Акустические системы Neat Ekstra
Особенность этой британской акустики в том, что в числе её разработчиков есть музыканты с отличным слухом, который помогает им оценивать звучание и находить нестандартные конструкторские решения. Собственный путь в столь консервативной сфере всегда интересен, и сегодня у нас на испытании совсем новая пара, в которой сконцентрированы самые удачные наработки, применявшиеся в моделях прошлых лет.
Можно бесконечно спорить на тему что важнее – данные измерений акустических систем или субъективные впечатления от их звучания. Сейчас, когда всё проектируется с помощью компьютерных симуляторов, слуховой экспертизе отводится второстепенная роль, но история знает немало случаев, когда идеально линейные АС по общему экспертному мнению проигрывали тем, у которых объективные параметры были заметно хуже. Конечно, здесь многое зависит от квалификации экспертов, но сотрудникам Neat Acoustics можно доверять – у них есть и музыкальный слух, и опыт сравнительного прослушивания. Кроме того, они всё-таки инженеры, и при создании очередной модели пользуются всеми современным инструментами для моделирования и аппаратной оценки результатов.
Даже в экспериментальном, предварительном варианте конструкция с двумя синфазными динамиками показала более глубокий и панчевый бас с хорошо читаемой структурой.
Несколько лет назад в кулуарах аудио конференции главный конструктор компании Боб Сёрдженер (Bob Surgeoner) рассказал мне, что и фирменное акустическое оформление Neat, изобарическую нагрузку, они выбирали на слух, сравнивая её с фазоинвертором, трансмиссионной линией и пассивным излучателем. И что даже в экспериментальном, предварительном варианте конструкция с двумя синфазными динамиками показала более глубокий и панчевый бас с хорошо читаемой структурой.
Все хитрости этого оформления спрятаны внутри корпуса, и не даром описание модели Extra на сайте Neat озаглавлено «Thinking Inside the Box». Да, внешне «Экстры» выглядят как крупногабаритные двухполоски, но на самом деле всё гораздо сложнее.
В нижней части рисунка показана герметичная камера, в которой установлена пара НЧ-головок нестандартного калибра 143 мм (5,3 дюйма), причём одна прокачивает внутренний объём, а вторая устанавливается диффузором наружу. Звуковые катушки соединены параллельно и синфазно, поэтому диффузоры движутся синхронно, и внутри камеры давление постоянно при любом уровне громкости. Отсюда и название – изобарическая нагрузка. Частотную характеристику задаёт головка, установленная внутри корпуса — её поведение на нижних частотах корректируется настройкой фазоинвертора. Фирменный Q-port, выведенный назад, сконструирован таким образом, что колонки можно ставить близко к стене. Динамик, излучающий в пол, воспроизводит тот самый бас, который мы слышим, и он работает точно так же, как и верхний – солидный объём корпуса позволяет ему заходить в сабвуферную область. Странно, что в спецификациях модели Extra производитель не указывает ни границы рабочего диапазона, ни частоты раздела, так что придётся ориентироваться исключительно на собственные впечатления.
Твитер здесь особенный, с безынерционным ленточным излучателем, причём его солидный размер обещает хорошую энергетику в верхнем диапазоне.
Обратите внимание, что все излучатели работают в собственных, полностью изолированных секциях корпуса – чтобы полностью исключить их влияние друг на друга. Твитер здесь особенный, с безынерционным ленточным излучателем, причём его солидный размер обещает хорошую энергетику в верхнем диапазоне. Подобные пищалки в колонках Neat обычно работают килогерц до сорока, так что и с «атмосферностью» проблем быть не должно. Наклейка с ворсом и боковые сужения лицевой панели на уровне твитера ослабляют ранние отражения.
13-сантиметровыйо среднечастотник изначально был разработан специалистами Neat для моделей Motive и Alpha. Его задача – не только максимально информативно озвучивать отведённый диапазон, но и не отставать по скорости отклика от твитера. Поэтому у него облегчённая подвижная система с диффузором из пропитанной бумаги, достаточно жёсткий неопреновый подвес и усиленная магнитная система. СЧ-излучатель и твитер установлены на отдельной платформе из вибростойкого полимера, которая изолирована от корпуса полиэтиленовой прокладкой. При наличии в корпусе двух длинноходных НЧ-головок это мера совсем не лишняя.
Да и при построении корпуса приняты меры для борьбы с вибрациями – стенки из MDF изнутри усилены стяжками и покрыты демпфирующим составом. К нижней плоскости привинчиваются три опоры из чернёного алюминия, в которые вкручиваются развязывающие шипы.
О разделительных фильтрах ничего не сообщается, по предыдущим моделям могу предположить, что это лаконичные схемы первого-второго порядков, собранные из отборных компонентов. Многопроводное подключение не предусмотрено.
Вариантов внешней отделки четыре: белое матовое покрытие, чёрный и натуральный дуб, американский орех. Шпон по всем признакам настоящий.
Собственно говоря, модель Extra можно рассматривать как полочник с сабвуфером. Твитер со среднечастотником образуют настолько согласованную пару, что по характеру звучания она приближается к точечному источнику – это особенность большинства моделей Neat. И в нашем случае впечатления такие: фокусировка мнимых образов очень острая, чётко закреплены в пространстве не только инструменты и голоса, но даже послезвучия, зафиксированные на фонограмме. Благодаря этому правильно передаётся и объём, и атмосфера того помещения, в котором находились исполнители при записи. Стереокартинка получается на редкость информативная и правдоподобная. И большая заслуга в этом, конечно, принадлежит ленточному твитеру с его колоссальной детальностью и способностью формировать окружающее пространство, характер которого на каждой записи разный. Вот когда особенно ясно понимаешь, насколько важно правильное построение звуковой сцены для эмоционального восприятия музыки, причём любой – камерной акустической или синтезированной с многочисленными 3D эффектами.
Благодаря этому правильно передаётся и объём, и атмосфера того помещения, в котором находились исполнители при записи.
Средняя полоса, конечно, тоже участвует в передаче пространственных нюансов, но главная её задача – выдавать информацию, к достоверности которой наш слух особенно требователен. Именно здесь сосредоточен спектр большинства инструментов и вокальных партий, и у «Экстры» в этом диапазоне большое преимущество – высокое тембральное разрешение и подкупающая лёгкость подачи. Совершенно не чувствуется ни синтетики, ни потери послезвучий.
Но главный смысл всей нашей истории, конечно же, в передаче нижнего регистра. Тут следует отметить несколько особенностей. Заслуга необычного низкочастотного оформления в том, что бас глубок и не затянут даже в самой нижней октаве, и в нём сосредоточено на редкость много энергии. Но эту энергию необходимо держать под контролем, иначе появятся гулкие призвуки, да и сама структура баса может быть смазанной. Чтобы раскачать пару НЧ-драйверов в изобарическом оформлении, от усилителя требуется повышенный ток, поэтому решающее значение будет иметь его правильный выбор. Мы слушали Neat Ekstra с интегральником Naim Super Nait 3 – несмотря на относительно невысокую мощность (2 х 80 Вт, 8 Ом) он придавал басовым нотам и энергию, и чёткую законченную форму без малейших признаков монотонности. Уверен, такое чисто британское сочетание придётся по вкусу не только любителям тяжёлого рока, но и фанатам транса, даба, хауса и других танцевальных шедевров с основательной низкочастотной опорой. И это не просто ударный панч, а породистый, хорошо артикулированный драйв, который не кажется вульгарным даже на изысканной оркестровой классике. Кроме того, усилители Naim достаточно музыкальны, чтобы показать всё богатство звучания в полном частотном спектре. Слушаешь, и как бы видишь перед собой реальные инструменты и живых исполнителей.
Уверен, такое чисто британское сочетание придётся по вкусу не только любителям тяжёлого рока, но и фанатам транса, даба, хауса и других танцевальных шедевров.
Самое интересное, что динамический потенциал Neat Ekstra оказался намного выше предполагаемого. Ради эксперимента мы послушали их в более просторном помещении, подключив к мощным моноблокам. Колонки без особых усилий прокачали помещение мощным, тяжёлым басом, возросла общая динамика, правильно оформился удар, но вот той лёгкости и свободы, которую продемонстрировал Super Nait 3 в верхнем и среднем регистрах, уже не ощущалось.
Чтобы количественный прирост по уровню соответствовал качественному, остаётся лишь для больших помещений порекомендовать более мощный Naim, хотя правильное ценовое соотношение между усилителем и акустикой будет нарушено. Но Neat Ekstra одна из немногих моделей, ради которой стоит на это пойти.
СИСТЕМА
-
Сетевой проигрыватель Naim Audio NDX2
-
CD-проигрыватель Roksan Blak
-
Интегральный усилитель Naim Super Nait 3
-
Кабели:
-
межблочные Atlas Asimi RCA
-
акустические Atlas Mavros
-
силовые Cardas Clear Power
Neat Ekstra
Производитель: Neat Acoustics Ltd. (Великобритания)
www.neat.co.uk
Конфигурация: 4 излучателя, 2,5 полосы || Акустическое оформление: изобарическая нагрузка/фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: н.д. || Чувствительность: 88 дБ/Вт/м || Номинальное/минимальное сопротивление: 8/5 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 200 Вт || Отделка: белая матовая, чёрный дуб, натуральный дуб, американский орех || Габариты 1100 х 170 х 250 мм || Масса 1 шт.: 18 кг