Компоненты Naim XS и акустика Neat Momentum SX3i
Блюстители порядка
Таких систем, поверьте, на рынке единицы, хотя сам по себе изобарический принцип низкочастотного оформления уже давно не нов. Боб Сердженер, основатель Neat Acoustics, его впервые применил в своих разработках еще двадцать лет назад. Затем у него возникла идея перенести этот опыт в акустику среднего класса. Не так давно мы уже познакомились с одной из таких моделей – с напольными Momentum SX5i. Нынешний образец представляет собой самую доступную систему в мини-мониторном формате, но тех, кто не жалует полочники по каким-то причинам, настоятельно не рекомендуем сразу же останавливать чтение. Потерпите немного…
Внешне «Моментумы SX3i» очень лаконичны. Отделаны фактурным шпоном натурального дерева, могут закрываться спереди грилями на магнитных креплениях (опция). Сзади ничего кроме наклейки с серийным номером, парочки винтовых терминалов под колоночный кабель и отверстия фазоинвертора со скругленными краями ничего нет. Ну и спереди тоже на вид все стандартно. В верхней части – фирменная пищалка SXT с вогнутым алюминиевым куполом (черный цвет ему придает глубокая анодировка), легкой катушкой и овальным фланцем, прикрытым звукопоглощающим материалом для снижения интерференции. В нижней – длинноходный 17-сантиметровый басовик с диффузором из пропитанной бумаги и неподвижной фазовыравнивающей пулей из алюминия.
Однако за ним стоит еще одна головка с идентичными характеристиками, а вместе они образуют отдельную замкнутую камеру. Суть изобарического принципа состоит в том, что при синхронном перемещении диффузоров давление в этом объеме остается постоянным. Получается, что внешний динамик (обращенный к слушателю), работает как бы без нагрузки с обратной стороны и может воспроизводить сигнал с большей аплитудой без компрессии и искажений. А внутренний решает иную задачу – взаимодействуя с фазоинвертором, задаёт нижнюю рабочую границу.
Все три головки наделены крупными ферритовыми магнитами.
Производитель не раскрывает типы и настройки разделительных
фильтров, но известно, что в них используются высококлассные
конденсаторы Mundorf MCap Supreme.
К слову, все три головки наделены крупными ферритовыми магнитами. Производитель не раскрывает типы и настройки разделительных фильтров, но известно, что в них используются высококлассные конденсаторы Mundorf MCap Supreme.
Конспективно представим другие части тестовой системы. Проигрыватель Naim CD5 XS узнается сразу по вручную выдвигаемому лотку загрузчика. Достоинства такой конструкции (собственной разработки Naim) состоит в том, что размещенный в ней же шпиндель привода диска и каретка лазерной головки как бы подвешены всего на одной оси к жесткой платформе, при этом возможные вибрации могут возбуждаться лишь на одной частоте, но их эффективно гасит фирменная технология низкорезонансного демпфирования.
У сетевого проигрывателя ND5 XS общий с дисковым форм-фактор алюминиевого корпуса и выходная цифро-аналоговая секция. Но вообще это в принципе другое устройство. Из него «вычли» транспорт, «приплюсовали» RAM-буфер для подавления джиттера и фильтрации шумов, а также различные интерфейсы интеграции в домашнюю сеть. Аппарат к ней подключается или витой парой по протоколу UPnP, или по беспроводной сети. Поддерживает стриминговый сервис Spotify, наделен приложением vTuner 5 для прослушивания интернет-радио. Возможности блока можно расширить опционным модулем эфирного приема DAB/FM. За функцию воспроизведения файлов с USB-носителей или из iPod, как и за три цифровых входа, которые позволяют использовать ND5 XC в качестве ЦАПа, доплачивать не надо – это штатное оснащение.
Предварительный усилитель NAC-152 XS позволяет подключить до пяти музыкальных источников по традиционным линейным входам RCA или до семи устройств через разъемы DIN. Класс аппарата можно повысить, запитав его от внешнего блока SuperCap или FlatCap XS (чем, кстати, мы и воспользовались).
Выбор компонентов Naim был сделан и по сугубо прагматическим
соображениям. По звуковому почерку и системным возможностям
эти представители «доступного High End» уже давно заработали
свою твердую пятерку.
Оконечник NAP-155 XS выдает всего по 60 ватт в каждый канал, но больше нам и не надо. А вот тот факт, что аппарат отвечает серьезной концепции, подходит как раз идеально. У него – тороидальный трансформатор с отдельными обмотками для левого и правого каналов, продвинутая стабилизация питания, отборные выходные транзисторы, помещенные на керамические подкладки, заказные пленочные конденсаторы…
Выбор компонентов Naim весьма почтенной серии XS был сделан и по сугубо прагматическим соображениям. Во-первых, по звуковому почерку и системным возможностям эти представители «доступного High End» уже давно заработали свою твердую пятерку. Во-вторых, вся серия только что была снята с производства, а это дает реальный шанс купить элитарную технику с неповторимым британским звуком по еще более доступной цене, поскольку дистрибьютор наверняка устроит традиционные «прощальные» скидки.
Однако вернемся к акустике. Нисколько не преувеличивая скажу, что Momentum SX3i способны прозвучать так, что у всех меломанов перевернутся представления о возможностях компактных АС. Поразительно широкий диапазон вниз и при этом полностью оформленный по структуре и энергетике бас захватывают сразу и больше не отпускает. Пусть эти малыши не приемлют критических мощностей и на высокой громкости могут потерять чистоту воспроизведения, но до этого рубежа они выполняют свои функции идеально. Рождается ощущение, будто в системе работает еще и классно настроенный сабвуфер, хотя существует он, понятно, только в воображении. Атака не смазана, фронты резкие и четкие, за ударом всегда следует выверенное послезвучие. По этим критериям сочетание полочников Neat с усилителями Naim кажется безукоризненным. Они линейно и естественно воспроизводят любые “крупные” или “быстрые” формы, очень правдоподобно выдают нижнюю середину.
Теперь зайдем с другой стороны. Характер верхней полосы в системе скорее определяет акустика. Почерк у “нитовских” твитеров ясный, лишь чуть-чуть резковатый, зато очень детальный. То, что компоненты Naim XS имеют гладкий сбалансированный саунд, здесь нам лишь на руку. Не только высокий, но и средне-высокий регистр передается во вполне нейтральных тонах – без чрезмерной яркости, но с великолепно раскрытыми тембрами.
Рождается ощущение, будто в системе работает еще и классно настроенный
сабвуфер, хотя существует он, понятно, только в воображении. Атака не
смазана, фронты резкие и четкие, за ударом всегда следует выверенное послезвучие.
Довольно специфична у Momentum SX3i область 1000 — 2000 Гц. В этой узкой части диапазона основная смысловая нагрузка приходится еще на басовики. К ним нет претензий относительно линейности и динамичности воспроизведения. Но меня не покидало ощущение, будто из звуковой картинки в указанном отрезке выпало что-то такое, из чего должен был сложиться точный тембральный колорит голосов и музыкальных инструментов. Какой трек не включи, но легкий налет искусственной сглаженности заметить можно.
Предполагаю, это и есть одна из особенностей изобарической схемы в простом двухполосном варианте реализации. В басах все взаимодействует идеально, но когда два синхронно работающих драйвера вынуждены выдавать еще более быстрые колебания, они начинают реагировать по-разному (что логично – у них разная нагрузка), и слух это замечает. Что ж, с этим придется смириться. Это не исправить заменой компонентов или подбором кабелей. Больше того: как раз здесь я призываю не поддаваться экспериментаторскому искушению, потому что в попытках искоренить легкую синтетику отдельных звуков можно потерять нечто куда более ценное для музыкальности.
В частности, вы поставите под удар звуковую сцену. Акустика, которая способна разделять планы с такой же ясностью, с которой она локализует и все источники в стереобазе, встречается нечасто, а SX3i как раз из таких. Пространственная передача почти избавлена от привязки, образы в сцене получаются правильными по масштабу и реально трехмерными. Причем такой эффект достигается не при каком-то строго одном варианте расположения колонок в комнате, а допускает и некоторые вариации.
Также есть риск лишить технику способности передавать дух современных цифровых и старых аналоговых записей, либо выявлять все нюансы какого-либо их ремастеринга. Это необычное качество, уверен, особенно высоко оценят охотники за “первопрессами” и редкими изданиями. Причем разница между казалось бы одинаковыми альбомами читается безошибочно и при воспроизведении с дисковых носителей, и при проигрывании по сети в виде качественных CD-рипов, либо в формате Hi-Res. Впрочем, в этом плане техника Naim всегда отличалась педантизмом, потому и удивляться нечему.
Акустика, которая способна разделять планы с такой же ясностью,
с которой она локализует и все источники в стереобазе, встречается
нечасто, а SX3i как раз из таких.
Источник: www.salonav.com