Интегральный усилитель Pathos TT Anniversary

Открытая архитектура
Чем ближе знакомишься с этим усилителем, тем больше неожиданностей. На вид – претенциозная дизайнерская штучка с узкой лицевой панелью и яркими цветовыми сочетаниями. Но попробуйте его поднять, и первый шок будет обеспечен: эта изящная конструкция при отнюдь не рекордных габаритах весит 32 килограмма. Всё дело в необычной схемотехнике, требующей повышенного энергообеспечения от нескольких сетевых трансформаторов.
В этой модели, как и некоторых других, выпускаемой под маркой Pathos, применяется запатентованная архитектура INPOL (Inseguitore Pompa Lineare), что в дословном переводе означает «линейный повторитель с накачкой». Выходной каскад на мощных MOSFET транзисторах работает в «чистом» классе А с питанием через сильноточный дроссель, который в связке с конденсатором большой ёмкости запасает энергию, необходимую для динамичной раскачки акустических систем. Повторители INPOL выполнены в виде высоких вертикальных модулей с теплоотводами с двух сторон. Они охлаждаются за счёт естественной конвекции при прохождении воздуха через прорези в днище корпуса и верхней панели. Эта особенность конструкции отражена в названии модели: TT означает Twin Towers. Как известно, повторители усиливают сигнал не по амплитуде (Кус у них даже чуть меньше единицы) а по току. Поэтому модули INPOL даже при эффективной конвекции сильно греются, а потребляемая усилителем мощность при отсутствии сигнала достигает 240 ВА. Пульсации на шинах питания сглаживаются четырьмя электролитическими конденсаторами емкостью 33000 мкФ каждый.
Для усиления входного сигнала до необходимой амплитуды используются двойные триоды EСС83 (12AX7), т.е. Pathos TT Anniversary – аппарат гибридный. И такое решение вполне оправдано: лампы обладают высокой линейностью, рабочей полосой до нескольких мегагерц, большим динамическим диапазоном и коротким шлейфом гармоник. Всё это позволяет строить отличные усилительные каскады без общей обратной связи. И её отсутствие я считаю главной особенностью Pathos TT, что в сочетании с выходными каскадами, работающими в классе А, позволяет говорить о реальном и бескомпромиссном аудиофильском подходе. Кроме того, по вольт-амперным характеристикам полевые транзисторы очень близки к вакуумным триодам, но лишены их главного недостатка – неспособности работать с низкоомной нагрузкой без согласующего трансформатора. Это делает концепцию Pathos TT ещё более привлекательной.
О плюсах и минусах общей обратной связи исписаны тонны бумаги, но споры продолжаются и по сей день. Да, введение ООС позволяет расширить полосу частот, снизить искажения и выходное сопротивление усилителя, другими словами — получить хорошие характеристики минимальными средствами. Но у каждого решения есть и оборотная сторона. Как известно, динамическая головка при работе посылает в усилитель «отдачу», т.е. противо-ЭДС с широким спектром, которая по петле обратной связи попадает на вход и смешивается с полезным сигналом. Нарушается гармоническая чистота музыки, хотя с инженерной точки зрения (на синусе) искажений становится меньше. Чем же разработчикам Pathos TT пришлось заплатить за «безосную» архитектуру? Непринципиальным повышением искажений (менее 0,5% при полной мощности 2 х 35 Вт на 8 Омах) и пониженным демпфинг-фактором, из-за чего с этим усилителем не рекомендуется использовать акустические системы с импедансом ниже 5 Ом.
Выходной каскад на мощных MOSFET транзисторах работает в «чистом» классе А с питанием чрез
сильноточный дроссель, который в связке с конденсатором большой ёмкости запасает энергию.
Усилитель рассчитан на подключение пяти линейных источников, и одного из них – по балансному входу. Громкость регулируется с шагом 1 дБ многооборотным энкодером, который управляет линейкой вакуумных реле с контактами из тория. Те, в свою очередь, коммутируют магазин резисторов с допуском 1%. Регулировка возможна и с пульта ДУ, уровень в децибелах показывается на маленьком дисплее.
В нашем экземпляре усилителя штатные лампы Sovtek были заменены на EAT Diamond, что дало заметный прирост гармонического разрешения в верхней полосе.
Звуковым почерком TT Anniversary отличается от большинства транзисторных усилителей, и это слышно сразу. Более того, он не похож и на ламповые – ни однотактные, ни на пуш-пулл. Поначалу звучание кажется немного легковесным, но потом понимаешь, что с басом и его подачей всё в порядке, просто нет привычной грузности и раскатитости, создающей иллюзию наполнения нижнего регистра. Здесь же при полной глубине сохраняется чёткость и тональная структура, присущая различным инструментам в этой полосе.
То же самое, но гораздо более отчётливо проявляется в средней полосе: рояль буквально оживает благодаря естественному характеру атаки и послезвучий, отклику массивной деки и безукоризненной чистоте каждой ноты. В подаче присутствует и пластика, и ритм, поэтому можно слушать даже Жака Люсьера [1] – его игра воспринимается на редкость живой и эмоциональной.
По вольт-амперным характеристикам полевые транзисторы
очень близки к вакуумным триодам, но лишены их главного
недостатка – неспособности работать с низкоомной нагрузкой.
Но больше всего понравилось, как усилитель раскрывает верхний регистр. Дело в том, что сборка твитеров, установленная в акустике Dali Epicon 6, очень чувствительна к присутствию даже малейшей «грязи» — продуктов искажений усилителя и недостаточно отфильтрованных помех из цифрового источника. Отсюда, кстати, и миф, что Dali играют жёстко, но это следствие недостаточной прозрачности тракта. В паре с Pathos TT Anniversary верх получается очень ясный, открытый, без малейших намёков на агрессию, и это при верхней заявленной границе усиления 78 кГц. Очень похоже на звучание толкового триодного усилителя. Скрипка [2] – пожалуй, лучшая из всех, что мне доводилось слышать. Экспрессия, «канифоль», бархат… Плюс филигранная локализация и пространственное разделение инструментов оркестра.
Конечно, отсутствие обратной связи даёт не только преимущества, но к чести разработчиков TT Anniversary, негативные последствия здесь сведены к минимуму. Если врубить на полную катушку, например, насыщенный драм-н-бейс [3], то можно заметить некоторую потерю общей разборчивости и чёткости ритма, но с этим диском достойно справляются не все интегральники с традиционной схемотехникой.
Преимущество TT Anniversary не в силе вообще, а в способности эту силу показать именно там, где она нужна, и дать слушателю ощущение если не Карнеги-Холла, то уютного джазового клуба — наверняка. Усилитель оперирует чрезвычайно тонкими музыкальными нюансами, в т. ч. эмоциональными, и выдаёт открытый саунд с динамическими контрастами, характерными для живого исполнения. Согласен, кое-что из этого способны продемонстрировать хорошие ламповые усилители, но с таким энергетическим потенциалом – сомневаюсь.
Преимущество TT Anniversary не в грубой силе, а в
способности эту силу показать именно там, где она нужнее всего.
Рояль буквально оживает благодаря естественному характеру атаки и послезвучий,
отклику массивной деки и безукоризненной чистоте каждой ноты.
Источник: http://www.salonav.com
Наша афиша | Вся афиша
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Наша афиша | Вся афиша
Мастер музыкальных перевоплощений: Copland CTA407
Датский бренд Copland имеет прочное представительство в привилегированном High End-клубе и немалое число поклонников среди аудиофилов и экспертов во всем мире. Таков итог десятилетий кропотливой работы компании из Копенгагена под началом ее...
17.07.2025

Музыкальная синергия высшего порядка: Copland CSA150 и Klipsch Heresy IV
Насколько музыкально состоятельным и удачным может быть союз двух аудиокомпонентов, можно услышать на примере совместной работы усилителя и акустических систем двух брендов, из Старого и Нового Света, интегрированного усилителя Copland CSA150 и...
26.06.2025

Тест фонокорректора Audio Analogue AAphono: жизнелюбивые операционники
Что будет, если взять технологии из топовой линейки, посвященной юбилею компании, и посмотреть на них в несколько ином свете? В случае итальянской Audio Analogue получилась линейка PureAA — чистейшая выжимка из того, что представляет собой суть...
15.04.2025

Тест акустики Wharfedale Super Linton: выбирают по обложке
В попытке вспомнить, какая же именно компания запустила современный тренд на производство акустики в стиле ретро, я пришел к выводу, что Wharfedale с их Denton 80 были если не самыми первыми, то как минимум одними из первых, кто параллельно с...
24.03.2025

Meitner MA3i — канадец в авангарде цифрового аудио
В разных областях деятельности есть свои знаковые фигуры: Ле Корбюзье в архитектуре, Яша Хейфец в игре на скрипе… Эд Мейтнер в цифровых аудиотехнологиях. В свое время Sony и Philips привлекли Мейтнера — к тому времени многоопытного конструктора...
25.02.2025

Акустические системы Wharfedale Super Linton
Эти системы усовершенствованная версия трёхполосных Linton 85 Anniversary, выпущенных в 2019 году, и она также разработана известным специалистом Питером Комо. Хотя обе модели выполнены в классическом дизайне 70-х и внешне очень похожи, отличий у...
31.01.2025

Тест полочников Leak Sandwich 250: обманчиво винтажная внешность
Времена, когда любителя качественного звука можно было удивить ретро-акустикой, давно прошли. Теперь буквально каждый бренд, чья история уходит в прошлый век, занимается возрождением классических моделей с той или иной степенью аутентичности. И,...
21.01.2025

Усилители Quad: предварительный 33 и оконечный 303
Через 57 лет после выхода своих самых популярных моделей британский бренд выпускает их обновлённые реплики. Благодаря уникальному дизайну, сочетающему неповторимый облик прототипов 70-х (которые даже были представлены в нью-йоркском Музее...
05.12.2024

Акустические системы Tannoy Super Gold Monitor 15
Большие студийные мониторы из аналоговой эпохи звукозаписи до сих пор приводят многих меломанов в восхищение. За некоторыми уцелевшими раритетами на рынке винтажа идет настоящая охота. Но есть другой путь, и он перед вами — вы получаете новенькие...
30.11.2024

Проигрыватель винила Transrotor Bellini TMD
Очень интересная вещь у нас на испытании — 24-килограммовый проигрыватель с фирменным магнитным приводом Transrotor Magnetic Drive. Это классическая конструкция, выполненная из акрила и алюминия с выносным двигателем и проводным блоком управления.
24.11.2024

Тест проигрывателя Transrotor Max Nero: равномерное упрощение
У Transrotor каталог построен интересным образом: даже младшая модель, Max, выглядит достаточно космически, в то время как собранная в более традиционном для большей части мира форм-факторе Strato, недавно побывавшая у нас на тесте, находится...
30.10.2024

Стендовые акустические системы Leak Sandwich 250
Колонки в таком формате тепло примут многие меломаны в нашей стране. Одним они напомнят популярные и очень заводные советские S90. Другим — роскошные трехполосные Diatone из Японии, которые даже спустя полвека вызывают уважение качеством...
14.10.2024

Стендовые мониторы Davis Acoustics Ariane 2
Недорогая и хорошо звучащая акустика до сих пор в дефиците — это показывает стабильный интерес меломанов к самодельным конструкциям из нашего раздела «Практика AV». Приятных исключений на нынешнем хай-файном рынке действительно немного, но они всё...
30.09.2024
