Беспроводные мониторы Onkyo Creator GX-30ARC/GX-10DB

Вот так новость: компания, которую мы знали, в основном, по кинотеатральным ресиверам, выпустила две модели активной акустики, открыв ими новую серию компонентов Onkyo Creator. Мониторы довольно компактные, но создатели вложили в них не только опыт и знания, накопленные почти за 100 лет производства Hi-Fi техники, но и современную схемотехнику.
МОЛОДЁЖНЫЙ АКТИВ
Прогресс в схемотехнике усилительных модулей класса D с реальным хайфайным звучанием вызвал настоящий бум в сфере активной акустики. Не удивительно, что и спрос на неё растёт — с парой таких колонок и простеньким стримером (а их на рынке тоже немало), можно построить компактную и недорогую систему с неплохими музыкальными способностями.
Но чем шире выбор активных мониторов, тем жёстче конкуренция, и производителям нужно постараться, чтобы создать продукт, выделяющийся из общей массы. Тем более, если ты впервые заходишь в эту нишу.
Для творчества и развлечений
Любопытно, что названием Creator компания Onkyo как бы очерчивает целевую аудиторию своих новинок, подразумевая в первую очередь создателей музыкального контента, геймеров и меломанов, не желающих расставаться с музыкой во время работы. Обе модели, впервые показанные на CES в январе нынешнего года, относятся к популярному нынче классу desk top audio. Для установки на столе в комплекте имеются пластиковые подставки, улучшающие синхронизацию излучателей за счёт 10-градусного наклона корпуса.
Полосы делятся активными фильтрами в предварительной секции, и динамики подключаются к модулям D-класса напрямую.
Старшая модель, Creator GX-30ARC, представляет собой систему из пары мониторов размером 220 x 146 x 210мм. Усилительные модули для нижней и верхней полос раздельные, мощностью 17 и 8 Вт соответственно, чего вполне достаточно для создания оглушающего звукового давления 115 дБ. Полосы делятся активными фильтрами в предварительной секции, и динамики подключаются к модулям D-класса напрямую. При этом, как известно, улучшается управляемость баса (демпфирование диффузоров) и отсутствуют потери энергии в пассивных цепях.
Нижняя полоса в GX-30ARC озвучивается 4-дюймовым (100 мм) динамиком с диффузором, внешне похожим на целлюлозный. Поначалу показалось, что он работает в закрытом корпусе, но при более внимательном осмотре в самом верху задней панели обнаружился узкий щелевой порт фазоинвертора. Благодаря такому оформлению рабочую границу мониторов удалось снизить до 55 Гц.
За верхнюю полосу вплоть до 20 кГц отвечает 0,75-дюймовый (19 мм) твитер с мягким куполом. Обратите внимание, что оба излучателя утоплены в передний щит, что даёт каждому собственный короткий рупор с определённым раскрывом. Таким способом достигается лучшее сведение полос, формируется оптимальная общая диаграмма направленности.
Оба излучателя утоплены в передний щит, что даёт каждому собственный короткий рупор с определённым раскрывом.
В нашей системе активным монитором был левый (но при необходимости его можно переназначить и правым), с полным набором входов, Bluetooth модулем, встроенным DSP и регулятором громкости. В другой канал он выдаёт уже усиленный по мощности и поделенный на полосы сигнал по двухметровому кабелю с винтовым разъёмом. Аналоговые источники можно подключить к GX-30ARC через гнездо AUX 3,5 мм или по стереопаре RCA, которая тумблером переключается с линейного на Phono. Да, в мониторе также имеется ММ-корректор, и его мы обязательно испытаем.
Набор цифровых интерфейсов достаточен для большинства применений: TosLink, USB C и HDMI Arc, так что мониторы подойдут не только саунд-криэйторам, но и обычным телезрителям. Разумеется, предусмотрено и беспроводное подключение — модуль Bluetooth 5.3 поддерживает кодек A2DP: SBC.
Кроме того, благодаря наличию аналогового выхода на сабвуфер систему легко достроить до аудиофильской конфигурации 2.1.
Пару горящих светодиодов на передней панели главного монитора видно даже сквозь матерчатый гриль. Верхний, способный излучать шесть разных цветов, показывает активный в данный момент вход, а второй загорается при включении фирменной DSP-коррекции Onkyo Flat Sound.
Управляется система либо с задней панели — там для этого есть всё необходимое, либо, что гораздо удобнее — с небольшого пульта ДУ.
Питается активный монитор от внешнего блока, выдающего 24 вольта при токе 2,7 ампер.
Максимальное звуковое давление, которое могут создать эти малыши — 110 дБ. Для таких габаритов немало.
Младшая модель GX-10DB — более компактный и упрощённый вариант рассмотренной выше «тридцатой». В корпусе 176 x 119 x 169 мм установлены два динамика — низкочастотный калибра 76 мм и уже знакомый нам 19-миллиметровый твитер, но здесь перед его куполом закреплено т.н. апертурное тело, выравнивающее частотную характеристику вне акустической оси. Низкочастотное оформление то же самое, щелевой фазоинвертор, а рабочий диапазон системы — от 70 Гц до 20 кГц.
Всё усиление, включая пару 15-ваттных импульсных оконечников, сосредоточено в активном мониторе, а в пассивный канал мощный сигнал передаётся по обычному акустическому кабелю. Максимальное звуковое давление, которое могут создать эти малыши — 110 дБ. Для таких габаритов немало.
Набор входов тот же, что у GX-30ARC, но без HDMI Arc, отсутствует и встроенный фонокорректор. Зато Bluetooth 5.3 с поддержкой A2DP: SBC и выход на активный сабвуфер — в наличии.
На переднем щите также горят два светодиода, показывающие выбранный вход и включение коррекции Flat Sound.
Обе модели выпускаются в белом и чёрном оформлении.
Почти как взрослые
Для испытаний мониторов нам понадобился лишь стример Wiim Mini, который получал файлы высокого разрешения от аудиосервера Brooklyn Bridge II со встроенным накопителем. От «таблетки» активная колонка GX-30ARC получала сигнал по оптическому кабелю.
Некоторые ноты воспроизводились даже с субгармониками, чего уж никак нельзя было ожидать от 4-дюймовых динамиков.
Мы уже привыкли, что для активной акустики размер корпуса не имеет большого значения — сказывается идеальное согласование динамиков с усилителями, а также «зашитая» в тракт коррекция на НЧ, компенсирующая спад отдачи на краю диапазона. Но «тридцатки» Onkyo реально удивили не только количеством баса, но и его структурой: на разных альбома — AC/DC, Aerosmith или Black Sabbath — нижний регистр передавался по-разному. Ни монотонности, ни стремления произвести вау-эффект за счёт раздувания баса с потерей разборчивости. Причём даже без дополнительной коррекции Flat Sound некоторые ноты воспроизводились даже с субгармониками, чего уж никак нельзя было ожидать от 4-дюймовых динамиков. Кстати, пресет Flat Sound действительно выравнивает тональный баланс, чуть приподнимая края диапазона, но при этом DSP вносит явную цифровую окраску, из-за которой звучание становится немного безжизненным. Возможно, при воспроизведении файлов с меньшим разрешением влияние дополнительной цифровой обработки окажется не столь заметным.
Второй важный момент — скорострельность мониторов. Лёгкие диффузоры с правильным демпфированием удивляют не только резкостью атаки при передаче ритмической структуры, но и живо показывают, например, как откликается на касание струна обычной акустической гитары. Благодаря этому заметно повышается разборчивость звучания, и музыка с очень плотным спектром легко раскладывается сознанием на составляющие. Звучание GX-30ARC действительно можно назвать мониторным (в хорошем смысле) — оно не напрягает, но и не даёт расслабиться при прослушивании.
Если слушать в ближнем поле, появится ощущение, что слушаешь в гигантских наушниках, но музыка будет звучать не в голове, а в полуметре спереди.
К этому необходимо добавить способность мониторов аккуратно прорисовывать пространство. Оно, конечно, не от стены до стены, но при двухметровом расстоянии между мониторами достаточно впечатляюще. А 19-миллиметровые твитеры дают чёткое направление на каждый виртуальный источник звука. Если слушать в ближнем поле, появится ощущение, что слушаешь в гигантских наушниках, но музыка будет звучать не в голове, а в полуметре спереди.
По Bluetooth система звучала иногда даже более убедительно, чем по оптике. Впрочем, это зависело от характера контента. По крайней мере, каких-то специфических недочётов заметно е было. Соединение быстрое и в пределах довольно большой комнаты устойчивое.
Для испытаний встроенного фонокорректора мы подключили к монитору проигрыватель Music Hall Classic с ММ-головкой G1006. В нём имеется собственный, причём отключаемый корректор, что дало возможность сравнивать звучание буквально на лету. Честно говоря, принципиальной разницы обнаружить не удалось — корректор от Music Hall оказался немного живее и яснее в верхнем диапазоне, но об этом можно было уверенно сказать лишь после нескольких A/B сравнений.
Мониторы мы слушали примерно в двух с половиной метрах от передней линии, и никаких проблем с заполнением сцены или нехваткой громкости не ощущалось. Так что GX-30ARC в небольшой комнате вполне могут стать основной системой с компромиссами, с которыми вполне можно мириться. Особенно, учитывая её цену.
Производитель Onkyo Home Entertainment Corporation (Япония)
Модель | GX-30ARC | GX-10DB |
---|---|---|
Конфигурация | 2 излучателя, 2 полосы | 2 излучателя, 2 полосы |
Акустическое оформление | фазоинвертор | фазоинвертор |
Рабочий диапазон, Гц | 55 — 20 000 | 70 — 20 000 |
Мощность встроенных усилителей, Вт | 2 х (17 + 8) | 2 х 15 |
Максимум SPL | 115 | 110 |
Bluetooth | 5.3 (A2DP: SBC) | 5.3 (A2DP: SBC) |
Аналоговые входы | RCA (Phono/Line), 3,5 мм | RCA (Line) |
Цифровые входы | TosLink, USB C, HDMI Arc | TosLink, USB C |
Аналоговый выход | RCA на сабвуфер | RCA на сабвуфер |
Отделка | чёрная и белая | чёрная и белая |
Габариты, мм | 220 x 146 x 210 | 176 x 119 x 169 |
Масса активной/пассивной, кг | 2,7 + 2,4 | 1,7 + 1,5 |
Источник: salonav.com