкая составляющая была слишком убедительной. Правда, сабвуфер стоял на подиуме между фронтальными АС, возможно, переместив его в угол, можно было бы сделать bass boost.
Очень ценно то, что для центрального и фронтальных каналов использовались одинаковые мониторы. При перемещении автомобиля с левого фланга на правый (а таких моментов довольно много в «Зелёном шершне» [3]) характер звучания двигателя не меняется. В инсталляциях с напольными фронтами и центральным громкоговорителем, втиснутым горизонтально в ТВ-тумбу, грузовик по ходу движения может превратиться в легковушку, а затем опять вернуться к прежним габаритам.
И второй важный момент, о котором я уже упоминал — плотное заполнение заднего плана достигается не увеличением громкости в тыловых каналах (при этом нарушается пространственный баланс), а исключительно за счёт особой дисперсии мониторов SS-150 THX. Такие результаты с обычными громкоговорителями не получатся даже при самой тщательной калибровке системы.
Редакция благодарит салон SoundProLab за помощь в организации и проведении прослушивания
Источник: журнал Салон Audio Video июнь 2011