Интегральный усилитель Cayin Jazz 80

Совместить аудиофильские каноны с современными требованиями к функционалу и качеству звучания, не выходя за разумные ценовые рамки — задача непростая. Её решение стало целью китайского бренда Cayin при создании ламповых усилителей серии Jazz.
Посмотрим, как это сделано в младшей модели Jazz 80, испытав её с цифровым и аналоговым источниками.
ЭНЕРГИЯ ВАКУУМА
Любопытно, что в 21-м веке популярность ламповых усилителей не падает. На мой взгляд, это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, желанием иметь дома модную вещь, красиво светящуюся в темноте и навевающую воспоминания о золотой эпохе аудио. Второй, более серьёзный резон — тот самый «тёплый ламповый звук», над которым любят насмехаться апологеты транзисторного усиления. А ведь термин этот появился не на пустом месте, и ему есть чисто техническое объяснение.
Весь этот Jazz
Эксперты и некоторые производители аудиотехники давно заметили, что качество звучания усилителей в большей степени зависит не столько от количества искажений, сколько от их характера (и это подтверждается нашей практикой). Модель с КНИ порядка 0,01% может звучать утомительно, если в спектре гармоник имеются составляющие высших порядков. И наоборот, если всё ограничивается третьим или четвёртым порядком, то усилитель даже с КНИ около 1% можно слушать долго без усталости. Так вот, в ламповых усилителях, особенно с неглубокой общей обратной связью, шлейф гармоник намного короче, чем в транзисторных, и более приятная для слуха подача привлекает многих любителей музыки.
Именно на это и делает ставку китайская компания Zhuhai Spark Electronic Equipment Co., Ltd, выпускающая под брендом Cayin аудиокомпоненты, в которых в качестве активных элементов используются лампы — на них построены даже выходные каскады CD-проигрывателей и. Вторая отличительная черта этой продукции — чрезвычайно привлекательное отношение цены и качества, достигнутое за счёт боле чем 30-летнего опыта и использования современной производственной базы. Понятно, что ламповый усилитель не может быть дешёвым из-за высокого напряжения питания, количества железа, а главное — дороговизны выходных трансформаторов, во многом определяющих качество звучания. В текущем каталоге Cayin более десятка интегральных и оконечных усилителей, что наверняка позволяет унифицировать некоторые комплектующие и тем самым снизить себестоимость готовых изделий. Да и вообще, у крупного производителя (Zhuhai Spark Electronic Equipment Co., входящая в международный концерн AVIC, под разными брендами выпускает широкий спектр аудиокомпонентов) возможностей для оптимизации гораздо больше, чем у какого-нибудь частного предприятия.
Jazz 80 выпускается в двух вариантах — с пентодами KT88 и EL34 на выходе, и оба могут работать как в ультралинейном режиме, так и триодном.
Модель 80 — младшая в линейке (выше неё недавно выпущенная Jazz 90 и Jazz 100), но выглядит она внушительно. Сзади на стальном шасси под общим экраном установлены силовой и выходной трансформаторы, а перед ними — восемь мягко светящихся ламп. Jazz 80 выпускается в двух вариантах — с пентодами KT88 и EL34 на выходе, и оба могут работать как в ультралинейном режиме, так и триодном. Наш экземпляр на «тридцатьчетвёрках» выдаёт 2 х 36 Вт в УЛ и 2 х 18 Вт в триоде. Версия на КТ88 чуть мощнее — 2 х 40 Вт и 2 х 20 соответственно. Для 4-омной и 8-омной акустики имеются отдельные винтовые клеммы, поэтому выходная мощность от сопротивления нагрузки не зависит. Также имеется гнездо 6,3 мм для наушников. Предусмотрена балансировка двухтактных выходных каскадов с контролем по стрелочным индикаторам на лицевой панели.
Секция предварительного усиления каждого канала построена на двойных триодах 12AX7, фазоинвертор и драйвер — на 12AT7. Выходные EL34 — с логотипом Cayin и многозначительной надписью «Never be the same again». По форме колбы — Psvane, одни из лучших, производимых в Китае.
Лампы закрываются довольно массивным съёмным грилем — при эксплуатации в домашних условиях мера вовсе не лишняя.
Помимо кодеков UAT, apt-X, apt-X HD, apt-X Low Latency, SBC и AAC модуль Bluetooth поддерживает LDAC с возможностью беспроводной передачи аудио в высоком разрешении.
Входная коммутация предусматривает подключение трёх линейных источников с выбором с пульта ДУ или ручкой на лицевой панели. Перевод её в четвёртое положение активирует встроенный модуль Bluetooth, посредством которого усилитель может воспроизводить аудио по беспроводной связи от смартфонов, планшетов, ноутбуков и т.д. Чтобы установить соединение, достаточно выбрать в качестве источника Bluetooth, при этом начнёт мигать синий светодиод. На сопрягаемом устройстве Jazz 80 будет виден как Cayin HD BT, и после подтверждения связь будет установлена. Примечательно, что помимо кодеков UAT, apt-X, apt-X HD, apt-X Low Latency, SBC и AAC модуль Bluetooth поддерживает LDAC с возможностью беспроводной передачи аудио в высоком разрешении со скоростью до 990 кбит/с. Для ламповой конструкции решение, прямо скажем, революционное. Принятый по Bluetooth сигнал декодируется в аналог 32-битовым чипом ES9018K2M.
При своей довольно высокой мощности усилитель имеет довольно скромные габариты 300 x 385 x 190 мм, но весит при этом прилично — 16,8 кг. Выпускается он в чёрном и серебристом оформлении. Качество изготовления и отделки — характерно высокое для Cayin.
Три импровизации
Усилитель мы слушали с акустическими системами Penaudio Sara Diamond, и на первом этапе источником служил сетевой проигрыватель Luxman NT-07. Выходные каскады работали в ультралинейном режиме.
Система удивила буквально в первые же минуты — такого внятного баса и крепкого удара никак не ожидаешь от пары EL34 с напольными системами чувствительностью 86 дБ. Очевидно, всё дело в хитрых выходных трансформаторах, но о них производитель не даёт никакой информации. Jazz 80 уверенно контролирует всю нижнюю полосу, на тестовой записи ударной установки энергетике и скорости атаки мог бы позавидовать и транзисторный оконечник, но в нашем случае всё это сочеталось с «бархатным» басом, а барабаны прекрасно разделялись и пространственно, и по характеру удара. Да и в целом тембры на знакомой записи передавались более ярко, чем обычно. Кроме того, усилитель показал всю красоту верхней полосы акустических систем — при ударе по тарелкам твитеры формировали серебристое облако ВЧ-составляющих, которое буквально повисало в воздухе. Откликался металл мелодично — чисто, ярко, с настоящим блеском. На альбоме The Doors «Morrison Hotel» богатство спектра во всех частотных полосах приятно удивило.
На тестовой записи ударной установки энергетике и скорости атаки мог бы позавидовать и транзисторный оконечник, но в нашем случае всё это сочеталось с «бархатным» басом.
Второй этап прослушивания — трансляция музыки со смартфона по Bluetooth. Связь установилась моментально, и хотя наш смартфон не поддерживал LDAC, характер звучания оказался вполне приемлемым. Мне даже показалось, что лампы слегка смягчали врождённые недостатки беспроводного протокола — по крайней мере, скрипка на записи анне Софи Муттер на треке «The Adventures Of Tintin» звучала мелодично и вполне натурально.
Впрочем, всё познаётся в сравнении, и переход на винил показал настоящий потенциал усилителя. С проигрывателем Technics SL-1000R (головка Ortofon Cadenza Red) и фонокорректором Luxman E-250 он выдал такой бас и динамику, что все предыдущие впечатления тут же поблёкли. Звуковая картина буквально ожила, в ней появились новые краски. Но самым впечатляющим оказалось построение пространства — на альбоме B 52’s «Bouncing off the Satellites» выстроилось какое-то немыслимое количество звуковых планов. Бас и ударные ушли метра на два за линию колонок, вокал выдвинулся вперёд, а между ними выстроились остальные инструменты. Колонки при этом просто исчезли, 3D сцена существовала как бы независимо от них.
И классическая ламповая подача — плавная, без резких контрастов, но с заряженным оркестровым tutti. Духовые и струнные разделялись на слух идеально.
Симфоническая классика, в частности, «Жар-птица» Стравинского, открыла иной масштаб: колонки проявились, расширяя передний план, солирующие инструменты оказались в центре, оркестр же расположился с размахом на втором плане. И классическая ламповая подача — плавная, без резких контрастов, но с заряженным оркестровым tutti. Духовые и струнные разделялись на слух идеально, не самое простое для восприятия произведение воспринималось на редкость комфортным. Сразу замечу, что триодный режим для подобной музыки оказался не оптимальным — заметно снизилась энергетическая составляющая, и это не удалось скомпенсировать прибавкой громкости. А вот альбом «Wave» Антониу Карлоса Жобима в триоде прозвучал фантастически красиво — душевно, с прекрасно переданным настроением.
Так что Cayin Jazz 80 — усилитель для меломанов разных поколений. Молодёжь оценит динамику и совершенно не ламповый драйв, а коллекционеры винила, возможно, на знакомых треках услышат то, что раньше почему-то было скрыто.
СИСТЕМА
- Сетевой транспорт Luxman NT-07
- Проигрыватель винила Technics SL-1000R
- Фонокорректор Luxman E-250
- Акустические системы Penaudio Sara Diamond
- Кабели межблочные, акустические и силовые — Nordost Heimdall 2
Cayin Jazz 80
Выходная мощность RMS на 4 и 8 Ом | EL34: 36 +36 Вт UL, 18+18 Вт Triode |
---|---|
Воспроизводимый диапазон | 8 Гц — 60 кГц (-3dB) |
Коэффициент искажений | 0.2% (1 Вт/1 кГц) |
Отношение сигнал/шум | 90 дБ (A-взвешенное) |
Чувствительность/входное сопротивление | 300 мВ/100 кОм |
Состав ламп | 2 x 12AX7, 2 x 12AU7, 4 х EL34 |
Оптимальное сопротивление наушников | 16 — 300 Ом |
Входы | 3 x RCA, Bluetooth |
Выходы на акустику | 4 и 8 Ом |
Версия Bluetooth, чип | V5.0, QCC5125 |
Поддержка протоколов Bluetooth | UAT, LDAC, apt-X, apt-X HD, apt-X Low Latency, SBC, AAC |
Чип конвертера | ES9018K2M SABER32 |
Максимальная потребляемая мощность | 16,8 кг |
Габариты (Ш xГ x В) | 300 x 385 x 190 мм |
Производитель: Zhuhai Spark Electronic Equipment Co., Ltd (КНР)
Источник: salonav.com